Наткнулся на
заметку русскоязычного сайта в Германии, которая рассказывает о состоянии захоронений солдат гитлеровской коалиции в городе Миассе. В ней автор в красках живописует, как плохо относились жители нашего города к солдатам вермахта. В каких скотских условиях эти люди содержались и, что хоронили их "как собак".
Можно припомнить, как соотечественники автора относились не только к советским военнопленным, но и к мирным жителям, угнанным в германское рабство. Как измывались над ними, как сжигали в печах и удобряли их пеплом поля. Какие медицинские опыты на них ставили. Только этим уже можно было бы оправдать презрительное отношение к оккупантам. Можно было бы оправдать, если бы это было так. Но есть другие свидетельства.
Выдержка из книги А.В. Манина "Завод №657", посвященной 75-ти летию завода "МиассЭлектроАппарат".
- Вспоминая военное время, можно сказать, что наш завод с честью выдержал долгие месяцы лихолетья. Не помню за всю войну случаев крупных краж, убийств, грабежей, кроме убийства одной семьи на Мелентьевке. Даже к пленным немцам находи ли мужество относиться терпимо. Я ни разу не видел массового враждебного отношения к ним со стороны населения, - рассказывал А.И. Тергалов. - Немецкий лагерь был построен на пустыре, на горе, выше бывшего автозаводского базара, за магазином №50. Немцы были пригнаны сюда после поражения под Москвой в декабре 1941 года. Вначале заготавливали для себя лес, вруч ную пилили деревья, разделывали на доски. Ездили они в лес через плотину на территории нашего завода и, пока оформлялись пропуска, в лютые морозы часто заходили к нам в дома, чтобы хоть чуть-чуть отогреться, успокоиться. Одеты они были в свои мундирчики и тонкие шинели, ходили в пилотках с наушниками из тряпок, в ботинках.
Мой отец сам воевал с немцами в Первую ми ровую-империалистическую, но, когда однажды к ним в обеденный перерыв зашли два немца погреться, несмотря на скудное положение с питанием, он налил им по миске щей, дал по ломтю хлеба, а после отсыпал табаку на закрутки самосада. Нужно было видеть их благодарность, признательность, их слёзы! И вообще позднее, когда они, ещё конвоируемые, строили жильё на проспекте Сталина (проспекте Автозаводцев) и улице Автозаводской (ныне улице 8 Июля), магазины, кинотеатр, железную дорогу по маршруту «Автозавод - станция - старый город», по которой ходил мотовоз, булыжную дорогу от автозавода до старой части города, когда их водили на работу в цеха автозавода на просмотр фильма в кинотеатр (а ходили они только строем), я не видел ни разу, чтобы в них бросали камнями, палками, выкрикивали ругательства или проявляли иное насилие каким-либо образом.
Позже, с 1943 года, они стали работать без конвоя, но под надзором старших из своих, с повязкой на рукаве. После выхода из войны в конце 1943 года Румынии в городе появились и пленные румыны, силами которых строилась фабрика известковых флюсов Тургоякского рудоуправления, а в конце войны туда же были пригнаны мадьяры из Венгрии. Они совместно работали, их водили в кино в Мелентьевский клуб, обычно в разные дни недели, так как между ними, помнится, случались стычки и драки, обычно из-за того, что румыны вслед за финнами раньше вышли из войны, а венгры чуть ли не до конца войны оставались союзниками Германии. Да, они нередко поколачивали друг друга...
Вот еще
интересные свидетельства о военнопленных в Челябинской области:
Продолжительность трудового дня пленных составляла восемь часов при четырех выходных днях в месяц. Сон не менее восьми часов в сутки. Согласно циркуляру НКВД СССР от 25 августа 1942 года они имели право на небольшое денежное довольствие. Рядовым и младшим командирам выплачивалось 7 рублей в месяц, офицерам - 10, полковникам - 15, генералам - 30 рублей. Военнопленным, которые трудились на нормированных работах, выдавались дополнительные суммы в зависимости от выработки. Перевыполняющим нормы полагалось 50 рублей ежемесячно. Те же дополнительные деньги получали бригадиры. При отличной работе сумма их вознаграждения могла вырасти до 100 целковых. Деньги, превышающие разрешенные нормы, военнопленные могли хранить в сберкассах.
Можно себе представить, что в гитлеровской Германии пленным Красной армии платили деньги за работу, кормили мясом и рыбой, да 8-ми часовой рабочий день им организовывали? А ведь кто-то до сих пор пытается уравнять коммунизм и фашизм. Но различие этих моделей общества выражается даже в отношении к врагу.
Оригинал взят у
gur_ar Дружить со мной в социальных сетях: