Победа флота у мыса Синоп - День воинской славы России!
В знак памяти о трех великих победах российского флота:
при Гангуте, Чесме и Синопе - российские матросы на гюйсах
до сей поры традиционно носят три белые полоски!
В этот день, 30 ноября 1853 года, русские наголову разбили турецкий флот...
Синопское сражение вошло в историю как последняя крупная битва парусных флотов времен Крымской войны 1853-1856 годов. В начале ноября 1853 года вице-адмирал Павел Нахимов, командовавший русским флотом, узнал, что турецкая эскадра во главе с Османом-паши, направившись к берегам Кавказа, вышла из Босфора и укрылась от шторма в Синопской бухте. В распоряжении Нахимова было 8 кораблей и 720 орудий, у Осман-паши - 16 кораблей с 510 орудиями под защитой береговых батарей.
Глава английского правительства Пальмерстон так представлял в парламенте картину светлого будущего после этой войны: «… Финляндия возвращается Швеции; Прибалтийский край отходит к Пруссии; королевство Польское должно быть восстановлено как барьер между Россией и Германией; …всё устье Дуная отходит Австрии; Крым и Кавказ отбираются у России и отходят к Турции...». Красиво. И тут Нахимов со своими кораблями...
Нахимов решил заблокировать неприятеля в бухте, а с прибытием подкрепления из Севастополя уничтожить его. (18) 30 ноября 1853 года, наконец, подошло подкрепление. Теперь его эскадра состояла из шести линейных кораблей и двух фрегатов. Нахимов не стал ждать новых подкреплений. Некоторые историки полагают, что он очень опасался, что турки додумаются снять часть орудий с "нестреляющих корабельных бортов" и поставят в виде дополнительных батарей на суше.
Утром того же дня, русская эскадра в строю двух кильватерных колонн вошла в Синопскую бухту.
Такое построение кораблей уменьшало время прохождения их под огнем неприятельских судов и береговых батарей и улучшало тактическое положение эскадры.
Разработанный Нахимовым план атаки содержал четкие указания по приготовлению к бою, ведению артиллерийского огня, который в кратчайший срок должен был уничтожить неприятельский флот.
Во главе правой колонны шел флагманский корабль Нахимова «Императрица Мария», левой - «Париж» Новосильского.
Эскадра Осман-паши стояла полукругом у самой набережной города, закрывая собой часть береговых батарей. Суда располагались таким образом, что один борт их был обращен к морю, а другой - к городу. Таким образом, действие огня неприятеля было ослаблено.
В 12 часов 30 минут раздался первый залп турецкого флагманского корабля «Авни-Аллах», открывшего огонь по подходившей русской эскадре, а вслед за ним открыли огонь орудия других судов и береговые батареи.
Под сильным перекрестным огнем противника русские корабли заняли позиции в соответствии с планом атаки и только после этого открыли ответный огонь. Флагманский корабль Нахимова шел первым и ближе всех оказался к турецкой эскадре и береговым батареям. Он сосредоточил огонь по адмиральскому фрегату противника «Авни-Аллах». Через полчаса «Авни-Аллах» и фрегат «Фазлы-Аллах», объятые пламенем, выбросились на берег. Такая же участь постигла и другие турецкие суда. Управление турецкой эскадрой нарушилось.
Стрельба русских кораблей отличалась высокой точностью и большим темпом. К 17 часам артиллерийским огнем русские моряки уничтожили 15 из 16 кораблей противника, подавили все его береговые батареи. Случайными ядрами были подожжены и городские постройки, находившиеся в непосредственной близости к береговым батареям, что привело к распространению огня и вызвало панику среди населения. Впоследствии это также дало повод противникам России говорить о якобы негуманном ведении войны.
В этом бою русские матросы и офицеры, выполняя указание Нахимова, оказывали взаимную поддержку. Так, у корабля «Три святителя» оказался перебитым шпринг, и его стало относить под сильный огонь береговых батарей. Тогда судно «Ростислав», само находившееся под огнем неприятеля, направило огонь на турецкую батарею, обстреливавшую «Трех святителей».
Сражение длилось четыре с половиной часа. В его ходе были уничтожены практически все турецкие корабли и береговые батареи. Только одному пароходу, которым командовал английский офицер Слейд, советник турецкого флота, удалось спастись.
К концу сражения к Синопу подошел отряд кораблей под командованием вице-адмирала В.А. Корнилова, спешившего на помощь Нахимову из Севастополя.
Участник этих событий Б.И. Барятинский, находившийся в эскадре Корнилова, писал: «Подойдя к кораблю «Мария» (флагманскому Нахимова), мы садимся на катер нашего парохода и отправляемся на корабль, весь пробит ядрами, ванты почти все перебиты, и при довольно сильной зыби мачты так раскачивались, что угрожали падением. Мы поднимаемся на корабль, и оба адмирала кидаются в объятия друг другу, мы все тоже поздравляем Нахимова. Он был великолепен, фуражка на затылке, лицо обагрено кровью, новые эполеты, нос - все красно от крови, матросы и офицеры… все черны от порохового дыма… Оказалось, что на «Марии» было больше всего убитых и раненых, так как Нахимов шел головным в эскадре и стал с самого начала боя ближе всех к турецким стреляющим бортам. Пальто Нахимова, которое он перед боем снял и повесил тут же на гвоздик, было изорвано турецким ядром».
Эскадра Нахимова не потеряла ни одного судна, потери в личном составе составили 38 убитых и 235 раненых, тогда как турки потеряли свыше 3200 человек, 200 были взяты в плен (включая трех капитанов), вместе с командующим турецкой эскадрой адмиралом Осман-паша.
За победу при Синопе император Николай I наградил Павла Нахимова орденом Святого Георгия 2-й степени, написав в именном рескрипте: «Истреблением турецкой эскадры вы украсили летопись русского флота новою победою, которая навсегда останется памятной в морской истории».
В 1928 году памятник Павлу Степановичу Нахимову в Севастополе был снят с постамента. А через 4 года на его месте появился памятник Ленину. Тогда это было не удивительным.
Но вот событие 1959 года можно считать сенсационным для СССР. В тот год советскими властями было принято решение о переносе памятника Ленину в другое место и возвращении Нахимова на свой постамент!
Оригинал взят у
pantv в
В этот день был разбит турецкий флот под Синопом С праздником, дорогие товарищи моряки!
Семь футов под килём! К новым победам идём!