Не торопись сказать, что всё пропало,
Что нет надежды больше на весну,
И поздно возвращать мечты в начало,
Где всё известно только Одному. (Николай Суслов, 2020)
Подполковник Юрий Пучков (портрет 1996) и с женой Татьяной в Москве в 2016 году
Дважды войти в одну и ту же реку
(Из воспоминаний Юрия Пучкова)
1982. Попытка первая
Наверное, со мной согласятся многие, что возможность поступить в академию являлась путеводной звездой для каждого молодого офицера, особенно для тех, чья служба проходила в районах «лесисто-болотистой местности», на удалении от крупных центров цивилизации. Вот и я мечтал вырваться из таёжной глуши в столицу нашей Родины, хотя бы на три года учёбы…
В 1982 году после семи лет службы на Севере направил документы для поступления в Военно-политическую академию имени Ленина. Был я в то время замполитом передового батальона. На здоровье не жаловался и предварительный отбор в бригаде прошёл успешно...
Учебные сборы в Московской знаменитой 36-й дивизии. Солдатская кровать, подъем, физзарядка, уборка территории, строем в столовую, строем на занятия, зачеты по физподготовке, в воскресенье увольнение в город - не каждый офицер выдержит возвращение в курсантскую жизнь! Выдержал. Потом Кубинка - учебный центр ВПА. Все шло хорошо: после трех экзаменов - три пятерки. Начальник курса полковник Виктор Андреевич Геталов в личной беседе уже говорил со мной, как с отличником, о перспективах учебы и дальнейшей службы. Оставался последний экзамен, но его мне сдавать уже не пришлось…
За два дня до экзамена меня вдруг вызвали на беседу к начальнику Политуправления внутренних войск. Генерал-лейтенант Осташев был очень строг со мной, если не сказать - суров, ибо в моем батальоне произошло тяжёлое происшествие: прапорщик из роты контролеров по пьянке в общежитии застрелил из охотничьего ружья своего сослуживца.
Кто виноват? Правильно - заместитель командира батальона по политической части капитан Пучков!? Не важно, что он в течение трех месяцев отсутствовал в батальоне, важно, что именно Юрий Вячеславович отвечает за состояние воинской дисциплины. «Соломоново решение» принято на самом высоком уровне: командира батальона перемещают на равную должность - заместителем командира полка в Ерцево, начальнику штаба объявляют выговор, а меня отзывают из академии наводить порядок с дисциплиной среди контролёрского состава. На мой вопрос: «Могу ли я в следующем году повторно поступать в академию?», Сергей Парфеньевич спокойно ответил: «Если наведешь порядок с воинской дисциплиной в батальоне, то сможешь, но только на общих основаниях». Так я вернулся обратно в родное Пуксоозеро.
При встрече командир бригады подполковник Тимофеев прямо сказал: «Забудь про академию, капитан, ты свой шанс уже использовал». И вот я встал перед выбором: или похоронить себя и семью в тайге Северного Края, или постараться осуществить свою мечту об учебе и «дважды войти в одну и ту же реку». Не раздумывая долго, выбрал второй путь - тяжелый, напряженный, но перспективный.
На белую горячку ответим красным террором!
Попытка вторая
В августе 1982 года после окончания Академии имени Фрунзе в батальон прибыл новый командир - капитан Виктор Кривонос - молодой, грамотный и амбициозный офицер. Мы быстро нашли с ним общий язык и началась совместная титаническая работа по укреплению воинской дисциплины и наведению уставного порядка в батальоне. Я даже лозунг придумал: «На белую горячку ответим красным террором». Домой приходил только поспать. Все силы уходили на занятия по боевой и политической подготовке, организацию воспитательной работы во всех караулах и войсковых нарядах днём и ночью. По воскресеньям проводились соревнования по кроссу, зимой - по лыжным гонкам - всё согласно Уставу, расписанию занятий и плану ППР. Коллектив преображался на глазах! Прапорщики-контролёры научились исполнять строевые песни и с воодушевлением пели Государственный Гимн Советского Союза на общебатальонных вечерних поверках. Достаточно сказать, что посмотреть этот забытый воинский ритуал приходили местные жители целыми семьями с детьми и внуками!
Стали регулярными встречи командования батальона с женами и совместные проверки с членами женсовета условий жизни и отдыха прапорщиков. Кропотливая индивидуальная воспитательная работа со «склонными к нарушениям» и вечера чествования отличившихся по службе, политические информации и беседы на актуальные темы, политические занятия и интенсивная боевая подготовка с ночными стрельбами дали положительный результат! Уже в первом квартале 1983 года батальон становится лучшим в бригаде. И я со спокойной душой вновь подаю документы для поступления в академию.
Комбат пишет положительную служебную характеристику, на партбюро - утверждают партийную. Но тут комбриг сказал свое веское слово: «Нет». Дает команду переписать характеристики. Исполняет этот неправомерный приказ заместитель начальника политотдела бригады и вносит задним числом изменения в партийную характеристику, уже утвержденную партбюро в соответствии с Уставом КПСС. И тогда мне в первый и единственный раз за всю офицерскую службу пришлось защищаться!
И я обратился к начальнику политотдела дивизии полковнику Ходакову Алексею Гавриловичу и рассказал о грубых нарушениях норм партийной жизни при оформлении документов. Справедливость восторжествовала: мне было предоставлено право для повторного поступления в академию, а комбриг с заместителем начальника политотдела получили внушение от вышестоящего командования.
И опять «курс молодого бойца» сначала: учебные сборы…, подготовка и сдача экзаменов…, волнения и тревоги. Во второй раз также успешно сдал все вступительные экзамены и был зачислен в академию - мечты сбываются!
Главное, друзья, - не сдаваться и иметь сильное желание продолжать офицерскую карьеру!
Подполковник Пучков Ю.В.,
20 мая 2019, Москва-Владимир.
Кто сказал, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку?