Мемуары. Тост "За Родину!"

Feb 25, 2021 20:39

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои... (Николай Рубцов, 1964)



Ереван. Фото 1970 года.

Почти фронтовые записки
(Из воспоминаний Григория Налбандяна)

3. Про госэкзамены и тост "За Родину!"

Учился я хорошо. Активное участие в художественной самодеятельности учёбе не мешало. Моими любимыми предметами были культура и искусство, философия и партийно-политическая работа. Тактико-специальная подготовка меня тоже увлекала, как специфическая конвойная наука. Перед государственными экзаменами особенно не волновался, так как знал, что на «хорошо» я в любом случае ТСП и ППР сдам. Эта самоуспокоенность мне дорого обошлась.
На экзамене по партийно-политической работе мне поставили «неудовлетворительно». Как такое несчастье произошло со мной, подробно рассказал Николай Суслов, как свидетель и публицист, в одном из «Непроизнесённых тостов». Не хочется его пересказывать. Почитайте и улыбнитесь, друзья, там всё - правда, ни убавить, ни прибавить. И плакать не надо - все печали уже далеко позади...

Тост «За Родину!»
(7 июля 1975 года, Сосновая Поляна, ВПУ МВД СССР)

Курсант Налбандян Григорий Андреевич сдавал государственный экзамен по партийно-политической работе передо мной. Отвечал уверенно, со знанием дела, без запинок и раздумий. Я искренне радовался за успех своего товарища, пока не услышал дополнительный вопрос. Вопрос был провокационный и, скорее всего, заранее подготовленный...
Мы все знали, что Гриша, еще задолго до госэкзаменов, подал рапорт командиру батальона с просьбой направить его после выпуска служить в Армению. Он, конечно, не надеялся на стопроцентный положительный результат, но от «борьбы» не отказался и рапорт не забрал. Знали об этом и члены государственной комиссии.
И вот прозвучал вопрос:
- Скажите, товарищ курсант, а где бы вы хотели служить после окончания училища? - Вкрадчиво и тихо спросил председатель экзаменационной комиссии.
- Товарищ генерал-майор, я хотел бы служить у себя на родине, - не задумываясь, ответил Гриша.
- Ваша Родина, товарищ курсант, - Советский Союз! - Раздраженно заговорил экзаменатор, повышая голос.
- Ну, это в широком смысле слова... - Пытался возразить Налбандян. Но генерал не дал Григорию закончить фразу:
- А в узком смысле, товарищ курсант, - это ваша деревня, где могут и не стоять части внутренних войск. Вы поразмышляйте над этим!
- Товарищ генерал! Я уже думал и просил бы направить меня в Армению...
- Да вы, я вижу, вообще еще не готовы к службе и к политической работе, товарищ Налбандян...
Лицо генерала побагровело, он встал и после короткой, почти театральной паузы многозначительно продолжил:
- Идите. У вас будет время почувствовать разницу между понятиями: «служить Родине» и «служить на родине»...
Действительно, времени на обдумывание глубокого смысла слов генерала у курсанта Налбандяна оказалось много. Его знания по профилирующему предмету «партийно-политическая работа» государственная комиссия оценила как «неудовлетворительные». И через два дня из-за «профессиональной непригодности» Григория отчислили из училища и направили в войска проходить срочную службу.
Провожали «молодого рекрута» в дальнюю дорогу всей группой (как на войну, ей Богу!).
В кубрике мы с грустью наблюдали, как Налбандян тщательно (как учили!), никому не доверяя, завернул в скатку курсантскую шинель без погон, пристегнул её брезентовыми ремешками к вещмешку, положил в него туалетные принадлежности и сухой паёк на трое суток. «Без пяти минут лейтенант» убывал в город Пермь - к новому месту службы - в форме рядового солдата внутренних войск. У многих из нас на глазах были слёзы. Шутка ли: четыре года упорного труда и вдруг - ты «не пригоден»...
Однокашники присели «на дорожку», как водится, крепко обнялись с боевым товарищем и пожелали ему счастливого пути. Было это 7 июля 1975 года.
P.S.
А государственные экзамены за полный курс ВПУ МВД СССР я сдал только в 1977 году по личному разрешению генерал-майора Юрия Михайловича Чурбанова. Оценки мне поставили хорошие и выдали диплом. В то время я уже имел звание лейтенанта внутренней службы, так как работал инструктором политотдела УИТУ МВД Армянской ССР. Так судьбе было угодно, чтобы вся моя офицерская служба прошла в «тюремном ведомстве» Армении и России.

Полковник в отставке Налбандян Г.А.
7 апреля 2020 года, Ереван-Москва.

Окончание. Начало заметок здесь:
https://nikolay-suslov.livejournal.com/1203141.html
https://nikolay-suslov.livejournal.com/1203622.html

У каждого своё понятие "Родина".
И многим офицерам хотелось служить в родных местах.
Но далеко не всем такая удача улыбалась...

однокашники, Григорий Налбандян, ВПУ МВД СССР, солдатские байки

Previous post Next post
Up