Текст, адаптированный для москвичей. Думаю, появится на неделе на сайте
politcom.ru:
Главная отличительная черта политической системы Владимирской области заключается в том, что возглавляет регион член КПРФ Николай Виноградов. Необычность порождает много казусов и нестыковок, что затрудняет понимание ситуации в области для внешних наблюдателей, политических аналитиков и СМИ.
На деле, получается, что с возвращением прямых выборов губернаторов область превращается в площадку для интересного электорального эксперимента.
Скорее всего, действующий глава региона Николай Виноградов проработает на своем посту вплоть до марта следующего года. На этом пока сошлись Кремль и руководство КПРФ в ходе консультаций.
Высока вероятность и того, что в случае проведения выборов осенью 2013 года, исполняющим обязанности станет он же либо его первый заместитель Алексей Конышев.
Соответственно, выходит, что борьба будет проходить при наличии у «красного» (или условно «красного») кандидата существенного ресурса.
Таким образом, у регионального отделения «Единой России» отсутствует возможность обеспечить победный результат своему кандидату, опираясь лишь на давно проверенные административные методы.
Можно возразить, что роль электоральных мобилизаторов выполнят главы трех крупнейших городов, которые входят в «Единую Россию». Если в Коврове и Муроме это еще вероятно, то во Владимире с этим возникнут трудности. Декабрь 2011-го и март этого года - наглядные тому подтверждения, когда новая городская власть не смогла добиться высоких показателей для «ЕР» и Путина.
Сложность в применении традиционных методов работы (как губернатором, так и его оппонентами) потребует включения фантазии, т.е. использования различных творческих приемов в ходе конкуренции. Это обещает сделать кампанию не только бурной и скандальной, но и похожей на политическую борьбу, а не на её имитацию, которую мы созерцали ранее.
Основная роль при таком раскладе будет отведена медиа. Именно на этом направлении будут сосредоточены усилия местного «Белого дома» и первого штаба «ЕР».
В настоящее время на этом фронте пока очевидно превосходство «Единой России». Региональный «6 канал» более не проявляет сдержанности в отношении губернатора. «Мир-ТВ» нацелен на продвижение одного из богатейших депутатов Госдумы Григория Аникеева и игнорирует то, что связано с главой области. Владимирский городской телеканал «Вариант» не может рассматриваться в качестве медиа-плацдарма Виноградова. ГТРК «Владимир» проводит курс «между Сциллой и Харибдой», но в предвыборной суете, на мой взгляд, будет равноудалена, в лучшем для губернатора случае.
Администрация области тоже несколько активизировалась, обновив собственный сайт, запустив портал губернатора, лоббируя проект «ИнформВладимир». Все эти шаги осуществляются в Интернете. Аудитория всемирной паутины меньше ходит на выборы, ограничена по численности (я имею в виду не тех, кто смотрит погоду и скачивает фильмы, а завсегдатаев общественно-политического сегмента Сети). Главное же уязвимое место - это то, что содержание информационного продукта исполнительной власти отличается официозностью, поэтому не может вызывать положительного отклика у нонконформистски настроенных обитателей Интернета.
Идея т.н. «губернаторского ТВ» остается нереализованной, а сроки поджимают. Если телеканал появится осенью, то его еще можно будет «раскрутить». Тогда мы увидим грандиозное сражение СМИ за умы и сердца избирателей. Тоже, между прочим, неплохой вариант. Если же это ТВ начнет вещание позже, то отдача от него будет, естественно, существенно меньше.
Но это всё, на самом деле, мелочи. Важно посмотреть на то, что за этим стоит.
Если рассуждать логически, то напрашивается следующее. Зачем федеральному центру нужна жесткая конкуренция в отдельно взятом регионе? Не проще ли пойти навстречу пожеланиям «единороссов», отправить в отставку Виноградова, назначить подходящего и.о., которого потом избрать губернатором? Неужели в Кремле и на Старой площади так много приверженцев плюрализма, что они могут пропустить члена КПРФ на пятый срок?
Мне представляется, что ответы на эти вопросы выглядят так.
На области «проводятся опыты», регион становится экспериментальной политической лабораторией, где будут отрабатываться технологии, с помощью которых федеральная власть и «Единая Россия» постараются освежить свой образ, придать ему больше «драйва», как выразился Дмитрий Медведев на последнем заседании Генсовета партии, попробовать новые лица и риторику.
В то же время Николай Виноградов «системен», т.е. четко работает по правилам, установленным свыше, практически не выбивается из тренда. Он как раз тот вариант, когда представитель оппозиционной партии занимается проведением политики правящей силы. Даже если он выиграет вновь, то для Кремля ведь это не особая и потеря. Останется он одной из «белых ворон» в губернаторском корпусе, а будет делать всё равно то, что скажут. Недаром один из возможных претендентов на пост губернатора откровенно в личном разговоре заявил: «Мне сложно решиться включиться в борьбу за этот пост. Останавливает одно. Я не тот человек, чтобы подлизываться перед теми, кто наверху, и бить тех, кто внизу. А именно этого требуют от главы региона».
С другой стороны, если раньше Зюганов с Путиным и Медведевым могли договориться просто о переназначении Виноградова на очередной срок, то теперь такой возможности нет.
Гарантировать победу Николая Владимировича (либо его преемника) путем договоренностей можно следующими способами: 1) региональная «Единая Россия» не выставит своего кандидата на выборы, 2) местным «единороссам» старшие товарищи дадут выставить лишь очевидно непроходную фигуру, 3) «крон-принц» Виноградова (например, Конышев) становится выдвиженцем от «ЕР» при поддержке КПРФ.
Первый случай практически невероятный.
Второй вариант имеет под собой некоторые основания, правда, учитывая большой финансовый, медийный, частичный административный ресурсы «единороссов», даже рейтинг крайне слабого представителя «партии власти» вполне возможно поднять до необходимого уровня, а любое предварительное соглашение пойдет насмарку. Договориться на берегу можно о чем угодно, но в ходе кампании найдутся внутренние и внешние силы, которые всё переиграют как минимум до второго тура с участием Николая Виноградова и выдвиженца «Единой России».
Третий вариант пока еще может рассматриваться и гипотетически способен стать компромиссом между командой нынешнего губернатора, местными «единороссами» и Кремлем. Т.е. в результате получим ситуацию, когда новый глава области гарантирует почетный уход на покой большей части «виноградовцев», во-вторых, заполнит Администрацию области членами «ЕР», в-третьих, не будет обострять отношения с КПРФ и «Справедливой Россией».
Я думаю, что всё же Кремль не будет сковывать себя гарантиями, будет много делать по обстановке.
Губернатору дадут баллотироваться на очередной срок. В оппоненты от «партии власти» ему будет подобран не «лузер», а кандидат, который способен бороться практически на равных с хозяином владимирского «Белого дома».
Если в Москве увидят, что разрыв между претендентами минимален, тогда будут подключены дополнительные федеральный медиа, партийные и финансовые возможности, чтобы добиться победы для кандидата от правящей партии. Не будет неожиданностью, если выпады против «красного» губернатора будут осуществлять телеканалы «Россия» и НТВ. Там вполне могут появиться соответствующие сюжеты, которые должны будут переломить ход кампании в пользу оппонента Виноградова. Не исключены жесткие заявления министров, видных депутатов Госдумы, известных в стране людей.
Если же выдвиженец «ЕР» будет серьезно отставать (процентов на 10-12%), то Николаю Владимировичу позволят выиграть.
Полагаю, что внимание будет уделено и известному депутату Госдумы, региональному лидеру «эсеров» Антону Белякову, как вполне серьезному противнику в этой борьбе. Для Виноградова участие Белякова в качестве кандидата определенно невыгодно, если тот не снимется в последний момент в пользу него. Оба будут «обрабатывать» примерно одинаковый электорат. Беляков уже доказал, что для пенсионеров он привлекателен. В пылу предвыборных баталий он будет делать много резких шагов, чтобы усилить эффект своего положительного восприятия. Этим он будет мешать набирать голоса Виноградову. Если Беляков дойдет до конца, то получит не меньше 20%, что может стать фатальным для нынешнего губернатора.
Формат экспериментальной лаборатории многообещающ как для оттачивания более креативных политтехнологий, так и в плане усиления присутствия Владимирской области в медиа пространстве страны. Что касается избирателей области, то для них такая конфигурация будет означать окончательное возвращение политики. Они могут рассчитывать на более открытую форму политического процесса. Напомню, что он находился в свернутом и предельно регламентированном состоянии вплоть до 2003 года. Начиная с 2004 года политический процесс время от времени активизировался, запускался, в основном, на период избирательных кампаний. Особую остроту он приобретал лишь при вмешательстве внешних акторов, например, нынешнего полпреда в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича или депутата Госдумы Игоря Игошина. Нынешние же условия говорят в пользу непредрешенности результата, отсутствия явного фаворита гонки и в дальнейшей перспективе закрепят более подвижный характер политической системы Владимирской области в сравнении с другими субъектами Федерации.