01 декабря 2013 г. в Лектории Русского музея состоялась лекция Николая Кононихина «Иконы Владимира Жукова: «Икона» (1982)», посвященная 80-летию художника. Владимир Жуков (р.1933), персональная выставка которого в 2008 году с успехом прошла в Государственном Русском музее, получил известность как автор уникальных «Икон», балансирующих на грани предметного и беспредметного мира.
«Икона» (1982) вперые была представлена зрителям в 1992 году на выставке Владимира Жукова в Лектории Государственного Русского музея.
Владимир Жуков дебютировал в начале 1960-х годов, когда в активный творческий процесс включилось первое «не пуганное» поколение «шестидесятников»: молодых художников, поэтов, композиторов. В 1962 г. он видел на выставке «30-летие МОСХ» картины художников-авангардистов, которые вызвали ярость Никиты Хрущева, и был знаком с непосредственными участниками тех событий.
Ему повезло, он познакомился с Владимиром Волковым и Павлом Кондратьевым, которые привили ему навыки кубизма и русского авангарда: Малевича и Филонова (у которых учился Кондратьев). «Они вдвоем, - вспоминает художник, - принялись весьма энергично помогать мне перестраивать мое видение от иллюзорно-предметного к пространственно-пластическому». Формальный подход не остался не замеченным партноменклатурой от искусства, и вскоре художник получил клеймо «авангардиста», а вместе с ним - проблемы получения госзаказов и ограничения участия в выставках.
Русскому авангарду всегда было присуще божественное понимание природы творчества. Художник - не мастер, а инструмент в руках Мастера. В 1982 году Жуков начинает серию «Икон» («Вспоминая Дионисия» 1982, «Икона» 1982) - наборных композиций с кубистической центральной частью и расположенными по периметру клеймами, в которых художник использовал абстрактные этюды прежних лет. И хотя сам художник считает, что «икону как форму воспринял, а не как предмет поклонения», несомненно, что эти не имеющие аналогов «иконы» соединили духовность древнерусской живописи и русского авангарда с духовными исканиями человека конца ХХ века. В 1990-е годы серия продолжается в «Иконе I» (1991), «Иконе II» (1995), «Лике I» (1993) и «Лике II» (1993) и других «иконах» с использованием «баклуш» - раскрашенных деревянных фигур, включенных в центральные части композиций.
Тема духовности прослеживается и в других, не имеющих, казалось бы, к ней прямого отношения работах: «Композиции (Кофейник)» 1980, «Звучании органа» 1981, «Без названия (Свечи)» 1982, и «Швее» 1989, в которых и орган, и кофейник, и старушка со швейной машинкой помешены художником не просто в центр композиции, но в центр храма, от них расходятся своды храма, они порождают их, они - есть храм. Эта храмовость, святость и самоценность совершенно простых и, часто, обыденных, бытовых вещей (кофейник, швейная машинка, старый стул и т.п.) очень характерна для системы ценностей художника.
Постоянная версия статьи:
Лекция: Иконы Владимира Жукова: «Икона» (1982). К 80-летию художника .