Мемуары. Заметки профессора Гутмана

Jan 19, 2021 15:13

Да разве сердцем позабудет
Того, кто хочет нам добра,
Того, кто нас выводит в люди,
Кто нас выводит в мастера... (Николай Добронравов, 1980)

Продолжаем публикацию рассказов из книги воспоминаний выпускников
и педагогов ВПУ МВД СССР "Бадеевцы". Представляю заметки полковника
в отставке, доктора исторических наук, профессора Матвея Гутмана.
Больше 20 лет вместе с Анатолием Бадеевым он служил и работал, как
педагог, в стенах легендарного Высшего политического училища. Сотни
офицеров-политработников по всему бывшему Советскому Союзу по праву
считают Матвея Юрьевича своим наставником - тем самым человеком, тем
мастером, кто их вывел в люди, дал путёвку в большую жизнь!



Матвей Гутман (с книгой) и Анатолий Бадеев (второй слева) на презентации мемуаров. СПб, 2019.

О тех, кто нас выводит в люди
(Из воспоминаний профессора Матвея Гутмана)

1. Юрий Гагарин

Мы не часто задумываемся о том, что способствовало нашему становлению, как офицеров или учёных, космонавтов или спортсменов, за что и почему нас уважают в коллективах. А надо бы почаще. Ведь становление каждого человека, как личности и как профессионала, во многом зависит от семьи и школы, от совершенно конкретных наставников и педагогов.
Я родом из Белоруссии. До семи лет жил с родителями в городе Витебске в полной благополучной семье. Папа работал на фабрике «Знамя индустриализации» начальником пошивочного цеха, а мама - была домохозяйкой. С началом Великой Отечественной войны отец ушёл на фронт, а семья была эвакуирована в город Саратов. Эшелон, в котором мы ехали, перевозил рулоны сукна и оборудование для пошива солдатских шинелей. В пути следования он неоднократно подвергался бомбёжкам, но, как говорят, «Бог миловал». Доехали до Саратова. И даже здесь, на Волге, не раз в 1942 году попадали под налёты фашистской авиации.
С 1942 до 1949 года я учился в 20-й мужской средней школе. В годы войны школа несколько раз переводилась в другие, менее комфортные помещения - большие школьные здания отдавались под военные госпитали. Помню, как перед нами выступали участники войны. Отец мой, к нашему горю, погиб ещё в декабре 1941 - дома мне спрашивать про войну было не у кого. Слушал фронтовиков с особым вниманием. Много говорили о массовом героизме простых солдат. Мы расспрашивали о юных героях, удивлялись: почему не позволяют детям воевать, ведь они маленькие и их трудно заметить. О том, что война - не детское дело, мы поняли значительно позже. Но первые уроки мужества получили от тех, кто воевал по настоящему, у кого на груди сверкали боевые ордена.
В 1949 году после окончания семилетки я поступил в Саратовский авиационный техникум Миноборонпрома.
Среди наших учителей было много участников Великой Отечественной. Хорошо запомнились преподаватели военной подготовки. Старшим преподавателем был майор, потерявший ногу на фронте. На праздники он надевал парадный китель с орденом Красной Звезды и медалями. Мы его расспрашивали, за что он получил ту или иную награду. Майор был прекрасным рассказчиком боевых эпизодов, он очень увлекательно вёл теоретический раздел военной подготовки. Второй преподаватель - капитан в запасе, проводил практические занятия. Под его началом мы изучали стрелковое оружие, отрабатывали строевые и ружейные приёмы.
В техникуме была традиция: каждый учащийся должен был заниматься в аэроклубе парашютным или планерным спортом. Аэроклуб находился недалеко от техникума и после занятий я посещал секцию парашютистов, серьёзно готовился к прыжкам. Другие занимались в секции вождения планера. Занятия проводили бывшие лётчики-фронтовики, совершившие немало прыжков с парашютом. От них я впервые узнал о десантных операциях в годы войны.
В этом же аэроклубе и в это же время занимался Юра Гагарин - студент из соседнего индустриального техникума. Конечно, мы с ним могли встречаться на каких-то общих занятиях. Только он ничем особенным не отличался - это был обычный парень, как и все мы. На курсах я сделал всего один самостоятельный прыжок и на этом завершилась моя парашютная подготовка. До самого призыва в армию я посещал теоретические занятия - расширял свой кругозор. Дело в том, что желающих продолжить прыжки было много, а возможности аэроклуба были ограничены. И для дальнейших прыжков отбирали самых «крепких» ребят, к которым я не относился. А Юра Гагарин имел хорошие физические данные и продолжал прыгать с парашютом, потом стал летать на планере и легких самолётах.
О своём товарище по аэроклубу, вдруг ставшем всемирно известным, я узнал уже после его исторического полёта в космос 12 апреля 1961 года. Фотографию Гагарина увидел на первой странице газеты «Правда». В то время служил в городе Калаче Сталинградской области. Воинское звание имел такое же - старший лейтенант. Конечно, мысленно задавал себе вопрос: «А мог бы я стать, как Юрий, космонавтом?» С одной стороны, наверное, мог. Мы ровесники - оба с 1934 года, у нас были одни и те же учителя-фронтовики. От них мы перенимали рабочие навыки и умения, старались быть похожими на этих реальных героев войны. Но с другой стороны - не получился бы из меня лётчик и тем более - космонавт: здоровье было слабоватым… «Надо быть реалистом, Матвей!» - говорил мне внутренний голос.

2. Ефим Нихаев

Как я стал офицером? После двух лет срочной службы в Карагандинском учебном полку внутренних войск я поступил в Ленинградскую военно-политическую школу МВД СССР. Случилось это важное событие в моей жизни в октябре 1956 года. Был я уже сержантом и кандидатом в члены КПСС, имел небольшой опыт комсомольской работы. Командовал нашим дивизионом фронтовик майор Михаил Луценко. Он сразу назначил меня командиром учебной группы.
На старшем курсе, которым руководил майор Анатолий Журавлёв, учился Толя Бадеев - спортсмен и комсомольский активист. Видел его на пьедестале почёта после соревнований по лыжам и запомнил по яркому выступлению на общем комсомольском собрании перед стажировкой. Их дивизион выезжал на Крайний Север, в Коми АССР. Анатолий отправлялся в Воркуту и заверил командование, что закалённым курсантам не страшны морозы и сугробы Заполярья - везде нужно служить достойно. Подружиться мне с ним не удалось. Но красиво и быстро бегать на лыжах, как Бадеев, захотелось! Уж больно пример был заразительный. За два года учёбы спортсменом-разрядником я стал, правда, не по лыжным гонкам, а по спортивной гимнастике.
Нашими учителями в ЛВПШ в то время были опытные командиры и политработники с солидным боевым опытом. Так например, начальник школы генерал-майор Александр Семёнович Просянок в должности комиссара полка войск НКВД участвовал в обороне Москвы, а полковник Иван Иванович Дудоров - его заместитель по политчасти - защищал город Ленинград. Они часто выступали с беседами перед курсантами. Талантливым учителем и воспитателем был замполит нашего дивизиона капитан Степан Семенец. С ним мы общались каждый день. Степан Сергеевич обладал удивительным даром рассказчика. Его фронтовые байки остались в моей памяти на всю жизнь. Он участвовал в боях на «Невском пятачке» и чудом остался в живых в октябре 1941 года после неудачного десанта наших войск в районе Володарки - Стрельны. О чём без слёз говорить не мог.
Практические занятия по общей тактике и партийно-политической работе проводили фронтовики, уже ставшие подполковниками Николай Данилович Дудченко и Фёдор Афанасьевич Мальцев. Мы выезжали с ними на Красносельский рубеж Ленинграда - туда, где наши педагоги сражались с фашистами. Это были интереснейшие поучительные уроки, с глубоким погружением в историю родного Отечества. Такое не забывается.
В 1958 году я с отличием окончил ЛВПШ, получил погоны лейтенанта и моё имя было занесёно на Доску почёта. Как отличник, воспользовался правом свободного выбора дальнейшего места службы. Мне приглянулся учебный полк с дислокацией в небольшом городе Калач-на-Дону Сталинградской области.
В этой части два года я проработал секретарём бюро ВЛКСМ учебного дивизиона, которым командовал Герой Советского Союза Ефим Максимович Нихаев. Очень требовательный командир. Он на практике воплощал в жизнь суворовское правило «Тяжело в учении - легко в бою». Служить под его руководством было не легко, но интересно. Именно Ефим Максимович привил мне такие качества офицера, как ответственность, любовь к военному делу, умение доводить до конца принятое решение. Часто казалось, что он относится ко мне, как к родному сыну. Всего за два года я прошёл здесь полную школу жизни и сформировался как офицер. Было у кого учиться, с кого брать пример.
Беседуя со мной, как с убеждённым холостяком, Ефим Максимович не раз настойчиво повторял, что успешная служба у офицера будет тогда, когда появится крепкая семья, которая обеспечит надёжный тыл. Конечно, не случайно подполковник Нихаев в 1959 году оказался у меня на комсомольской свадьбе посаженным отцом. С его лёгкой руки мы с супругой - Людмилой Федоровной - вместе уже 61 год. Бриллиантовую свадьбу отыграли прошлым летом в кругу близких друзей и родных. У нас хорошие дети и внуки, есть и правнук.
После свадьбы Ефим Максимович по-отечески мне посоветовал продолжить образование. По его рекомендации я поступил на исторический факультет Саратовского государственного университета. Уже к концу 1965 года у меня в кармане был диплом специалиста-историка, учителя истории и обществоведения. Открывалась дорога в большую науку!

3. Анатолий Бадеев

В декабре 1965 года я был переведён в родную Ленинградскую военно-политическую школу МВД СССР на должность курсового офицера. За спиной у меня уже был пятилетний опыт службы замполитом роты.
Моим непосредственным начальником стал подполковник Анатолий Матвеевич Журавлёв - заслуженный фронтовик-орденоносец. Красавец с настоящей офицерской косточкой, на которого было приятно смотреть, с которого хотелось брать пример. Командир сразу разъяснил, что мы готовим офицеров-воспитателей, а это - «товар штучный», и требует особой обработки. Поэтому главное у нас - индивидуальная воспитательная работа. Курсанта надо знать всесторонне: как он ведёт себя на лекциях, на семинарах, на самоподготовке, во время увольнения, что читает, кто его родители и друзья...
В общении с моим наставником я понял, что для продвижения вперёд по карьерной лестнице необходимо пополнять свои знания! Я стал 2-3 раза в неделю посещать лекции и семинары по истории и философии - не только для изучения поведения курсантов, а для того, чтобы самому совершенствоваться. Конечно, на самоподготовке я уже со знанием дела помогал курсантам в отработке конкретного материала. Такой подход неуклонно поднимал вверх мой личный авторитет.
Командир дивизиона обязывал курсовых офицеров проводить утреннюю физзарядку и занятия по физической подготовке. Я имел 1-й разряд по спортивной гимнастике, мой коллега - капитан Савва Кривцов - был мастером спорта по лыжам. Это нам помогало в повседневной работе с курсантами и на занятиях. Мы трудились с удовольствием и получали первые практические навыки, как будущие преподаватели.
Через год мне на смену прибыл капитан Василий Лихидько. А меня забрал к себе офицером начальник учебного отдела полковник Валентин Тимофеевич Тренин. Он и его помощник, полковник Фёдор Иванович Бондаренко - два фронтовика - быстро научили меня планированию учебного процесса, методике анализа результатов изучения дисциплин, правилам определения лучших преподавателей и другим премудростям штабной работы. Но она оказалась не для меня.
В 1967 году ушёл от штабной рутины на должность преподавателя на кафедру партийно-политической работы. Её начальником был полковник Николай Данилович Дудченко - участник героической обороны Ленинграда, боевой офицер-орденоносец. Именно ему я обязан тем, что, стал неплохим педагогом-методистом. Теоретические знания, которые получил в университете, дополнились практикой под руководством блестящих специалистов.
С созданием в 1968 году ВПУ МВД СССР многое изменилось. Очень высоко поднялся конкурс. Курсанты и слушатели-офицеры поступали только со средним образованием. Возросли требования к квалификации профессорско-преподавательского состава. Изменилась структура учебного заведения. Были сформированы мощные кафедры гуманитарного направления.
Я, как историк, был назначен преподавателем кафедры истории КПСС, которую возглавил участник Великой Отечественной войны кандидат исторических наук, полковник Иван Денисович Ходанович.
В 1970 году наконец-то мы увиделись с Анатолием Бадеевым. Его перевели к нам из Орджоникидзе преподавателем кафедры тактики. Не встречались с ним с 1957 года. Оба мы были уже майорами и с удовольствием вспомнили наших педагогов из ЛВПШ. Его белозубая улыбка, зачёсанные назад русые густые волосы напомнили мне образ Юрия Гагарина. Я ему сказал, что он сейчас очень похож на первого космонавта планеты. Анатолий рассмеялся и продекламировал:
- Я ещё могу сказать «Поехали!» и махнуть рукой. Но я - Бадеев, не Гагарин!
А летом следующего года моего однокашника уже назначили командиром батальона. Он набирал первый курс, а я принимал вступительные экзамены по истории. Так мы вновь работали вместе. Конкурс был огромный и нагрузка на экзаменаторов была сумасшедшей. Но игра стоила свеч. Отобрали лучших-из лучших.
Скажу откровенно, мне очень приятно было вести занятия в 3 батальоне у Анатолия Трофимовича Бадеева. Способных ребят, с увлечением изучающих историю, я приглашал в свой научный кружок. Помню там занимались Юрий Денисенков, Владимир Осадчук, Борис Сиренко, Виктор Скрябин, Леонид Рябков. Наверное, их было больше из «бадеевского» батальона, но память выхватывает из небытия только те фамилии, которые были на слуху.
Уже после выпуска мне пришлось поработать вместе с Алиханом Мусаевым на кафедре истории КПСС. Он закончил Ленинградскую высшую партийную школу, написал диссертацию и стал кандидатом исторических наук. Прежде чем стать преподавателем, Алихан Гамидович прошёл закалку в Сосьвинской конвойной бригаде как замполит роты. А в стенах училища от курсового офицера дорос до заместителя начальника кафедры. Уволился в запас полковником.
Стали моими коллегами - преподавателями ВПУ МВД СССР - ещё два выпускника-бадеевца: Виктор Скрябин и Юрий Аманацкий. Кандидат философских наук Виктор Николаевич Скрябин закончил службу генералом. А полковник милиции, учёный-юрист Аманацкий Юрий Валентинович продолжает работать до сих пор на должности профессора в Санкт-Петербургском университете МВД России. Комбат, да и я тоже, можем по праву гордиться такими учениками!
Иногда мы встречаемся с Анатолием Трофимовичем Бадеевым на собраниях ветеранов. Вспоминаем былые времена. И с удивлением заметили однажды, что в жизни у нас есть очень важные параллели. Судите сами, дорогие друзья.
Родились в предвоенные годы, рано потеряли отцов, среди своих первых наставников отмечаем, прежде всего, фронтовиков. Закончили оба Ленинградскую военно-политическую школу, где учились у одних и тех же педагогов. Образцом для подражания считаем Анатолия Матвеевича Журавлёва - настоящего русского офицера, ветерана Великой Отечественной войны. Важную роль в судьбе каждого из нас сыграл ещё один прекрасный боевой офицер, Герой Советского Союза Михаил Владимирович Ашик. Он рекомендовал майора Бадеева в 1971 году на должность комбата. А у меня полковник-герой в 1972 году был неофициальным научным руководителем и консультантом при подготовке к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук.
Да. Ещё одна параллель. Для Анатолия Трофимовича был настоящим отцом родной дед - Андрей Васильевич Чигринец - ветеран двух Мировых войн. Я знаю, что в семье деда он воспитывался до 18 лет. А моим крёстным отцом стал, уже в зрелые годы, другой заслуженный ветеран - Герой Советского Союза Ефим Максимович Нихаев.
Вот кто нас вывел в люди. Разве сердце это когда-нибудь позабудет!

Полковник в отставке, профессор Гутман М.Ю.
10 мая 2020 года, Ленинград - Санкт-Петербург

Будьте достойны своих наставников и учителей, друзья!
Не забывайте тех, кто вас вывел в люди!

однокашники, Бадеев Анатолий Трофимович, Гутман Матвей Юрьевич, ВПУ МВД СССР

Previous post Next post
Up