Перелицевать всегда легко

Mar 19, 2012 09:32

22 марта в филиале РАНХиГС пройдет «круглый стол» по вопросу о владимирской топонимике. Одной из причин стала нашумевшая инициатива о переименовании улицы Подбельского. Идея назвать улицу в честь святого Афанасия (Сахарова) было подана родителями детей из православной гимназии и поддержана двумя депутатами горсовета.
Произошедшее заставляет опять говорить о таком глобальном вопросе, как отношение к истории своей страны.
Меня как историка и как человека, который хоть недолго, но работал в школе по своей специальности, поднятая тема, естественно, интересует, а вот устоявшийся подход не очень устраивает.
Дело в том, что задачей современного исторического образования в школе является воспитание гражданина, который способен анализировать исторические события, явления, процессы, сравнивать, сопоставлять их, а главное, формировать свою собственную точку зрения, делать выбор и нести за него ответственность. В течение двух десятилетий наша школа на уровне деклараций стремится отойти от напрочь идеологизированного подхода и попытаться сформировать объективный взгляд на вещи.
Я считаю, что топонимика в этом плане может быть хорошим подспорьем для того, чтобы развить перечисленные выше качества. Не надо забывать и того, что мы сегодня реально можем оставить своим детям и внукам память о различных этапах развития нашей страны, если откажемся от лишних экспериментов.
Проблема переименования заключается в том, что увековечивая одну эпоху, предлагается зачеркнуть другую. Таким образом, делается недопустимое: один период жизни страны провозглашается более ценным, чем другой. И какая после этого возможна терпимость к чужому мнению? О каком стремлении к компромиссу может идти речь?
Кто-то возразит, мол, большевики, когда пришли к власти, начали всё менять, а теперь следует восстановить «историческую справедливость». Правда вот, странно слышать такие предложения из уст идеологических оппонентов большевиков, которые, видимо, решили уподобиться своим антагонистам, взяв на вооружения их приемы работы, например, с топонимикой.
Что же я предлагаю?
В 90-е годы в нашем городе прошла целая серия переименований. В то же время остались в большинстве своем и советские названия. Давайте сохранять статус-кво! Причем нужно это сделать на законодательном уровне: ввести мораторий на переименование. Будут построены когда-нибудь новые улицы, их и будем называть по-новому.
Такой подход, конечно, не выгоден тем, кто преследует конъюнктурные соображения, но зато стратегически верен. Наши потомки, проходя по городу, будут видеть черты разных эпох. Они будут знать: «Да, было вот такое время с такими понятиями и ценностями, а вот здесь представлен другой период». И это очень ценно. В противном случае мы будем при каждой новой власти попадать в этот капкан: «Давайте поскорее искореним память о предшественниках». Доколе так можно поступать!
Второе, о чем нельзя не сказать, относится к активности нашей Церкви, которая проявляется и в рассматриваемом вопросе. Сразу хочу оговориться, что сам являюсь православным. При этом мы живем в светском государстве, поэтому стремление удовлетворять любые пожелания РПЦ или околоцерковных кругов считаю неверным.
В нашем обществе много атеистов, да и как показывают исследования, лишь  около 50% называющих себя православными верят в Бога (http://www.kommersant.ru/doc/1777469 ). Поэтому такое внимание к делам Церкви уже кажется чересчур.
К сожалению, сейчас религиозность, во многом, является нам в форме обрядовости, затрагивает внешний уровень. По сути, инициаторы переименования предлагают именно это. Ну назовем мы улицу именем святого, а что от этого изменится? Люди будут вести более благочестивый образ жизни?! Всё-таки Бог должен быть в душе, а всё вот это напоказ порождает смешанные чувства. Можно построить огромное количество храмов, ввести «Основы православной культуры» в каждой школе, передать РПЦ экспонаты из музеев, но всё это не излечит наше больное общество.
Так давайте не будем ковырять медленно заживающую рану. Иначе вновь создается конфликт. Одним будут радоваться переименованию, а другие считать, что это излишне. Да и репрессивный мотив в отношении советского наркома почт и телеграфов Подбельского налицо. Хотя чем он виноват перед нами, что его имя решили вычеркнуть из истории города, хотя он в самые страшные годы делал всё для восстановления после мировой войны нормальной работы системы связи в нашей стране.
Бороться с теми, кого нет, всегда легко. Они ведь не ответят. Вот только неприятный осадок останется и рано или поздно даст о себе знать.

Владимир, политика, власть, история, общество, Россия

Previous post Next post
Up