"День ДЭ" в Питере. Или три дня с Довлатовым

Sep 05, 2016 20:42

Праздник в честь Сергея Довлатова
в Петербурге продолжался три дня.
3 сентября ему исполнилось бы 75...
Открыли памятник и пошли гулять!



Фестиваль Сергея Довлатова

«День Д», инициированный самими петербуржцами, превратился в глобальное народное гулянье!
Во дворах между Фонтанкой, улицей Рубинштейна и «Пятью углами» звучал джаз, аплодисменты и голос
Льва Лурье. А в конце улицы гостей метафизически встречал бронзовый Довлатов на фоне розовой свеже оштукатуренной стены...

Из репортажа Анастасии Семенович

Вечером 2 сентября в «Англетере» открыли кинофестиваль, посвященный Довлатову.
Зал был переполнен. Часть зрителей вынужденно стоя аплодировали фильму Льва Лурье о нью-йоркском периоде жизни писателя. Получилось ностальгически: мы смотрели на Нью-Йорк 2006 года и на героев «Дня Д», какими они были десять лет назад. Сразу после фильма Лурье и Юрий Сапрыкин дискуссировали на тему компромисса. Начали с заготовки о разнице культурных миров Москвы и Петербурга. К счастью, потом перешли к обсуждению личности и творчества юбиляра. «Довлатов наш! - воскликнул Лев Лурье. - Он такой же наш, как корюшка, как «Зенит»!..
А со стен одного из залов гостиницы на выходивших зрителей смотрел суровый, брутальный Довлатов - здесь накануне стартовала выставка фоторабот Марка Сермана.

Другая тематическая выставка открылась в «Эрарте». Фотограф Нина Аловерт представила свои портреты писателя, а в соседнем зале выставили иллюстрации художника Михаила Гавричкова.



Пока компании молодежи кочевали по дворам в районе Рубинштейна, в очередном переполненном зале, на этот раз Фонтанного дома, шел «полдник воспоминаний».
Друзья и знакомые писателя вспоминали о «том» времени: как познакомились, где работали и где халтурили, к кому ходили в гости, кто кого провожал домой... Все это было бы ностальгическим полушепотом людей пенсионного возраста, если бы не талант каждого из них - Андрея Арьева, Якова Гордина, Елены Скульской - преподнести свою историю как премьеру острого анекдота!



Довлатов умело конструировал такие «анекдоты» в жизни, чтобы потом записать. А на встрече выяснилось, как много «заготовок» остались не использованы, но вполне пригодны для массового веселья. Появились на «полднике» и только что прилетевшие из Нью-Йорка Елена и Екатерина Довлатовы, вдова и дочь писателя.



Воскресенье 4 сентября началось с открытия памятника Довлатову. Скульптор Вячеслав Бухаев напомнил, как долго и сложно создатели добивались установки монумента. Пока что писатель вернулся к родному дому без фундамента и двери с рамой. В таком неоконченном виде бронзовый Довлатов во всю принимал пышные букеты цветов.



В 17:30 этого же дня состоялось повторное, неофициальное, открытие памятника.
Елена и Екатерина Довлатовы тонкими голосами искренне и немного удивленно поблагодарили город.
Татьяна Толстая заметила, что Довлатов - может, и не великий, но очень любимый наш писатель.
Затем на сцену в память о довлатовской Глаше вышли фокстерьеры, что вызвало умиление публики.
Билли Новик с командой заиграли джаз...



Третий день фестиваоя вылился на улицы города и вывел на свет своих создателей.
Экскурсии по довлатовским местам водил сам Лев Лурье. Историк сокрушался, что удачное место в сквере Щербакова переулка уже занято Маневичем: «Конечно, Довлатову самое место было бы здесь, но тут взяли и убили Маневича…».
Молодой режиссер Семен Александровский представил спектакль «Задержанный» по пьесе Вячеслава Дурненкова. В такой день велик соблазн сделать ставку на уличный спектакль, в идеале - чтобы он «провел» зрителей по всей улице Рубинштейна. И ставка на одного актера - большой риск.
Александровский так и сделал! В прошлом телевизионный актер в образе милиционера сообщал зрителям свои рецензии, вернее, претензии к довлатовским текстам. Он комментировал цитаты и факты биографии писателя. «Да разве это хорошие тексты? Это полная фигня!» - негодовал милиционер, и каждый рядом понимал, сколько в этом любви. Почтенную публику водили из одного бара в другой, всем наливали по "50 грамм". Нет нужды добавлять, что спектакль получился искрометным, жизненным, а к концу стал даже совершенно по-довлатовски компанейским!

Вкус "Дня ДЭ". Вместо заключения

Особый вкус «Дню Д» дала его единичность, ведь у нас его не было, и не факт, что еще будет. К окончанию праздника захотелось купить пару томов Довлатова (их в магазинах продавали со скидкой, и они кончились еще днем). Хотелось взять на автовокзале билет до Пушкиногорья или хотя бы подпереть дверной косяк вместе с писателем, чтобы поймать на себе его взгляд и сказать...

С днём рождения, Серёжа!

Сергей Довлатов, русские писатели, Лев Лурье, чтобы помнили

Previous post Next post
Up