Apr 18, 2012 20:58
Об упадке отечественного образования не говорит сегодня только ленивый, а тема развития данной сферы не сходит с повестки дня и обостряется в последнее время. Власти привычно рапортуют о достижениях, а вот положение изнутри или даже просто-напросто при ближайшем рассмотрении серьезно расходится с пафосными декларациями.
На последнем Экономическом совещании губернатор Владимирской области говорил в т.ч. о «существенном росте» оплаты труда учителей. В доказательство тому на экране высветилась диаграмма, начинавшаяся со столбика с показателем в 9000 рублей (средняя зарплата за 2007 год), а увенчанная вершиной в 19000 рублей в 2011 году. Даже не погружаясь глубоко в тему, ощущение лукавости цифр возникает вполне закономерно. А вот при лобовом столкновении с действительностью получаешь, на мой взгляд, вопиющие свидетельства сего.
Поехав отдохнуть в Муром на пару дней, я не ставил перед собой цели набрать материал для своих новых статей, но разговоры с местными жителями да и сама дорога из столицы региона в самый древний город Владимирской области подтолкнули меня сесть за путевые заметки.
Когда мы ведем речь об образовании, то чаще всего останавливаемся на средней или высшей школе, а вот пласт дополнительного образования детей (музыкальные, художественные школы и т.п.) теряется. Как мы помним, в нацпроект «Образование» такие заведения не попали, а внимание областных властей на данном сегменте не особо-то и задерживается.
Не побоюсь этого слова, но ситуация представляется критической. В музыкальных школах остаются работать энтузиасты, фанаты своего дела, которым в райцентрах просто некуда податься, а идти торговать на рынок - это крайний шаг. И никаким обещаниям уже давно эти люди не верят, потому что заинтересованности в своей работе не видят.
Наши экономисты и финансисты очень любят числовые показатели, и я их приведу. Итак, базовая ставка преподавателя школы составляет 3834 рубля. Давайте представим, что закончил музыкант консерваторию, пришел в обычную муромскую музыкальную школу. К уже названной ставке он получит надбавку в 7% за наличие высшего образования. К этому добавится 30% доплата в течение первых 3 лет работы. Но в отличие от общеобразовательных школ здесь последняя доплата идет на усмотрение директора, который теперь как этакий мелкий бай, князёк над «подданными»-учителями. Даже когда директор заинтересован в том, чтоб удержать молодого преподавателя, и будет создавать все возможные условия, сам новоиспеченный педагог будет получать в сумме около 5300 рублей. И это при ставке в 24 часа в неделю, что больше, чем в средней школе (18 часов), но требует не меньших усилий в работе, т.к. сфера-то полностью творческая.
«Иделист» мне может возразить: «Мол, ну и что?! Поработает три года выпускник, получит категорию». Но и это обстоятельство нисколько не скрашивает будущее того, кто хочет посвятить себя приобщению детей к прекрасному.
Практически все преподаватели в музшколах трудятся на 1,5-2 ставки. Педагог 1 категории (высшую получить крайне сложно и её обладателей в Муроме можно перечислить по пальцам) получает около 12000 в месяц. Но ведь и стаж-то нужен для такой зарплаты под 30 лет.
Бесполезно и, наверное, стыдно обвинять тогда молодежь, что она «не хочет напрягаться» и «бежит за красивой жизнью». Если созданы трудные условия, а о просвете и мечтать не приходится, то на что ж можно надеяться.
Один знаток под ником «Экономист» недели две назад подверг резкой критики мою статью «Спальный вагон - 33» (опубликована на сайте «Выбор 33»), которая была посвящена невнятности экономической политики Администрации области.
С особой силой он указывал на то обстоятельство, что в экономике надо заниматься тем, что востребовано на рынке. Так он парировал на моё утверждение, что отсутствие должного внимания к человеческому потенциалу в дальнейшем приведет к росту оттока молодежи в соседние регионы и сделает перспективу динамичного развития области практически невозможной. В чем-то Экономист прав, но вот о главном умалчивает.
Если трудиться в образовании, медицине и культуре непрестижно и невыгодно, то Владимирской области ничего «не светит». И это даже при отличном географическом и логистическом местоположении региона, при наличии древних памятников архитектуры, при красивейшей природе. Отчего? - А кто обучит, приобщит к культуре, будет поддерживать здоровье тех, кому предстоит осваивать этот серьезный потенциал?!
Пока в данном направлении возникает больше вопросов, чем появляется ответов.
Перемены, связанные с восстановлением в ближайшее время выборности губернаторов, возможно, подтолкнут политиков к тому, чтобы от формулирования проблемы переходить к созданию программы действий, а далее и к самим действиям. Жители области уж слишком наелись разглагольствованиями, которыми их потчуют уже многие годы.
Владимир,
Муром,
политика,
образование,
власть,
Владимирская область