Человек VS. Автоматизация
5 августа все информационные ленты сообщили о странном происшествии, случившемся в нашей столице - девушка, управлявшая автомобилем RAV4 беспрекословно выполнила указания навигационной системы и совершила маневр на дороге - повернула туда, куда нельзя было поворачивать, в результате чего столкнулась автомобилем Land Rover и врезалась в будку ДПС. Благо помимо навигации автомобиль был оснащен ремнями и подушками безопасности и девушка не пострадала, в будке ДПС по счастливой случайности инспектора тоже не было.
Статистика заявляет - в мире за год происходит около 300000 аварий "по вине навигационных систем".
Возникает вопрос - кто кого обслуживает в паре "человек - автоматизация"?
Судя по цифрам - часть водителей являются лишь дополнением к навигатору, который умеет крутить руль и нажимать на педаль акселлератора.
Предлагаю рассмотреть вопрос более широко - для чего вообще нужна автоматизация чего-либо и с чем мы иногда сталкиваемся, пожиная плоды этой самой автоматизации.
Имел я удовольствие недавно посетить один из спортивных центров нашего города - поплавать вечером захотелось.
То, что ни одного указателя мы не нашли на стенах холла спорткомплекса нас нисколько не удивило, подумаешь... можно ведь спросить... девушка, носящая на груди бейдж с гордым названием "Администратор" на вопрос "что нам надо делать, мы первый раз к вам пришли", сказала - идите в кассу и оплатите врача. ну касса, так касса. Пошли по указателю (точнее по указанию руки). Где-то посреди коридора с дверьми "раздевалка" "туалет" "посторонним вход воспрещен" нашли окно кассы, закрытое окно... ну да не беда - скопившиеся несколько человек давали надежду, что ждем не зря... стали тоже ждать. через несколько минут в окно распахнулось и там образовалась девушка с еще более гордой надписью на бейдже - "Менеджер". По скорости обслуживания клиентов, стоящих перед нами в очереди я было подумал, что комплекс не автоматизирован и бедному Менеджеру приходится считать все вручную, да еще и проверять наверное по амбарным книгам. Но нет, когда таки подошла наша очередь я с удивлением обнаружил компьютер внутри кассы. Назвав свои фамилии мы поинтересовались - успеваем ли мы на ближайший заплыв - на что получили вполне конкретный ответ - "наверное". ну и на том спасибо) девушка долго что-то набирала на компе и после отбития чека принялась выписывать нам вручную направление на осмотр. зачем что-то вводить в компьютер - непонятно. отдала нам какие- то бумажки, чеки и мы направились к доктору, о том, как проходили обследование у доктора - тема отдельного разговора. после обследования - опять касса, опять очередь и опять выписанные вручную абонементы в бассейн.
Полную версию моих приключений в бассейне можно прочитать
тут.
Итак, что же мы имеем - кардинально противоположный пример тому, который я привел в первом абзаце - в данном спортивном центре система автоматизации (а она есть, ведь куда то наши данные были введены) нужна лишь для того "чтобы было" и никто кроме девушки с бейджем "Менеджер" в эту программу и не заглядывает.
Конечно, приведенные примеры из разных областей, но если их грубо обобщить получается замкнутый круг - пользуешься автоматизацией - плохо, не пользуешься - тоже ничего хорошего.
Где находится та самая золотая середина?
А кроется она в самом начале пути автоматизации. Что бы то ни было - навигационная система в автомобиль, система автоматизации бассейна или горнолыжного центра, все эти задачи требуют предварительной проработки, четкой постановки задач и описание процессов, которые подвергаются автоматизации.
Девушка на RAV4 по своему права - никто не объяснил (да-да, это действительно нужно объяснять, продавая технически сложные решения), что данная система является лишь рекомендательной в выборе маршрута движения и правила ПДД никто не отменял.
При автоматизации более сложных, чем выбор маршрута, процесса всегда требуется погружение в суть вопроса, дабы результат работы оправдал ожидания.
Для этого перед любым внедрением необходимо проводить тщательный анализ всех текущих бизнес процессов, учитывать как они изменятся после внедрения новой системы, учиться извлекать из неё не только статусную составляющую ("А вот тут у нас компьютеры!!!") но и реальную пользу для бизнеса.
Оригинал статьи.