Этническая асимметрия

Nov 18, 2013 16:58


Когда случается столкновение на национальной почве, власть делает круглые глаза, твердит что-то невразумительное о неких провокациях, подстрекательстве, собирается очередное совещание по вопросам поддержания межэтнического мира. Так было и после Кондопоги с Сагрой, и после Пугачёва, и после Ставрово.

Как предлагают решать проблему? Всевозможные дни национальных культур, запрет экстремистской литературы, обучение мигрантов русскому языку и т.д.

Громкое выступление против приезжих. И вот уже раздаются крики о «фашистской», «нацистской» угрозе. Я недаром поместил в кавычки. У нас ведь слова «фашизм», «нацизм» и производные от них используют, чтобы подчеркнуть бесчеловечность и жесткость. Непопулярные реформы, закон о монетизации льгот возмущенные ветераны тоже клеймили таким же образом.

Давайте не будем заниматься самообманом и повторять термины, которые неуместны. Нет у молодежи, которая бьёт гастарбайтеров, которая ходит на «Русский марш», стройной идеологии в принципе. Она отсутствует даже у респектабельных партий, заседающих в Думе. Наивно полагать, что пресловутые скинхеды и прочие течения являются последователями фашизма, идей Бенито Муссолини. Вам попадались националистически настроенные люди, кто выступает за корпоративизм, считает, что и собственник, и работники - это единое целое (товаропроизводители), что должно быть государство, вне которого не может быть ничего?!

Если сопоставить радикальных этнических националистов с нацистами, то сходство проявляется в символике и приветствии. Не более того.

Ксенофобия, а не нацизм

Объективности ради правильнее именовать отечественных националистов ксенофобами.

Неприязнь к чужим распространена на бытовом уровне. «Задолбали чурки!» - это непременно услышите и в приватном разговоре в кабинете солидного чиновника, и в неблагополучном районе города, «на трубах» и в подворотне.

Я уж не говорю о том, что отторжение того, кто не похож на тебя, видимо, гнездится в самой психологии человека. Сами понимаете, что непохожесть может быть разная. Представьте себе детский коллектив. Пришел ребенок, у которого редкое имя или неблагозвучная фамилия. Кличка обеспечена, обзывать будут, извести могут, если классный руководитель и педагоги пустят дело на самотёк.

Мелочи? Так из таких мелочей и берут свой исток более крупные явления. Сам частенько участвую в обсуждениях и сталкиваюсь с собеседниками, которые буквально бесятся, когда встречаются с отличной от них точкой зрения. Нетерпимость, в общем.

Нетерпимость не берётся из ниоткуда. Она не является результатом подрывной деятельности «злых сил», «раскачиванье лодки» тоже не при чём. Её причина кроется не в том, что молодой (или уже не молодой) человек прочёл что-то из нацистского наследия. Зачем? Жизнь вокруг формирует соответствующие взгляды. Проведём исторический экскурс.

Советская «дружба народов» и её крах

В Советском Союзе идеологически единство непохожих, на первый взгляд, выглядело эффектно: торжество интернационалистских начал в отдельно взятой стране. На практике же такой разброс заключался в огромном разрыве между различными регионами страны, что делало Российскую Федерацию республикой-донором, дотирующей отстающих путем создания там новых производств, внедрения современных технологий, продвижением культуры. Последнее требовало не столько возведения производственных комплексов и транспортировки оборудования, сколько миграцию образованной, высококвалифицированной рабочей силы из РСФСР и двух других славянских республик.

Русский был объявлен «старшим братом». Мессианство, миссионерство и бессребренический мотив отнюдь не означало, что русский народ становился субъектом, самостоятельно определявшим свои действия, наоборот, он оставался ведомым, невзирая на «титульное» положение. КПСС была этнически равноудалена, не соотнося себя ни с интересами русских, ни с интересами других национальностей.

На деле, мощным инструментом разрешения конфликтов была прописка. Ограничивалась свобода перемещения по стране. Не мог так уж легко азербайджанец, чеченец, дагестанец переехать во Владимир, начать торговать на рынке. Если и приезжали, то специалисты по распределению, те специалисты, которые были нужны на конкретном месте, на конкретном заводе. «Дружба народов» была до поры до времени под контролем, потому как прописка позволяла держать по национальным «квартирам».

Нарастали внутренние проблемы, связанные с той же неэффективной организацией сельского хозяйства, вымиранием деревень, сокращением рождаемости в РСФСР. В таких условиях дружеская поддержка периферии всё более воспринималась избыточной, неадекватной, т.к. отдачи в виде реального роста уровня жизни на практике не виделось.

Союз прекратил своё существование отнюдь не мирным способом. Были столкновения, лилась кровь, распространялась агрессия. В РСФСР кричали, что, мол, зачем мы держим на шее захребетников, поддерживаем республики. На окраинах националисты, наоборот, думали, что это, мол, мы, русские, их якобы оккупировали веками, грабили, эксплуатировали.

Не было цивилизованного развода, а был мордобой. Такое не забывается, особенно если учесть, сколько русских было изгнано с окраин большой страны. По этой причине ожидать хорошего отношения к приезжим из тех самых республик не приходится.

Я считаю следующим образом: хотели они жить отдельно, пожалуйста, пусть живут. Получили самостоятельность - пусть обустраивают свои страны. Пускай покажут, как и на что способны без русского «гнёта».  За более чем 20 лет особых успехов ни в Средней Азии, ни в Закавказье нет. Выгнали квалифицированных работников (русских), развалили промышленность, затеяли межплеменные, межклановые разборки. Пусть будут патриотами. Но не желают они быть патриотами, уезжают к нам, которых обвиняли в «имперском шовинизме».

Двойные стандарты

Раздражение в адрес приезжих развивается абсолютно закономерно. Представители власти берут с нелегалов и «полулегалов» взятки, дают возможность заниматься бизнесом, вытеснять коренное население с рабочих мест. Опять мегапроблема коррупции. Мигранты, обладая деньгами и этнической спайкой, чувствуют свою силу, видят, что власть самым циничным образом игнорирует интересы своего собственного народа. Само собой возникает ощущение вседозволенности.

Вы можете себе на минуту представить, что где-нибудь там, на Кавказе русские нападут на местных и выйдут сухими из воды, что русские где-то там подомнут под себя рынки, а власти будут разводить руками, да еще и покрывать гастролёров?!

Как-то раз довелось мне участвовать в разговоре, где одна из правозащитниц негодовала по поводу статьи, в которой писалось о недопустимости межнациональных браков. На свою беду тему подхватил представитель одной из диаспор. А я ему и задаю вопрос: «Вы из Дагестана. Я - русский. Пересплю, допустим, с Вашей дочерью, или будем мы с ней жить в “гражданском браке”. Как Вы на это посмотрите? Вы будете терпимо взирать?! Да даже если я захочу официально вступить в брак. Вы не будете чинить препятствий?! Меня не изобьют Ваши родственники?!» Я видел, как он на глазах закипал, с трудом сдерживался. А я продолжал: «Вот видите, как чудненько выходит. Когда ваш парень гуляет с русской девушкой - всё в порядке. Когда наоборот - Вы сразу взбесились». От нас требуют одного, а сами продолжают мыслить прежними категориями.

Асимметрия всегда будет вызывать недовольство. Недовольство копится какое-то время. Потом оно выливается в драки, погромы. Потом оно выливается в то, что Жириновский с двойным перевесом побеждает на дебатах в «Поединке». Потом оно выливается в то, что клич «Россия - для русских!» симпатичен большинству опрошенных соотечественников.

Терпимость (а лучше уважение) людей разных культур друг к другу достижима, но только в том случае, если она двусторонняя.

русский вопрос, Средняя Азия, Кавказ, национализм, ксенофобия

Previous post Next post
Up