Edouard Manet, Olympia (1863),Musee d'Orsay, Paris, France
Небезызвестный эпизод истории импрессионизма связан со скандалом вокруг «Олимпии» Мане. Опять-таки причиной непонимания публикой шедевра стало обращение к теме ню при пренебрежении условностями и введение элементов современности (бархотка и туфелька женщины). Раздражение вызывала прежде всего демонстрация портретно трактованного тела современной женщины. О ней писали, например, такие слова: «Что это за одалиска с желтым животом, подобранная бог весть где и изображающая Олимпию?» Снова моделью послужила Викторина Меран. И снова художника интересовали главным образом живописные задачи. Самого Мане несколько деморализировало еще и то, что по странному стечению обстоятельств его картины висели в одном зале с пейзажами Моне, которые были благосклонно приняты публикой, путавшей никому не известного на тот момент Моне с Мане, чья фамилия уже укоренилась в сознании. Каково же было недоумение автора «Олимпии», когда его начинали поздравлять с успехом, указывая на морские пейзажи.
Напомним, что художник происходил из состоятельной семьи. Как и Дега и Сезанн, он предпочел профессию живописца юридической карьере, чему способствовало получение наследства в 1862 году. Искусству живописи учился в мастерской амбициозного художника академического толка Кутюра, но его учеником себя не считал. После ухода из Школы изящных искусств много путешествовал и копировал в Лувре работы старых мастеров. Помимо художников, среди его друзей были Шарль Бодлер и Стефан Малларме. Постепенно признание пришло и к Мане, и новой живописи в целом. В 1881 году мастер был удостоен ордена Почетного легиона.
Но и после обнаженных Мане новый подход к традиционной теме ню еще не раз встречал неприятие у парижской публики.