О обереге Волкобое, о мифических "земляных кошках" и Бабре - тигре, ставшем бобром по тупости чиновника, который почему-то до сих пор считается безымянным и неизвестным.
Буквально вчера мои друзья прислали мне две фотографии - одна являла собой фото "найденной находки" (путём обмена на водку у шорца) - другая фотография (их много - дам две!) из Новосибирского музея.
Версия первая (не моя, но красивая... и неверная)
ВОЛКОБОЙ: древний оберег воина-охотника или Хранитель семейного Лада?
«ВОЛКОБОЙ» (или волкодав) - самый, пожалуй, известный по всей Сибири (от Перми Великой и Урала до Амура и Камчатки) древний оберег охотника.
Но мало кто знает и помнит сегодня, что он имеет и другое значение «Сильная семья». Волк - тотемное животное у многих народов (даже сейчас их много по всей стране: башкиры, чечены, ингуши, буряты, белые тувинцы…)
Парное изображение волков на обереге способствует и счастливой встрече со своей половинкой и семейному благополучию. Мужчина именно с помощью этого оберега ищет и находит свою пару. Свою Берегиню. Мать своих будущих детей, хозяйку дома и хранительницу домашнего очага. Надетый напоказ он гласит всем встречным: «Я ищу свою половинку!» (отголоски этого обычая - сватовства без сватов - носимые женщинами по всей Сибири нескольких полуколец (от трех до семи!) на груди с «метриками» - с подробной записью кто она, насколько значимо её положение, какого рода-племени, откуда её предки и где кочуют, либо бытуют).
«Они повенчаны природой навсегда, их пара не подвластна времени.
Глаза горят и бьются их сердца, не упуская жизни ни мгновения».
Парное изображение волков всегда притягивают к себе взгляд, пленяет и восхищает. Стоит отметить, что кроме художественного очарования, обереги обладают еще и мощным энергетическим полем. Их невозможно не заметить или пройти мимо человека с этим оберегом на груди.
Они, словно магнитом, приковывают к себе взор, завораживают и проникают в самую душу. И это неспроста. Ведь что ни говори, волки - одни из наиболее свободолюбивых и сильных зверей. Поэтому даже при одном взгляде на оберег с волками чувствуется необычайная, неукротимая сила духа и бьющая ключом живая энергетика этих величественных животных.
Оберег с волками даёт мощный заряд положительной, благоприятной энергии, который несет это изображение. Это оберег воина, защитника рода, мужчины-добытчика.
И в то же время пара волков - наоборот, несут более спокойную и направленную на развитие отношений энергетику. Два волка, стоящие у мирового древа, которое является основным, центральным элементом Мироздания, олицетворяют собою верность и безграничную преданность, вечную любовь, неподвластную времени.
Важно помнить, что, не смотря на огромную тягу к личной свободе, волки одни из немногих животных, которые создают пары на всю жизнь. Они однолюбы. И подобно человеку вместе заботятся о своем потомстве.
Именно поэтому оберег с волками пророчит долгий и крепкий семейный союз тому, кто его носит. Его передавали от отца старшему сыну на день третьей инициации. Он был очень ценным и сакральным. И очень часто, надолго покидая дом, воины оставляли оберег в тайном родовом месте, под защитой своих предков, чтобы не утратить его в долгом пути или бою.
08.08.2024 от РХ или 7532 Лето от СМ
Вот вам от моего друга фото из Новосибирского музея. Август 2024... Комментировать нет смысла.
Версия вторая: "Земляная кошка"
Земляная кошка - хранительница кладов Урала.
https://vk.com/wall-117967971_2416 Люди всегда интересовались кладами и стремились к богатству, золотоискатели находились во все времена. И, конечно, в поиске кладов всегда интересен не только результат, но и сам процесс. Ведь любые сокровища таятся где-то глубоко под землей в глухих местах, а не лежат на поверхности. И поиск их всегда сопряжен с массой приключений и опасностей, от которых захватывает дух.
Издавна слагаются легенды о том, что клады чаще всего не лежат в земле без защиты, и на любой клад находится охранник. Одним из таких охранников является земляная кошка.
Сказания о земляной кошке родились на Урале. Согласно легендам, в горах этой местности и обитает земляная кошка, которая бродит под землей, охраняя золото и клады.
Целиком земляную кошку никто не видел, глазам людей представали только ее уши или глаза. Говорят, что в этих краях порой можно увидеть столпы пламени, по форме напоминающие кошачьи уши, которые выходят из земли. Уши эти не стоят на месте, а движутся, появляясь то там, то здесь - это земляная кошка бродит под землей, одни ушки торчат. Огоньки эти могут иметь синеватый оттенок, а жара и дыма от них нет. Чаще всего земляную кошку можно встретить в болотистой местности.
Впрочем, бояться земляную кошку не стоит, этот охранник кладов является безобидным. По представлениям уральцев, людям земляная кошка никакого вреда не причиняет, а боятся ее только волки, которых она отпугивает огнем своих ушей.
Образ земляной кошки был раскрыт в литературе писателем, которого мы знаем с детства - Павлом Бажовым. Как известно, Бажов хорошо разбирался в легендах и поверьях Урала, а потому не обошел он вниманием и этот персонаж.
В сказе Павла Бажова «Сочневы камешки» главными «помощницами» Хозяйки Медной горы являются не ящерки, а кошки. Их зеленые глаза принял за изумруды Ванька Сочень, за это он, конечно, в конце сказа поплатился. Многие исследователи настороженно относятся к сказам Бажова, не всегда понимая, где кончается народное творчество и где начинается авторский вымысел. Но Бажов бережно сохранил для нас удивительное существо - кошку-хранительницу кладов.
«По тем местам от Гальяна до самой Думской горы земляная кошка похаживает. Нашему брату она не вредная, а волки ее боятся, если уши покажет.»
«Тут она и вспомнила про земляную кошку, про которую мужик сысертский сказывал. Дуняха и раньше слышала, что по пескам, где медь с золотыми крапинками, живет кошка с огненными ушами. Уши люди много раз видели, а кошку не доводилось. Под землей она ходит»
По легендам русских золотоискателей, один из сторожей заколдованных кладов - кошка. Образ земляной кошки в уральских поверьях, возможно, навеян и природным явлением - это мерцающие (как кошачьи глаза) сернистые огоньки, выходящие из земли. Но если верить П.П.Бажову, то у кошки «мерцают» вовсе не глаза, а уши: «...вдруг два синеньких огня вспыхнуло. Ни дать ни взять - кошачьи уши. Снизу пошире, кверху на нет сошли... Подбежала - точно, два огня горят, а между ними горка маленькая, вроде кошачьей головы... Дивится Дуняха, как они горят, коли дров никаких не видно. Насмелилась, протянула руку, а жару не чует. Дуняха еще поближе руку подвела. Огонь метнулся в сторону, как кошка ухом тряхнула, и опять ровно горит... Так и добежала до Чусовой реки, а уши уж на том берегу горят.»
Но а полностью сказ П. П. Бажова "Кошачьи уши" можно почитать здесь:
http://hobbitaniya.ru/bajov/bajov8.php Версия третья: Амурский. он же сибирский тигр - БАбр.
Сначала по второй версии пройдёмся...
О "земляных кошках"
Земляная кошка - подземный кот с горящими ушами из славянской мифологии и уральского фольклора, охраняющая клады (якобы вымышленное, мифическое животное)
Самое интересное, что археологи ее хорошо знают по находкам, но ума посоветоваться с зоологами им, как всегда, не хватает.
Если это животное мифическое- то откуда его изображения от Перми Великой и Урала до Бурятии с Лукоморьем и Саха?
Более скажу с возмущением - находки "кошек" в новосибирских и барабинских степях нам именуют "бурятскими новоделами 19-го века"
Фото с музея Новосибирска сейчас скину в первый комментарий...
По легендам русских золотоискателей, один из сторожей заколдованных кладов - кот. Он же "сторожит" найденную кем-то жилу или богатую россыпь.
Благодаря сказам П. П. Бажова образ земляной кошки хорошо отражен в уральских поверьях
Геологи говорят, что, возможно, сей "образ" навеян и природным явлением - это мерцающие (как кошачьи глаза) сернистые огоньки, выходящие из земли.
Следует всё же уточнить, что, по версии знатока уральских поверий П. П. Бажова, у кошки «мерцают» не глаза, а уши:
«...вдруг два синеньких огня вспыхнуло. Ни дать ни взять - кошачьи уши. Снизу пошире, кверху на нет сошли. <...> Подбежала - точно, два огня горят, а между ними горка маленькая, вроде кошачьей головы. <...> Дивится Дуняха, как они горят, коли дров никаких не видно. Насмелилась, протянула руку, а жару не чует. Дуняха еще поближе руку подвела. Огонь метну лея в сторону, как кошка ухом тряхнула, и опять ровно горит. <...> Так и добежала до Чусовой реки, а уши уж на том берегу горят»
И последнее, чисто художественно-отобразительное
На поверхности видны лишь уши кота, само же животное целиком никто никогда не видел.
И тем не менее, не только видел, но и в бронзе отлил во всей Сибири. И всегда почти парами!
Может, это "мифический" бабр - также парный символ Иркутска?!!
А может, это пара БАбров?
Бабр - старорусское обозначение пантеры, тигра, леопарда, заимствованное через посредство тюркских языков из фарси. В якутском языке это слово (баабыр) обозначает амурского тигра.
Как геральдическая фигура существовал с 1642 года на гербе Якутска, с переносом места размещения сибирских воевод с 18 февраля 1690 года стал геральдическим символом Иркутска. С перерывом используется в гербах Иркутска, Иркутской губернии, Иркутской области, Иркутского района и некоторых бывших регионов Иркутской губернии, входивших в её состав в Российской империи.
В официально утверждённом Императрицей Всероссийской Екатериной Второй 26 октября 1790 года гербе Иркутска изображен тигр с соболем в зубах со следующим описанием (дословно): «В серебряном поле щита бегущий тигр, а в роту у него соболь. Сей герб старый»
При очередном утверждении, уже Александром II, герба Иркутской губернии в Санкт-Петербургскую герольдию пришло «с места» описание герба со словом «бабр» вместо «тигр», что «на сибирском наречии» совершенно одно и то же. Неизвестный чиновник Герольдии в описании «исправил» «а» на «о», и получилось «бобр, несущий в зубах соболя». Таковым герб губернии был Высочайше утверждён 5 июля 1878 года.
Неточность никто не заметил, поскольку день утверждения герба - 5 июля 1878 года - был уникальным в русской геральдике: царь в Царском Селе одновременно утвердил 46 гербов территорий Российской Империи (35 губернских и 11 областных), то есть более половины гербов всех существовавших на тот момент губерний (83-х).
Несмотря на это, художниками никогда не было нарисовано ни одного изображения иркутского герба с бобром. Вместо этого «бабру» в гербе пририсовали большой, похожий на бобровый, хвост и перепончатые задние лапы, создав новое мифическое животное, которое можно условно назвать «геральдическим бабром».
Ошибка в одну букву в описании герба была исправлена только при утверждении его в 1997 году, то есть продержалась 119 лет. Но при этом по сей день бабр на официальных гербах Иркутска и Иркутской области представляет собой чёрного зверя, по виду напоминающего куницу с красными глазами, а не тигра.
Данное обстоятельство является отличительной особенностью символики города и области и особой местной достопримечательностью, делающей Иркутск и Иркутскую область уникальными в истории геральдики.
Из Википедии:
Описание городского герба 2011 года: чёрный цвет символизирует «смирение, благоразумие и скромность», а красный - «храбрость, мужество и неустрашимость». Депутат Законодательного собрания области Е. Рульков предложил изменить описание цветов бабра (но не сами цвета), поскольку по описанию выходит, что скромный чёрный бабр держит в зубах храброго красного соболя...
ВИДЕО ПРО БАБРА СМОТРЕТЬ ПО ССЫЛКЕ (не ютуб!)
https://dzen.ru/video/watch/61623ca17bb9ec38f66fd188?f=d2d