В этом году должен разрешиться главный для Владимирской области политический вопрос: «Кто станет губернатором?»
Одни уже начали считать дни до ухода Николая Виноградова с поста главы региона, другие до последнего надеются, что он разрулит ситуацию в свою пользу. Всё чаще появляются публикации, в которых подводятся итоги его пребывания нынешнего у кормила областной области. В ряде статей их авторы представляют также взгляд на какие-то конкретные аспекты деятельности губернатора.
Губернатор-оппозиционер?
Сегодня нередко можно услышать претензии в адрес Виноградова в связи с его членством в КПРФ, «оппозиционностью». Так, в вину ему ставится, например, что «Владимирские ведомости» размещали разгромные материалы в адрес «закона Димы Яковлева», а его подчиненная Лариса Михеева резко отозвалась о депутатах Заксобрания, которые поддержали этот закон.
Я же предлагаю посмотреть на это несколько с другой стороны.
Глава региона - это уже давно не самостоятельный политик, который может гнуть собственную линию.
Так было в 90-е. Помните, как губернатор Свердловской области Эдуард Россель создавал Уральскую республику, его коллега с Саратовщины Дмитрий Аяцков пытался проводить земельную реформу, а лидеры нацреспублик посчитали, что руководят «независимыми государствами» в составе России?
Сегодня такого нет: губернатор - это проводник воли Кремля, вне зависимости от того, в какой партии он состоит или является беспартийным.
У нас во Владимирской области в этом плане ситуация, вообще, абсурдная. КПРФ считает курс Президента «губительным» для страны, а член КПРФ Н. Виноградов занимается проведением политики Президента в жизнь.
Симптоматично, что его подчиненные и просто сторонники яро и эмоционально защищают федеральные нововведения, допустим, в такой непростой сфере, как здравоохранение.
Получается, Компартия нещадно критиковала и Михаила Зурабова, и Татьяну Голикову за сокращение коек, перевод медицины с местного на региональный уровень подчинения, а вот апологеты губернатора-коммуниста, наоборот, восхваляли инициативы этих министров применительно к нашему региону.
Так что, оппозиционность у губернатора весьма и весьма специфическая, я б даже сказал, условная.
Губернатор-коммунист?
С формальной точки зрения, нынешний глава региона является коммунистом, т.к. состоит в КПРФ.
Правда, он соблюдает такую дистанцию от партии, что мне с большим трудом приходилось доказывать своим московским коллегам по политаналитическому цеху (допустим, Ростиславу Туровскому), что у Виноградова партбилет КПРФ и никогда членства в ней он не приостанавливал.
«А каков Николай Владимирович как коммунист?» - вполне резонный вопрос, особенно если говорить о соблюдении партийной дисциплины и о том, в каком положении находится областная организация КПРФ.
С одной стороны, из рядов Компартии исключаются с весьма туманными формулировками «неотроцкисты» и прочие мнимые или действительные противники Геннадия Зюганова.
С другой стороны, конъюнктурный подход преобладает, к примеру, во взаимоотношениях партии с её представителями в органах власти, в т.ч. последним губернатором-членом КПРФ.
В 2004 году первый заместитель Председателя ЦК Иван Мельников выступил на пленуме ЦК с докладом «КПРФ: строить систему народовластия» (Советская Россия.2004.30 марта) (
http://www.sovross.ru/old/2004/041/041_1_2.htm), в котором в числе прочих затрагивалась больная тема эффективности работы коммунистов на постах глав регионов, развала образованного в 1996-1998 гг. «красного пояса».
Прямо было сказано, что многие губернаторы, избранные при поддержке коммунистов, стали проводить соглашательскую по отношению к федеральной власти политику, отходили от партии.
Мельников обозначил в докладе, что важная задача губернатора-коммуниста - укрепление парторганизации в регионе.
Давайте посмотрим, что мы имеем в случае с Виноградовым, который, по сути, является неформальным лидером коммунистов области
Партия раз за разом демонстрирует результаты на думских выборах, не стыкующиеся со статусом «красного региона» (1999 г. - второе место, 24%; 2003 г. - второе место, 14%; 2007 г. - второе место, 14, 4%; 2011 г. - третье место, 20,78%).
Анализ сводных таблиц итогов голосования показывает, что в 1999 году результат (в процентах) КПРФ в регионе был ниже, чем общефедеральный, далее - незначительно превосходил общефедеральный (примерно на 1,5%). Но фактически «красный регион» не даёт существенной прибавки голосов в копилку КПРФ из-за низкой явки.
По оценке Отдела ЦК КПРФ по информационно-
аналитической работе и проведению выборных кампаний, Владимирское региональное отделение занимало в 2011 году следующие позиции: мощность (число членов КПРФ на 10000 избирателей) (64-е место), развитие (доля вновь принятых от общего числа членов КПРФ в региональном отделении) (70-е место), дееспособность (доля трудоспособных и молодых членов КПРФ) (68-69-е места), обеспеченность (финансовая) (21-22-е места), вовлеченность в информпространство (4-5-е места) (
http://www.kprf-org.ru/archiv/vestnik165/vestnik165.html). Несмотря на наличие финансов и относительно широкую представленность в СМИ, по всем остальным показателям положение областной парторганизации слабое.
Таким образом, неэффективность в деле укрепления партийной организации на лицо: «Картина запустения в духе поздней Римской империи…». Но вот только ответственности за это по партийной линии Виноградов так и не понёс.
А уж про партийную дисциплину - так тут всё более чем ясно.
Губернатор занимается маневрированием, которое, по выражению И. Мельникова, вполне может рассматриваться, как ведущее к «утрате политического лица».
Знаковым стало его заявление перед переутверждением на пост в феврале 2009 года: «Я благодарен партии "Единая Россия". Глубоко убежден, что в период сложных процессов, в ходе осуществления преобразований необходима партия парламентского большинства, способная оперативно вырабатывать и принимать законы. "Единая Россия" продемонстрировала способность решать проблемы людей, конструктивно взаимодействуя с исполнительной властью области. Для меня это крайне важно. Я бы хотел и впредь работать с "единороссами"» (
http://www.prizyv.ru/archives/321034). Эти слова были прокомментированы как агитация за «Единую Россию» и широко растиражированы на телевидении, в газетах и на Интернет-сайтах.
В 2011 году Н. Виноградов публично поддержал В. Путина в качестве будущего Президента РФ (
http://center.ria.ru/politics/20111124/82560973.html).
Из уст любого другого коммуниста подобные слова были бы квалифицированы, как нанесение существенного ущерба КПРФ (п. 2.11, гл. II Устава партии). Срочно бы собрался горком или обком партии, а сказавшего такое выгнали бы из партии с позором в два счета. А вот в отношении последнего губернатора-члена КПРФ никаких санкций не последовало. Т.е. Устав как бы един для всех коммунистов, но есть те, кто «равнее».
Вот такая картина выходит, если отбросить пафосные словеса и «развесистую клюкву».