Оригинал взят у
visualhistory в
Классики фотоискусства: Иван ШагинОригинал взят у
mamlas в
Классики фотоискусства: Иван ШагинИван Шагин
(1904 - 1982 гг.)
Автор всемирно известных фотоснимков времен Второй мировой войны, один из знаменитых представителей первого поколения советских фотографов.Жизнь и творчество
Иван Шагин родился в Ивановской области Ярославской губернии в 1904 году. Когда будущему фотографу было 12 лет, его отец умер, а многодетная крестьянская семья осталась с весьма скудными средствами к существованию. Мать устроила сына «мальчиком» в лавку московского купца. Здесь, бегая «на посылках», Иван Шагин между делом обучился грамоте и приобрел житейский опыт. Вновь вернулся в деревню он лишь в 1919 году, когда после революции лавка, как и многие другие, закрылась.
Впрочем, голод и гражданская война 20-х годов прошлого века отнюдь не располагали к наслаждению сельской идиллией. Семнадцатилетним юношей Иван Шагин был вынужден отправиться на заработки и устроился матросом в волжское речное пароходство. Спустя недолгое время будущий фотограф вновь сменил работу. На этот раз его приняли подсобным рабочим в «нэпманский» магазин - то есть практически по специальности. Здесь юноша задержался и за два года «вырос» до помощника директора магазина, а затем и инструктора показательного государственного магазина-школы. Вероятно, способный молодой человек не остановился бы и на этом, если бы коммерцию не вытеснило в его сердце новое увлечение.
С 1925 года в СССР начал выходить журнал «Советское фото». Он немедленно приобрел громадную популярность, и Советский Союз захлестнула волна фотолюбительства. При заводах, клубах, домкомах, как грибы после дождя, возникали фотокружки и объединения фотолюбителей. Молодой и любознательный Иван Шагин не остался в стороне - «показательный» кооператор вступил в кружок при газете «Наша жизнь», где и освоил азы фоторепортажа. Новое дело увлекло Шагина целиком и полностью. Вскоре его первые снимки уже публиковались в изданиях, выходивших под эгидой концерна «Сельхозгиз», а Шагин оставил работу продавца для карьеры фотографа.
В 1930 году Иван Шагин начал сотрудничество с газетами «Наша жизнь» и «Кооперативная жизнь» издательства Сельхозгиз. Фотограф с упоением отдался своему делу. Снимал ли он крестьян или матросов, военные маневры, достижения коллективизации или индустриализации, Иван Шагин создавал безупречные с технической стороны и одновременно необыкновенно лиричные фотографии. Искреннее любование своим предметом, точный взгляд и прирожденный талант быстро заслужили Шагину признание.
Фотографии 1929-1934 гг. (26 фото)
1. Прачки. 1929 г.<
/span>
2. В рабочем общежитии. Конец 1920-х гг.
3. На молочной ферме. Начало 1930-х гг.
4. Школьник на поле - помощь колхозу. Начало 1930-х гг.
5. На заготовительном пункте. 1930 г.
6. Стальные кони. 1930 г.
7. Изобретатель. 1930 г.
8. Сталевар. Середина 1930-х гг.
9. На Ленинградском металлическом заводе. Конец 1930-х гг.
10. Первый регулировщик в Москве. 1931 г.
11. Молодая колхозница. 1931 г.
12. Подготовка сельхозтехники к севу в колхозе. 1932 г.
13. Колхозная молодежь. 1932 г.
14. Пионер. 1932 г.
15. Школьник отправляется в полевую бригаду с плакатом, бичующим лодырей. 1933 г.
16. Новый урожай. 1933 г.
17. Рабочий перерыв. 1933 г.
18. Моряк. 1933 г.
19. Физкультурники. 1933 г.
20. Метание копья. 1933 г.
21. Первый съезд Союза писателей СССР. 1934 г.
22. Пионервожатая. 1934 г.
23. Артиллеристы на учениях. 1934 г.
24. Танкист. 1934 г.
25. Пулеметчики. 1934 г.
26. Тушение пожара. 1934 г.
27. Артиллерия на параде. 1934 г.
Главный рабочий инструмент Шагина этого времени - старая крупноформатная камера с мехами. Фотограф снимал на стеклянные пластинки, которые «в комплекте» с увесистой техникой составляли немалый вес. А ведь, кроме камеры и фотопластин, мастеру приходилось носить с собой несколько форматных кассет. Съемка репортажа предполагает большое количество фотографий, форматная же кассета с заряженными пластинами позволяла сделать лишь два или четыре (если работать на половину пластины) кадра. К тому же фотограф не давал себе поблажек: несмотря на молниеносную реакцию и точный глаз, он работал медленно и обстоятельно, искал возможность запечатлеть не просто ключевой момент действия, а отобразить свое отношение к нему, найти неповторимый, выразительный ракурс.
В 1933-м Шагин пришел в «Комсомольскую правду». В этот период фотографии Шагина приобрели большое «классовое содержание» - работая в одном из крупнейших периодических изданий страны, фотограф обличал недостатки и вредительство. Например, в 1934 году у него вышел фоторепортаж «Кладбище тракторов», посвященный бесхозяйственности в колхозах. Впрочем, и в это время Шагину-репортеру удалось сохранить свою «фирменную» универсальность: его сюжеты простирались в диапазоне от промышленности до быта простого советского человека, его герои - колхозники, физкультурники, метростроевцы, рабочие и советская молодежь-комсомольцы. В печати появились фотоочерки «24 часа из жизни рабочей московской семьи» (1931) и «Колхозники» (1932).
В 1934-1935 годах Иван Шагин принял участие в серии выставок в СССР и за рубежом (в Праге, Варшаве и Сарагосе). Пресса особенно отмечала успех его фотографии «Физкультурники», где очень точно и убедительно были реализованы принципы конструктивисткой фотографии: жесткая кадрировка, косина горизонта, расположение фигур и направление линий. Иван Шагин обращался к теме спорта с большим удовольствием: фактурные, тренированные тела атлетов, неожиданные ракурсы и насыщенная динамика давали большие творческие возможности. Живые пирамиды и колонны физкультурников стали символами нового общества, сплоченность спортсменов и их рекорды утверждали мощь советского строя. Впрочем, не обошлось и без подводных камней. Ряд зорких критиков усмотрели в его сериях «Динамовки» и «Оссовиахимовки» скрытый эротизм, что, конечно, никак не приветствовалось советской властью.
Фотографии 1935-1940 гг. (38 фото)
28. Улица. 1935 г.
29. Киевские военные маневры. 1935 г.
30. Старый Крымский мост и новая набережная. 1935 г.
31. Метростроевцы- первые пассажиры метро. 1935 г.
32. Переправа. 1935 г.
33. Испытатель парашютов. 1935 г.
34. Стратостат и шар-прыгун. 1935 г.
35. Вперед и выше. 1935 г.
36. Ворошиловские стрелки в гостях у наркома обороны К.Ворошилова. 1935 г.
37. Лучший друг физкультурников. 1935 г.
38. Юные футболисты. 1936 г.
39. На правительственной трибуне. Авиационный праздник в Тушине. 1936 г.
Лицо на снимке было зачеркнуто цензурой.
40. Строительство канала Москва- Волга. 1936 г.
41. В порту. 1936 г.
42. Владивосток. Рыбный порт. 1936 г.
43. Сталин на совещании жен командиров. 1936 г.
44. Главный калибр. 1936 г.
45. В увольнении. 1936 г.
46. Зарядка на линкоре. 1936 г.
47. Утренний туалет. 1936 г.
48. Дирижабль "СССР- В6". 1936 г
49. Дирижабли. 1936 г.
50. Воздушные шары. 1936 г.
51. Пилот. 1936 г.
52. Под крылом самолета. 1936 г.
53. Колесо. 1936 г.
54. Сталинский сокол. 1936 г.
55. Первые волжские пароходы у стен Кремля. 1937 г.
56. Скачки с препятствиями. 1937 г.
57. Колонна спортсменов. 1937 г.
58. Главный конвейер ЗИСа (Завода им.И.В.Сталина). 1937 г.
59. Здание Академии им.Фрунзе. 1937 г.
60. Тачанки. 1937 г.
61. Красноармеец. 1938 г.
62. Динамовки. 1938 г.
63. Парашютный десант. 1939 г.
64. ВСХВ (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка). 1939 г.
65. Спортивный парад в Ленинграде. 1940 г.
На выставке «Мастера советского фотоискусства» (1935 г.) работы Ивана Шагина соседствовали с работами Родченко. Выставка провозгласила фоторепортаж как магистральное направление советского фотоискусства, а Аркадий Шайхет, Макс Альперт, Семен Фридлянд и, конечно, Иван Шагин из ремесленников-«иллюстраторов» превратились в прогрессивных фотографов. Тринадцать шагинских работ, вошедших в экспозицию, были замечены как прессой, так и обычными зрителями. Благожелательная критика отмечала «умение схватывать характерное и типичное» и умение «правильно отображать новый колхозный быт», противники критиковали чрезмерную веселость и несоветский оптимизм фотографий. Впрочем, прозвучавшее вскоре сталинское «жить стало лучше, жить стало веселее» выбили почву для критики из-под ног недоброжелателей. Теперь упрекать в излишнем оптимизме стало попросту опасно. А Иван Шагин продолжал работать с прежним увлечением.
На Всесоюзной фотовыставке, организованной в Москве к двадцатилетию Октябрьской революции, были показаны восемнадцать фотографий Ивана Шагина. Тематика отобранных работ, учитывая время выставки, была вполне предсказуемой: портреты и портретные группы руководителей партии и правительства, многие из которых были сразу растиражированы в виде плакатов и открыток. Фотограф добился настоящего признания: перед самой войной в журнале «Советское фото» вышла посвященная Шагину статья с портретом фотографа, утверждавшая его как состоявшегося и признанного фотомастера, как «художника нашей действительности, умеющего ее видеть, понимать и служить ей своим искусством».
Но шел 1941 год и действительность, которой служил Шагин, в одночасье изменилась. Война для фотографа началась репортажем с митинга, где стоящие плечом к плечу рабочие слушали выступление В.Молотова по радио. Уникальный по выразительности и драматической силе снимок уже на следующий день иллюстрировал передовицу «Комсомолки». А Шагин «переквалифицировался» в военного фотокорреспондента и привыкал к форме, частым командировкам на фронт и спешной обработке отснятого материала на передовой. Фотографии Шагина военных лет известны многим: раненный комиссар, с перебинтованной головой, встающий из окопа в атаку, «графические» воздушные бои, закрытые военными плакатами витрины и развозящие дрова троллейбусы Москвы, декабрьское наступление Красной армии под Москвой, освобождение Киева, штурм реющего в дыму Рейхстага, Берлин. Закончилась же война для мастера съемками встречи с союзниками на Эльбе, подписания акта капитуляции и Парада Победы в Москве 24 июня 1945 года.
Фотографии 1941-1945 гг. (17 фото)
66. Обучение ополченцев. Москва. 1941 г.
67. Москва. Сбитый немецкий бомбардировщик на площади Революции. 1941 г.
68. 22 июня. Москвичи слушают выступление В.Молотова по радио. 1941 г.
69. Вместо мужей, ушедших на фронт. 1941 г.
70. На танковом заводе. 1943 г.
71. Дороги войны. 1943 г.
72. Беженцы. Белоруссия. 1944 г.
73. Политрук продолжает бой. 1944 г.
74. Партизанский патруль. Вильнюс. 1944 г.
75. Красноармейцы в Берлине. 1945 г.
76. Перебежка. Германия. 1945 г.
77. Убит в последнем бою. 1945 г.
78. Берлин. К рейхстагу! 1 мая. 1945 г.
79. Салют Победе. Берлин. 1945 г.
80. Берлин. Рейхтаг. Война окончена. Май. 1945 г.
81. Берлин. Лазарет немецких военнопленных у Бранденбургских ворот. Май. 1945 г.
82. На "Динамо" на футбол. Москва. 1945 г.
Снимки военных лет Ивана Шагина всегда узнаваемы. Он тщательно готовил свои фотографии - на них почти всегда герои, подвиги, славные свершения. Но это ничуть не художественной ценности даже тех снимков, которые печатались на передовой. А после войны зрители смогли увидеть подлинную «шагинскую» фотографию во всем ее великолепии: точный взгляд большого художника, драматизм содержания, безупречное мастерство исполнения и авторская печать, непревзойденным мастером которой был Иван Шагин. Недаром даже американцы, известные своими высокими требованиями к качеству позитивной печати, признали в 1946 году снимок Ивана Шагина «К рейхстагу» лучшим военным кадром.
После войны Иван Шагин продолжал работать. Он с большим интересом занимался съемкой архитектуры, одним из первых «осваивал» цветную съемку и обучал работе с цветом молодых фотографов. Как и прежде, круг тем Ивана Шагина оставался весьма широк: спортивные репортажи, торжественные черно-белые пейзажи, натюрморты, в том числе кулинарные (известно, что фотограф принимал участие в иллюстрировании «Книги о вкусной и здоровой пище»). Фотографии и статьи Ивана Шагина публиковались в единственном профессиональном журнале СССР «Советское фото», журналах «Огонек» и «Смена», он работал для газеты «Правда», РИА «Новости», столичных издательств, его фотографии военных лет продолжали публиковаться в прессе у нас и за рубежом. Хотя в последние годы фотограф не был так известен, как в военное и послевоенное время, он не был и забыт и продолжал плодотворно работать до самой смерти. Скончался Иван Шагин в Москве в 1982 году. Интерес к его творчеству, несколько угасший в период застоя, вернулся в середине 1980-х, после крупных выставок, посвященных истории СССР.
Источник публикации:Стигнеев В.Т., "Иван Шагин. Серия Фотографическое наследие", М., Арт-Родник, 2007 г.
Биография
1904 г. Родился в Ярославской губернии
1916 г. Устраивается «мальчиком на побегушках» в московскую купеческую лавку
1921 г. Поступает матросом на волжский пароход
1924-1928 гг. Работает в кооперативном магазине в Москве
1925 г. Начинает заниматься фотографией в фотокружке при газете «Наша жизнь».
1928 г. Публикует первые работы.
1930 г. Работает фотокорреспондентом в газетах «Наша жизнь» и «Кооперативная жизнь»
1932 г. Работает фоторепортером в журнале «Коллективист». Публикует серии фотоочерков о быте рабочих и колхозников.
1933-1951 гг. Работает фоторепортером в газете «Комсомольская правда»
1935 г. В составе бригады фоторепортеров снимает Киевские военные маневры. Участвует в выставке «Мастера советского фотоискусства»
1935-1940 гг. Участвует в фотовыставках в СССР и за рубежом (США, Япония, Великобритания)
1936 г. В составе бригады фотокоров газеты «Комсомольская правда» делает репортаж о Дальнем востоке
1941-1945 гг. Работает на фронте в качестве военного фотокорреспондента «Комсомольской правды»
1946 г. Создает ряд спортивных фотоочерков, в том числе знаменитые репортажи о футбольных матчах московского «Динамо» в Англии
1950-е гг. Начинает работать с цветными фотоматериалами
1954-1975 гг. Участвует в выставках: Всесоюзная выставка цветной фотографии, Фотоискусство СССР, Моя Москва, выставках, посвященных 20- и 25-летию победы над фашизмом, выставках «Страна Моя», «30 лет Великой Победы» (золотая медаль). Сотрудничает с ведущими издательствами.
1982 г. Скончался в Москве.