06.12.2014 в Краевой научной библиотеке в 16.00

Dec 04, 2014 00:32

...состоится презентация книги Василия Ивановича Анучина
нашего земляка, родившегося в дер. Базаиха (близь Красноярска)
02.04.2015 года исполняется 140 лет со дня рождения

с момента его смерти в 1943 году нигде в мире не вышло ни одной его книги! (кроме одной, вышедшей в Красноярске в 1959-м году)

забейте в поисковку - Википедия вообще о нем не знает (((

смотрите:
Ану́чин - русская фамилия. Происхождение фамилии - от Онучи, в акающих говорах Анучи - обмотки ног под лапти[1] .

Известные носители:

Анучин, Дмитрий Гаврилович (1833-1900) - сенатор, генерал от инфантерии, генерал-губернатор Восточной Сибири
Анучин, Дмитрий Николаевич (1843-1923) - географ, антрополог, этнограф, археолог, основоположник научного изучения географии, антропологии и этнографии в МГУ.
Анучин, Николай Павлович (1903-1984) - специалист в области лесного хозяйства, акад. ВАСХНИЛ.

и всё...

И это при том, что он ЕДИНСТВЕННЫЙ сибирский писатель, причем писатель в том числе и детский, известный всей России и издающийся в обеих столицах... до революции

причем почти везде указывается неверная дата смерти - 1941 год (вместо ноября 1943-го)


Анучин Василий Иванович (1875-1941) - этнограф, писатель, исследователь Сибири
Фонд: 4
Ед.хранения: 63
Дата: 1800-1941

оп.1 1836 - 1935 гг
Рукописи В. И. Анучина. "Красноярский бунт" - трагедия (1933 - 1935); библиография произведений сибирских писателей, художников, исследователей (б. д.); воспоминания; "Встреча с Лениным в 1897 г." (1924), "М. Фрунзе" (1928). Письма В. И. Анучину: Д. Н. Анучина 7 (1907 - 1911), В. М. Бахметьева 11 (1912 - 1913), В. В. Брусянина 2 (1910), Ф. В. Гладкова (1914), И. Г. Гольдберга 6 (1913), А. И. Зилоти (1910), Н. Я. Марра 2 (1926), К. И. Чуковского 7 (1910), В. Я. Шишкова 10 (1913 - 1922) и др. Всего 33 корр. Рукописи, собр. В. И. Анучиным: стихотворения А. А. Богданова и Г. А. Вяткина (1910, 1915); сб. стихотворений И. И. Тачалова (1906 - 1912); рассказы и очерки Ф. В. Гладкова, В. М. Бахметьева, Г. Д. Гребенщикова, В. Я. Шишкова и др. (1912 - 1915). Фото И. С. Рукавишникова с дарственной надписью В. И. Анучину 2 (1901).
оп.2 1930-е гг.
Автобиография [после 1936]; справка редакции сб. "Литературное наследство" об уничтожении В.И.Анучиным писем А.М.Горького [1935]. 5].
оп.3. 1921-1947 гг.
Рукописи В.И.Анучина. Воспоминания о В.И.Ленине - фотокоп. (1941,б.д.). Письма В.И.Анучину (фотокоп.): М.И.Калинина (1927), Ф.Нансена (1928), А.Н.Толстого (1936).

Архив
Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ)
125212, Москва, ул. Выборгская, 3, корп. 2
rgali@list.ru
http://www.rgali.ru

не буду приводить статью в нашей книге - вы сможете ее прочесть сами

а в Томском краеведе есть такая статья М.В. Шиловского (я не со всем тут согласен, но приведу без купюр)

http://kraeved.lib.tomsk.ru/page/31/

2 апреля 1875, с. Базаиха Красноярского уезда Енисейской губ. - 1943, Самарканд

Скандальная слава сопровождала сибирский этап жизни нашего героя. Желание прославиться, показать свою значимость и знакомства, в частности, с В.И. Лениным, А.М. Горьким, навредили уже после смерти. Благодаря разоблачительным публикациям Л. В. Азадовской (1) В.И. Анучин был выведен за рамки общественно-политической и литературной жизни Сибири конца Х1Х - начала ХХ вв. О нем перестали писать и упоминать даже в необходимых случаях. Разделяя основные положения и выводы Азадовской, считая доказанными факты фальсификаторской деятельности Анучина, мы, тем не менее, считаем необходимым вернуть его из небытия и кратко остановиться на роли этой личности в жизни региона и в истории сибирского областничества.

Выходец из мещанской семьи, Василий Иванович Анучин окончил в 1891 г. Красноярское духовное училище, а в 1896 г. четыре класса Томской духовной семинарии. Во время обучения в последней он был библиотекарем и членом кружка взаимопомощи и саморазвития семинаристов. В связи с этим на его квартире был произведен обыск. С осени 1897 г. наш герой учится в столичном Археологическом институте, регулярно в летнее время совершая экскурсии на родину, в Енисейскую губернию. В Петербурге он знакомится с видными учеными-этнографами В.В. Радловым, Л.Я. Штейнбергом, Д.А. Клеменцем, входит в число ближайших знакомых Г.Н. Потанина. Одновременно возглавляет Красноярское студенческое землячество, входившее в «Союз сибирских землячеств» (2). Начиная с 1900 г. выходят в свет литературные произведения Василия Ивановича: «Рассказы сибиряка», повесть «По горам, по лесам», «Сибирские сказки», «Сибирские легенды», «Сказания», «Рассказы сибиряка» и т.д.

Можно по разному оценивать характер деятельности нашего героя в самом начале ХХ в. и литературные качества его произведений, но следует заметить, что о нем сложилась репутация работоспособного и «идейного» молодого ученого. Иначе бы его не стали заочно избирать в декабре 1904 г. правителем дел Красноярского подотдела Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества (РГО). Однако на научном поприще он лавров не стяжал. К тому же поссорился с председателем подотдела, начальником Енисейского землеустроительного отряда В.Ю. Григорьевым и уже в первой половине 1906 г. собрание членов объединения снимает нашего героя с должности. Как объяснял Григорьев, «вследствие того, что В.И. Анучин не проявил в качестве правителя дел ни инициативы, ни какой-либо деятельности, в коих общество нуждается, вступил в конфликт с распорядительным Комитетом Подотдела, ...а также, выехав в Туруханский край, не позаботился сдать делопроизводство, чем как бы намеренно создал в отношении деятельности Подотдела малопонятную обструкцию» (3).

Тем не менее, в течение 1905-1908 гг. Анучин каждое лето выезжал в Туруханский край для изучения образа жизни местных аборигенов, но так и не сумел обработать собранные материалы, отказался передать их в Музей этнографии, а часть из них продал за границу. В конечном счете, научная нечистоплотность Василия Ивановича привела к прекращению финансирования его экспедиций и закрыла перед ним путь в академическую науку.

Появление нашего героя в Красноярске совпало с началом первой русской революции. Он примыкает к эсерам, с октября 1906 по март 1907 гг. издает еженедельную газету «Красноярский дневник». На выборах во 2-ю Государственную Думу Анучин выдвигает свою кандидатуру от местной организации ПСР и терпит сокрушительное поражение, собрав 70 голосов избирателей (менее 7 % от принявших участие в голосовании) (4). Характерно, что одновременно, согласно сведениям местных жандармов, выступая на собраниях местной интеллигенции, Василий Иванович «пришел к заключению, что все предлагаемые кандидаты не удовлетворяют своему назначению и единственным лицом, могущим явиться от г. Красноярска - это доктор Владимир Михайлович Крутовский, которого он и предлагал выбрать» (5).

Отлучение от науки ударило, прежде всего, по карману. Жить приходилось за счет гонораров от публикаций в сибирских газетах и публичных лекций. Красочную иллюстрацию этих занятий Анучин дает в одном из писем за 1909 г.: «А нужда донимала. И я пустился во все тяжкие. Я проституировал пером и писал ради нескольких грошей... У меня не хватило совести сделаться предпринимателем, и я читал в пользу благотворительных обществ, а они мне дают по 10 р. за выступление. Я читал в городе, читал в деревне. Читал чистой публике и публике демократической, и буржуям, и приказчикам, и кухаркам, не откажусь прочитать и в публичном доме» (6).

Окончательно дискредитировав себя в глазах интеллигенции Красноярска, В.И. Анучин в 1910 г. уезжает в Петербург, а осенью 1911 г. переезжает на постоянное жительство в Томск. Забегая вперед, следует заметить, что и здесь повторилась предшествующая ситуация, закончившаяся его публичной экзекуцией и отторжением от местной интеллектуальной элиты.

В «Сибирских Афинах» основным источников доходов Анучина становятся гонорары. Он регулярно объезжает с публичными лекциями города региона, выступает с обзорными статьями по актуальным вопросам местной жизни в периодической печати. При этом его публицистическая деятельность приобретает четко выраженную областническую направленность. В основных публикациях (7), Василий Иванович утверждал, что Сибирь вступила в полосу индустриального развития, способствующую преодолению колониального статуса региона. Что касается его будущего, то оно «могло бы быть разрешено с точки зрения автономности областей на почве их федерации, но этого ожидать нельзя. Никакое ходатайство, никакая просьба о реформах не будут удовлетворены, так как это нарушает интересы буржуазии метрополии. Остается надеяться, что мы, сибиряки, сами пойдем вперед по пути развития. Пожелаем, чтобы нам на этом пути не мешали» (8).

Анучин входит в состав «потанинского кружка», принимает активное участие в деятельности Томского литературно-художественного кружка, отчеты о заседаниях которого регулярно появлялись в местных повременных изданиях. Так, томская «Сибирская жизнь» сообщала, что 30 декабря 1912 г. на его квартире состоялось очередное заседание объединения с участием В.Я. Шишкова, Г.Н. Потанина, М.М. Щеглова, М.Б. Шатилова. Обсуждался вопрос о необходимости иметь самостоятельный толстый журнал областнической направленности (9). Постепенно укрепляется материальное положение Анучина. Он устраивается техником в дорожно-строительный отдел переселенческого управления, в годы первой мировой войны становится председателем правления кооператива «Деятель» и редактором «Сибирского кооператора». По данным В.Д. Славнина проживал наш герой с семейством в собственном деревянном доме в конце улицы Преображенской (Дзержинского), где «сгруппировались дома доброго десятка лучших представителей научной и общественной мысли, потанинских последователей и почитателей [В.В. Ревердатто, А.В. Адрианов, М.И. Хлебников, И.В. Геблер, А.А. Грацианов и др. - М. Ш.]» (10).

После февраля 1917 г. укрепляется общественное положение Василия Ивановича. Уже 2 марта его избирают в состав руководящего органа новой власти - Комитета общественной безопасности (КОБ), а в мае он уже заместитель председателя его. Анучина избирают заместителем председателя губернского продовольственного комитета, депутатом Томского губернского народного собрания. Он объявляет о своей принадлежности к эсерам. И вдруг 7 мая 1917 г. его сосед и казалось бы единомышленник по областническому движению А.В. Адрианов в редактируемой им «Сибирской жизни» помещает разгромную статью «Кто такой Анучин», в которой, «подавляя чувство брезгливости», раскрывает и развенчивает жизненный путь «этого героя нашего времени» (11).

Василий Иванович пытается защищаться, по крайней мере, отстаивая свое членство в ПСР с 1907 г. (12). Но публикация Адрианова открыла шлюзы, и на Анучина обрушился поток обвинений и разоблачений. А. В. Байкалов усомнился в принадлежности к эсерам (13). В течение всего 1917 г. А.В. Адрианов использовал «Сибирскую жизнь» для дискредитации В.И. Анучина. Четкие обвинения против него сформулировал В.Е. Воложанин, утверждавший, что Анучин: 1. клеветник, 2. шантажист, 3. недобросовестный человек (14). В конечном счете состоявшийся 19 ноября 1917 г. третейский суд по выдвинутым обвинениям в составе А.П. Малышева, Н.В. Соколова, С.Ф. Петрова, К.К. Фаге и Н.М. Григорьева признал обоснованными и доказанными обвинения по первому и третьему пунктам (15).

Акция на время устранила В.И. Анучина от участия в общественно-политической жизни Томска. Но при помощи, как мы полагаем, своего друга и единомышленника М.Б. Шатилова, он всплыл в другом месте. В качестве эксперта-ученого 6 марта 1918 г. в Улале (Горно-Алтайск) он избирается председателем инородческого съезда, на котором обосновывал необходимость образования автономного Каракорум-Алтайского округа. Кроме того, с его подачи, форум признал целесообразным объединить саяно-алтайские народы (алтайцы, хакасы, тувинцы, монголы) в республику Ойрот. На 28 июня 1918 г. назначается съезд от представителей перечисленных этносов, а для его подготовки формируется комиссия во главе с особоуполномоченным В.И. Анучиным. Ему от президиума улалинского съезда выдается специальный «ярлык»: «Признав за благо объединение в самостоятельную республику Ойрот земли и народы, входившие некогда в состав государства Ойрот, съезд единогласно избрал на заседании 12 марта 1918 г. гражданина В. И. Анучина каганом (особоуполномоченным) по делам республики Ойрот, поручив ему вести переговоры с представителями заинтересованных государств» (16).

Авантюра с созданием суверенного государства в центре Азии провалилась, и наш герой вновь оказался в Томске, где привлекается к работе комитета по национальным делам Сибирской областной думы как эксперт по аборигенным этносам региона (17). В январе следующего 1919 г. он выступает с докладом по проблемам этнографического изучения края на съезде по организации Института исследования Сибири. Одновременно выпустил ряд брошюр, направленных на обоснование необходимости создания новой мировой религии на основе шаманизма. Тогда же сформулировал закон периодичности в народных движениях. Составив таблицу социальных катаклизмов (движения, бунты, войны, революции и т. п.) с 904 по 1916 гг., Анучин связал их с активностью солнца (появление пятен на нем) и установил их периодичность (пятен и народных выступлений) в пределах 11 лет 43 дней. «Закон»» был опровергнут в зародыше предсказанием падения солнечной активности в 1919-1921 гг. и соответственным снижением социальной активности народных масс. На самом деле все произошло наоборот (18).

Благополучно пережив в Томске гражданскую войну, В.И. Анучин в 1923 г. в административном порядке за прежнюю «контрреволюционную деятельность» высылается на три года в Казань. Присвоив себе ученое звание профессора, в 1928 г. он переезжает в Самарканд и работает до смерти в местном педагогическом институте, одновременно занимаясь инсинуациями и фальсификациями, направленными на собственное возвеличивание (знакомство с В.И. Ленины, переписка с А.М. Горьким и пр.). «Васька Анучин» - так его именовали в глаза и заглазно - «прошел по жизни безо всяких терниев и скончался в почете»,- заметил по этому поводу Д.П. Славнин (19).

ПРИМЕЧАНИЯ

Азадовская Л. В. История одной фальсификации // Новый мир. 1965. № 3; Она же. В. И. Анучин в Сибири. Легенда и факты // Фольклор и литература Сибири. Омск, 1976. Вып. 3.
РГАЛИ. Ф. 381. Оп. 1. Д. 2а. Л. 84.
ГАКК. Ф. 217. Оп. 1. Д. 29. Л. 2.
Очерки истории Красноярской партийной организации [КПСС]. Красноярск, 1967. Т. 1. С. 120; Азадовская Л. В. В. И. Анучин в Сибири. С. 151.
ГАКК. Ф. 827. Оп. 1. Д. 261а. Л. 17.
Цит. по: Азадовская Л. В. Указ. соч. С. 151-152.
Анучин В. Сибирь и пути сообщения // Сиб. жизнь. 1912. 29 мая; Он же. Сибирь в ее прошлом и настоящем // Новая Сибирь (Иркутск). 1912. 18 дек.; Он же. Сибирские вопросы (Экономические перспективы) // Сиб. жизнь. 1913. 12 июня; Он же. Сибирское областничество // Сиб. студент (Томск). 1915. № 1-2.
Новая Сибирь. 1912. 18 дек.
Сиб. жизнь. 1913. 11 янв.
Славнин В. Томск сокровенный. Томск, 1991. С. 250.
Адрианов А. Кто такой Анучин // Сиб. жизнь. 1917. 7 мая.
Сиб. жизнь. 1917. 16 мая.
Байкалов А. Кто такой Анучин // Сиб. жизнь. 1917. 8 июня.
Сиб. жизнь. 1917. 2 июля.
Свободная Сибирь (Новониколаевск). 1917. 26 ноября.
Пахаев С. Я. Штрихи к политической биографии Г. И. Чорос-Гуркина // Возвращение: Сб. докл. и сообщ. науч.-практ. конф. Горно-Алтайск, 1993. С. 138; Демидов В. А. От Каракорума к автономии. Новосибирск, 1996. С. 44-45.
Сиб. жизнь. 1918. 15 июня.
Анучин В. Социальный закон (Закон периодичности в народных движениях). Томск, 1918. С. 7-8.
Славнин В. Указ. соч. С. 257.
Шиловский М.В.,
д. ист. н., проф. НГУ

Самое интересное, что тут очень немного о творчестве и научных изысканиях...
а почти всё про историю с письмами Горького, самим же Горьким подтвержденную (последние исследования горьковского наследства включает все его 26 "спорных писем" к Анучину)

да и библиография тут приводится неполная... мягко говоря :)



Анучин Василий Иванович

(02.04.1875, село Базаиха Красноярского уезда Енисейской губернии - 06.11.1943, Самарканд)

Труды и литературные произведения

Рассказы сибиряка. - СПб., 1899.

То же. -[2-е изд.]. - СПб., 1900.

То же . - [3-е изд.]. - СПб., 1911.

Сборник составили рассказы, публиковавшиеся с 1897 г. в журналах и приложениях к ним «Народная библиотека», «Народное благо», «Природа и жизнь», «Товарищ» и др. Издания не стереотипные, отличия весьма существенные.

Содержание издания 1911 г.: Уважили, Тайга горит, Худо есть!, Судебное дело.

Восточное обозрение. - 1901. - 20-21 июня.

Енисей. - 1901. - 3 июня.

Вечный скиталец: сиб. легенда. - СПб., 1901.- 20 с.

Восточное обозрение. - 1903. - 14 сент.

Первые похождения: повесть из жизни маленьких искателей приключений. // Товарищ. - 1903. - № 5-15.

Повесть была издана отдельным изданием под заглавием - По городам и лесам.

По горам и лесам: повесть. - СПб.: Изд. О. Н. Поповой: Изд. кн. маг. П. В. Луковникова, 1903.

То же. - 2-е изд. - СПб., 1915.

То же: приключенческая повесть. - Красноярск: Кн. изд-во, 1959. - 107 с.

Сибирские сказки: [сб. для детей]. - Тюмень, 1903.

То же : [2-е изд.]. - СПб., 1905.

Уважили: рассказ // Образование. - 1903. - № 10.

То же : [отд. изд.]. - СПб. Изд. О. Н. Поповой: Изд. кн. маг. П. В. Луковникова, 1911.

Рец.: Айхенвальд Ю. А. // Рус. мысль. - 1903. - № 11.

Рассказ о непростой судьбе китайского пастуха в Сибири во время Боксерской (Российско-Китайской) войны 1898 года

Вечный скиталец; Такмак: [сб. сказаний].- СПб.: Изд. О. Н. Поповой: Изд. кн. маг. П. В. Луковникова,1904.

Заметка по поводу печатания “Материалов к областному словарю сибирского наречия” [В. И. Анучина] // Известия Красноярского подотдела Вост. - Сиб. отд. ИРГО. - Красноярск, 1904. - Т. 1, вып. 6.

Материалы к областному словарю сибирского наречия, [Красноярский уезд Енисейской губернии] // Там же. - С. 34-71;

То же: [отд. отт.]. - [Красноярск?], [1904?]. - 38 с.

Работы по обследованию волостных и церковных архивов Енисейской губернии: [крат. предварит. сообщение ] // Там же.

Вести из экспедиции к Туруханским остякам: (из письма В. Анучина к А. Макаренко) // Живая старина. - 1906. - Т.15, вып. 2. - С. 47 (5-я паг.).

Предварительный отчет по поездке к енисейским остякам в 1905 г. // Изв. Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии. - СПб., 1906. - Т. 6. - С. 38-50.

Отчет о поездке к остякам Верхне-Имбатской и Подкаменно-Тунгусской управ Енисейской губернии.

Во имя инородцев // Сиб. жизнь. - 1909. - № 195.

Отклик на ст. И.К. Окулича “Рыбопромышленность и инородцы” (Сиб. жизнь, 1909, № 92).

Дедовщина в Сибири // Живая старина. - 1908. - № 1.

Краткие сведения о результате экспедиции в низовья Енисея в 1905-1907 гг.; Программа доклада «Енисейцы (Енисейские остяки)», сделанного в заседании отдела этнографии ИРГО 14 декабря 1907 г. // Живая старина.- 1908. - Т.17, вып. 1.- С. 125-126.

Нужно предотвратить: (к вопросу о рыбных промыслах в Туруханском крае) // Сиб. вопросы. - 1909. - 29 марта (№ 12). - С . 11-15;

То же: [о тр.] // Сиб. жизнь. - 1909. - № 91. - Под загл.: К вопросу о рыбопромышленности на р. Енисее.

В публикации использованы данные из ст. Н. С. “Енисейская научно-промышленная экспедиция” и ст. В. Анучина, о публикованные в журнале “Сибирские вопросы” (1902, № 2, № 12).

Об енисейских остяках: [текст лекции] // Красноярец. - 1909. - № 22, 23

Политическая ссылка в Туруханском крае // Сиб. вопросы. - 1909. - 8 мая (№ 17). - С. 16-25.

Пьяный вопрос в Туруханском крае // Сиб. вопросы. - 1909. -16 июня (№22). - С. 14-19.

Худо есть: (из Туруханских очерков) // Сиб. вопросы. - 1909. - 16 янв. (№ 2). - С. 3-8.

Чем мы живы. // Сиб. жизнь. - 1909. - № 24.

Енисейские остяки / В. И. Анучин. Н. А. Синельников // Тр. Антропол. отд. О-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии). - 1911. - Т. 28, вып. 1. - (Изв. О-ва любителей... - 1911. - Т. 124, вып. 1);

То же: [отд. отт.]. - М., 1911. - 29 с.

Земледелие в Туруханском крае // Сиб. земледелец и садовод. - 1911. - № 9-10. - С. 344-346.

Недуги сибирской печати: доклад в литературно-артистическом кружке 22 окт. 1911 г., [Томск] // Сиб. слово (Томск). -1911. - № 233.

Сказания . - [3-е изд.]. - СПб.: Изд. кн. маг. П. В. Луковникова, 1911. - 164 с.

- Фрагм. рец. и отзывов на лит. произведения В. И. Анучина, изд. кн. Магазином П. В. Луковникова, 1911. - с. 163-164.

Содержание: Туда, к Лучезарному царству; Вечный скиталец; Такмак; Праведник и грешник; Подземное царство; Глупый Фу-дзин; Могила Сартактая; Жертва Басайны; Ван-Ло-Хей; Болото.

Министерство колоний // Сиб. жизнь. - 1912. - 19 авг. (№ 185)

Сибирский сборник: [письмо в ред.] / В. И. Анучин, Г. А. Вяткин, В. Я. Шишков // Сиб. жизнь. - 1912. - 2 сент. (№ 196). - С. 5-6;

То же // Сиб. вести (Иркутск). - 1912. - 12 сент. (№ 21).

О готовящемся в Томске «Сибирском сборнике» и о связях его издателей с М. Горьким и петербургским издательством “Знание”.

Сибирь в её прошлом и настоящем // Новая Сибирь (Иркутск). - 1912. - 18 дек.

Сибирь и пути сообщения // Сиб. жизнь. - 1912. - 29 мая.

Сибирские вопросы: (Экон. перспективы) // Сиб. жизнь. - 1913. - 12 июня.

Очерк шаманства у енисейских остяков: (доложено в заседании Ист.-филол. отд-ния 11 мая 1911 г.) / рис. в тексте худож. С. М. Дудина. - СПб.: Тип. Имп. Акад. Наук, 1914. - 89,[3] с.: рис. - (Сб. Музея антропологии и этнографии при Императорской Академии Наук; Т. II, [ч.] 2).

На основе материалов, собранных в 1905-1908 гг. в Туруханском крае, где побывал В. И. Анучин по поручению Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии, и этнографической коллекции, собранной по поручению Музея антропологии и этнографии при Императорской Академии Наук.

Сибирское областничество // Сиб. студент. - 1915. - № 1-2.

В стране черных дней и белых ночей: (Туруханский край): Очерк. - Пг.: Изд. П. П. Сойкина, 1916. - 32 с.: ил., фото, карт. - (Знание для всех; 1916, № 8).

По поводу статьи А. В. Адрианова «Кто такой Анучин» (Сиб. жизнь, 1917, 7 мая) // Сиб. жизнь. - 1917. - 16 мая.

О своем членстве в Партии социалистов - революционеров.

Социальный закон: (закон периодичности в народных движениях). - Томск: Тип. губ. земства, 1918. - 16 с. - На правах рукописи.

Твори радость: (Моя религия). - Томск: Линдберг, 1918. - 20 с.

«Песнь о Красном демоне» - Томск: Изд-во Т. В. Сенченко, 1919. - 16 с.

Самая скандальная брошюра В. И. Анучина, насыщенная апокалиптическими видениями...

То же // По документам фондов: Политического Красного Креста. 1918-1922. Помощь политзаключенным.

Кто виноват? - Томск: Изд-во Т. В. Сенченко, 1919. - 6 с. - (Детская б-ка).

Организация изучения туземных языков Сибири: [автореф.] // Труды Съезда по организации Института исследования Сибири . - Томск, 1919. - Ч. 3. - С. 88-89.

Программа шаманистов: [в 2 ч.]. - Томск: Типолитогр. Сиб. т-ва печат. дела: Т. В. Сенченко, 1919.

Причины вымирания населения в Северной Сибири / [В. Анучин?]. - Л. : [Гос. Психоневрологическая акад.: Гос. Рефлексологический ин-т по изучению мозга], 1926. - 14 с. - Посвящ. 40-летию профессорской деятельности Владимира Михайловича Бехтерева.

Встреча: [воспоминания о встрече с В. И. Лениным в Красноярске в 1897 г.] // Лит. современник. - 1940. - № 1. - С. 5-10.

Переписка с Владимиром Ильичем: [сообщение] // Ленинский путь (Самарканд). - 1941. - 21 янв.

Автор утверждал, что в 1903-1913 гг. имел переписку с В. И. Лениным.

Неопубликованные романы и пьесы:

Сполох. (1924-1928) Антиутопия-сценарий послереволюцинной жизни, сопоставимая по значимости с повестью Замятина «Мы». (роман известен по 8 копиям, разосланным В. И. Анучиным в редакции литературных журналов СССР в начале 30-х годов. Сохранившаяся копия в журнале «Новый мир» имела рукописную обложку с названием «Сполохи» - именно так он более всего и известен). По необъяснимым причинам до сих пор считается безвозвратно утраченным.

Волхвы (завершен к 1935 г.) передан в литературный музей Москвы

Азия для азиатов (итоговый вариант закончен к 1939) передан в литературный музей Москвы

Драма «Красноярский бунт 1695 г.» итоговая правка завершена и набрана не позднее апреля 1935 года. Первые варианты-наброски - совместные с В. И. Суриковым - известны по их переписке.

Встреча и переписка с Лениным: [воспоминания] // Сиб. огни. - 1947. - № 2. - С. 102-106.

О встрече с В. И. Лениным в Красноярске в 1897 г.

Легенды и предания об Енисее. // Родной Енисей: [сб.]. - Красноярск, 1951. - С. 355-370.

Содержание: Дедушка Енисей; Вечный скиталец; Такмак.

Горький А. М. Переписка с В. И. Анучиным / [А. М. Горький ; В. И. Анучин] // Горький и Сибирь: Письма, воспоминания: [сб.] / сост. С. Е. Кожевников, А. Л. Коптелов. - Новосибирск, 1961. - С. 43-84. - Примеч.: с. 75-84. Опубликовано 28 писем 1903-1914 гг.

Первая публикация писем А. М. Горького В. И. Анучину в журн. «Сиб. огни» (1941, № 1).

«Как перевелись барсы на Енисее»: [рус. сказка из сб. В. И. Анучина «Сибирские сказки»

(Тюмень, 1903)] // Очаг. - 1992. - № 9-12. - С. 35.

*****

Синельников Н.А. Енисейские остяки по наблюдениям и измерениям В.И. Анучина // Известия Имп.общества люителей естествознания, археологии и этнографии. М., 1911. Т. CXXIV (Тр. антропологич. отдела. Т. XVIII, вып. I).

То же: [отд. отт.]. Синельников Н.А. Енисейские остяки по наблюдениям и измерениям В. И. Анучина /обраб. Н. А. Синельниковым; под ред. Д. Н. Анучина. (так написано!) - М.: Типо-литогр. т-ва И. Н. Кушнерев и К°. - 1911.

Бабурин В. Я. Река Южная Сосьва (Приток р. Тавды): [крат. очерк]: прил. к журн. «Изв. Том. округа путей сообщения» / сост. техник путей сообщения В. Я. Бабурин, зав. партией по исследованию р. Южной Сосьвы; под ред. [и со вступ.] В. И. Анучина. - Томск: Паровая тип. П. К. Орловой, 1916. - 12, [2] с

впечатляет?

В книге 286 страниц и почти столько же рисунков и гравюр (тех лет!)

ЛУЧШИЙ МОЙ ПОДАРОК ВСЕМ КРАЕВЕДАМ!



при желании обложку можно распечатать - фото кликабельно

Описание книги:


Анучин Василий Иванович.

Сибирский сборник. /Сказки, сказания, рассказы, повесть, очерк, пьеса/. - Красноярск: Тренд, 2015, 288 с., илл.

Сборник включает в себя избранные произведения Василия Ивановича Анучина, сибирского писателя и ученого. В. И. Анучин родился в 1875 г. в селе Базайском, Красноярского края.

C 1902 году занимался научной и общественной работой, этнографией и литературой.
Значительную часть своей жизни Анучин прожил в Сибири.
После революции дважды приговаривался к расстрелу (помилован лично Дзержинским и Менжинским), а с начала 1920-х годов постоянно (с небольшими перерывами) находился в ссылках и умер в ссылке в 1943 г. (по другим тиражируемым данным, в 1941 г.) в Самарканде.

Литературную деятельность В. И. Анучин начал в 1897 г. в сибирских газетах. Совершив ряд научных экспедиций по Сибири, он собрал материал для своих литературных произведений, которые впоследствии вышли отдельными книжками: «Сибирские легенды», «Рассказы и сказания», «Рассказы сибиряка», «Сибирские сказки», «В стране черных дней и белых ночей». Наиболее значимые его работы по сей день совершенно неизвестны широкой публике, и даже не введены в научный оборот.

Повесть «По горам и лесам» вышла отдельным изданием в 1903 г., а затем в 1915 г. с копиями рисунков художника-сибиряка Михаила Щеглова (переиздана в Красноярске в 1959 г.). Все остальные произведения В. И. Анучина не переиздавались.

Произведения проиллюстрированы картинами Д. И. Каратанова, В. И. Сурикова, рисунками из альбома семьи Давыдовых и иллюстрациями первых изданий книг В. И. Анучина.

Сборник предназначен как юным читателям, так взрослым, интересующимся историей и незаслуженно забытой литературой дореволюционной Сибири. 12+

Так же впервые публикуется пьеса «Красноярский бунт», (в сохранившейся редакции 1932-1935 года)
Пьеса интересна тем, что работу над ней автор начинал еще в 1909 году вместе с В. И. Суриковым.
Сборник выходит в канун 140-летия со дня рождения автора.

На обложке: Н. К. Рерих. Древо

Форзац: В. М. Васнецов. Сирин и Алконост - птицы радости и печали. (1896).

ISBN

© Издательство «Тренд» (Красноярск)
© КРОО Поддержки гражданских инициатив «Развитие» (Красноярский край)
© Творческое объединение «Лукоморье» (СФО)

2015

Что читать?, Чтобы помнили всех поименно., Василий Иванович Суриков., Василий Иванович Анучин., книги нашего детства. Давайте их вернем, Это должен знать каждый!

Previous post Next post
Up