Ленинградский андеграунд. 55 картин из коллекции Николая Кононихина

Sep 05, 2014 09:13

Открывая сезон 2014-15, 13 сентября в 17.00 Матисс Клуб представляет выставку 55 работ художников Ленинградского андеграунда из коллекции Николая Кононихина. Перед выставкой Юлия Бородина встретилась с коллекционером.



Владимир Шагин. Двор. 1997.
Юлия Бородина: Что для Вас значит коллекционирование?
Николай Кононихин: Коллекционирование - это образ жизни, возможность выразить свое представление о прекрасном, материализовать свое восхищение и поделиться им с другими. В этом смысле, коллекционер сродни творцу, он интересен и ценен как раз таки своим частным взглядом на искусство, «лица не общим выраженьем».


Ю.Б.: Как родилась идея выставки?
Н.К.: В прошлом году мы показывали в Матисс клубе выставку «Советский импрессионизм». «Ленинградский андеграунд», можно сказать, другой полюс коллекции. Так уж получилось, что такие разделы как: «Ученики Александра Осмеркина», «Группа одиннадцати», «Абстракционизм и общество «Аполлон»» демонстрировались на выставках в конце 1990-х - начале 2000-х годов. А раздел Ленинградского андеграунда все эти годы был не доступен зрителю. Пришло время показать и его.


Владимир Шагин. Сестрорецк. Дубки. 1995.
Ю.Б.: Почему Вы решили собирать творчество художников «Ленинградского андеграунда»?
Н.К.: Признаюсь, я никогда не собирал именно "Ленинградский андеграунд", да и сам термин этот в 1990-е годы - годы создания коллекции - только еще формировался, во многом благодаря подвижнической деятельности Любови Гуревич. Тогда для меня было важно найти гениальных художников, а из их работ - выбрать шедевры (кстати, эта установка должна быть главной для любого коллекционера).  С Владимиром Шагиным меня познакомил Николай Благодатов, за что ему большое спасибо! Встречи с В.Шагиным в его мастерской на Кубинской улице произвели сильное впечатление. Там «андеграунд» был не просто фигурой речи, а образом жизни и философией художника, а шедевры лежали еще влажные на полу, стояли возле стен или были просто приколочены гвоздями к обоям. Ярко выраженная индивидуальность работ привела меня позже в мастерские Геннадия Устюгова, Валентина Громова, Леонида Борисова, Юлии Ивановой. Свой неповторимый уникальный мир создали Валентин Левитин, Владимир Яшке, Елена Фигурина - их работы пополнили  коллекцию в последние годы. С Тимуром Новиковым я был хорошо знаком, и ряд графических работ получил в дар от лидера «неоакадемизма».


Геннадий Устюгов. Богиня Воля. 1995.
Ю.Б.: По каким принципам производился отбор авторов для выставки "Ленинградский андеграунд"? В чем их ценность?
Н.К.: Выставка предлагает проследить связь андеграунда с авангардом. Ведь наряду с хрестоматийными именами ленинградского андеграунда, о которых шла речь выше, в послевоенном Ленинграде в творческом «подполье» работали многие художники, в том числе, члены Союза художников, и, прежде всего, секции графики, где собрались прямые наследники русского авангарда. Владимир Стерлигов и Павел Кондратьев, учиники К.Малевича, П.Филонова, М.Матюшина, стали точками творческой «кристаллизации» для многих молодых художников. Один создал Школу, вокруг другого образовался Круг сподвижников.


Вера Матюх. Портрет В.Волкова. 1989.
Среди них - Вера Матюх, ученица Василия Ермилова, лидера украинского авангарда. До войны она много общалась с Львом Юдиным и Константином Рождественским, ассистентами Казимира Малевича. На выставке представлен ее «Портрет Владимира Волкова» (1989), добровольно принявшего на себя «схиму» неучастия в выставках. Более 20-ти лет, до самой смерти, он работал «в стол». Линию духовного искусства, которое не имело шансов быть выставленным, развивали Елизавета Александрова, Сергей Спицын, Владимир Жуков - автор наборных абстрактных «икон», уникального явления во всем послевоенном искусстве.


Герта Неменова. Марсель Марсо.
Другой, уникальной в своем роде, точкой «кристаллизации» андеграунда стала Герта Неменова. Ученица К.Петрова-Водкина и Н.Альтмана, она в 1930-е годы стажировалась в Париже у Фернана Леже, «ходила в ученицах» у живших там Н.Гончаровой и М.Ларионова, встречалась с П.Пикассо... Всемирную известность ей принес портрет Гоголя, который в 1961 году был выставлен Эриком Эсториком в Grosvenor Gallery в Лондоне, затем попал на афишу выставки в Нью-Йорке и был приобретен МОМА.  В 1960-е годы эта абсолютно неустроенная и не приспособленная для жизни женщина стала точкой интеллектуального притяжения неофициальных художников и поэтов, среди которых были ККК (Константин Кузьминский), Валенитин Левитин, Жанна Бровина (всех их с Неменовой познакомил Григорий Израилевич, ее коллега по Литографской мастерской) и др. Позже к Неменовой ходил Тимур Новиков. «Герда, - вспоминает ККК, - по статусу (и кормушке) была “ихняя”, но по душе и кругу младого общения - была НАША… Вера Матюх тоже из учительниц наших».


Григорий Израилевич. Бронзовый квадрат. 1992.
«Неменова, - по мнению Елены Широян, -  к концу жизни стала для молодой неподцензурной поросли отставной столицы примерно тем же, что Ахматова - для молодых поэтов. Вокруг художницы, на 20 послевоенных лет вычеркнутой из выставочных списков, вращался цвет альтернативной культуры Ленинграда, вошедшей в анналы как "Газаневщина"...»
Отдельно хотел бы обратить внимание на работу Бориса Стародубцева «ДТП» (1963), которая прошла пожар в мастерской Евгения Рухина в 1976 году. Стародубцев был знаком с Александром Леоновым, принимал участие в выставке в ДК «Невский» (1975). С Рухиным Стародубцева связывали дружеские отношения, и брутальный коллаж «ДТП» с раздавленным детским грузовичком так  понравился Рухину, что был подарен ему и находился в его мастерской вплоть до трагической смерти в пожаре в 1976 году.


Борис Стародубцев. ДТП. 1963.
Ю.Б.: Ваши советы начинающим коллекционерам.
Н.К.: Неблагодарное это дело давать советы… Все очень индивидуально. Нет двух одинаковых коллекций. Нет двух одинаковых коллекционеров. Ведь настоящее коллекционирование - это страсть... Но в этом и прелесть коллекционирования - оно дает возможность раскрыться человеку в области, выходящей за грани материального мира и традиционных социальных ролей. Если угодно, коллекционирование - это продолжение ряда: посадить дерево, построить дом, родить сына… Я бы добавил: «Создать коллекцию». Обратите внимание: «создать», а не «собрать». Ведь собирают грибы или пустые бутылки, и в этом заключена пассивная позиция. В создании коллекции есть волевое начало и это очень важно!
Прежде всего, надо решить, что именно вы собираетесь коллекционировать. Фаберже? Русский авангард? Оставим их для инвесторов (это совсем другая тема, к коллекционированию имеющая мало отношения). Так же глупо, считаю, сегодня коллекционировать андеграунд, во всяком случае, Ленинградский. Все значительные коллекции были созданы в прошлом веке, а сегодня он - удел инвесторов и институций.


Леонид Борисов. Композиция. 1995.
Коллекционировать надо то, что сегодня не коллекционирует никто. И здесь, как раз, коллекционер сродни инвестору, только инвестору глобальному, лет на 15-20, как минимум. Вот где азарт! Вот где интрига! Какие приобретения получат признание через 20 лет? Где будет рост в 100 раз? А в 1000 раз? Это покажет время. В любом случае, всегда приобретайте сердцем, а не просто потому, что вам порекомендовал эксперт. Ведь, если через 20 лет эта конкретная работа не вырастет в цене в 100 раз, она не станет для вас от этого хуже, и всегда будет радовать глаз в интерьере.


Елена Фигурина. За столом. 2001.
Возвращаясь к андеграунду, могу перефразировать известную формулу: «Андеграунд умер, да здравствует андеграунд!» Так уж получилось, что в Петербурге он есть! Здесь, сегодня, сейчас. Это Петербургский андеграунд, который уже скоро, лет через 10-15 откроет новая Люба Гуревич. Конечно, сегодня вам вряд ли дадут его точный адрес. Но я уверен, что он здесь есть. И доведись мне снова начинать коллекцию, я стал бы коллекционировать Петербургский андеграунд. Удачи!

Выставка в Матисс Клубе будет проходить с 13 по 26 сентября 2014 г. по адресу: СПб, Никольская площадь, 6, с 11 до 19 часов ежедневно.

ленинградский андеграунд

Previous post Next post
Up