Оригинал взят у
e_cat в
Какая такая "украина"? Карта земель, которые советская власть присоединила к Украине:
- Донецко-Криворожской республика (влита большевиками в Украину в 1918 г.)
- Галичина и Волынь (отобрана у Польши в 1939 г.)
- Часть Бессарабии и Буковины (у Румынии в 1940 г.)
- Подкарпатская Русь (взята у Чехословакии и переименована в Закарпатье)
- Крым (подарен Хрущевым в 1954 г.)
Дары коммунизма. Советское наследие, с легкой руки одного неудачливого нынешнего политика, в Украине принято проклинать. Ничего хорошего, кроме Голодомора, с высоких трибун сейчас не вспоминают. А напрасно!
Ведь благодаря большевикам Украина и получилась такой большой. Победи в гражданской войне националисты, была бы она маленькой и куцой - без Галичины, без Волыни, без Крыма и без Донбасса. На самом деле в Москве украинцев очень любили. Конечно, своих, советских. Но за что, скажите, было любить того же “головного атамана” Симона Петлюру, если он, подлец, в 1920 году продал Пилсудскому всю Западную Украину со Львовом, лишь бы въехать на полтора месяца в Киев в обозе польской армии? Так что, получил он тогда по шапке за дело!
А коммунисты-ленинцы, выиграв, как в карты, украинские земли, все время их приращивали и приращивали. Причем, часто-густо за счет совершенно неукраинских территорий.
Из-за “бл…ва” Крупской.
В конце 1922 года в московских партийных кругах разгорелась широкая дискуссия, как обустраивать бывшую Российскую империю, которую объединяла теперь только Красная Армия. Ленин болел и в жарких дебатах участия не принимал. Первую скрипку в партийном оркестре играл нарком по делам национальностей и генеральный секретарь товарищ Сталин. Он был убежденным централистом, считавшим, что всем нужно управлять из Москвы, так как тут собрались самые опытные и интеллектуальные кадры. В качестве модели нового государства он предложил Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику, куда все остальные должны были войти на правах автономий.
Очень многие партийцы поддержали набиравшего силу молодого и энергичного Иосифа Виссарионовича. Но, как всегда, подгадили грузины. Им хотелось танцевать лезгинку и пить чачу не в автономной, а в полноценной республике. Да еще такой, которая имела бы юридическое право выхода из союзного государства. Весь ЦК грузинской партии большевиков обвинил Сталина в “великороссийском шовинизме” и в знак протеста подал в отставку. Возмущался и видный украинский партиец личный друг Ленина Николай Скрыпник. Он тихонько накапал на Сталина Ильичу, передав ему через Крупскую письмецо о великодержавных планах Кобы (такой была партийная кличка будущего “отца народов”).
Ильич, хоть и тронутый инсультом, раскудахтался, испугался, что молодые товарищи собираются отобрать у него власть, и заявив, что “некоторые инородцы хуже, чем русские держиморды”, набросился на Сталина с публичной критикой. Да еще и заставил его извиняться перед старухой Крупской, которую Иосиф Виссарионович за переданную записку в сердцах обозвал по телефону “бл…ью”.
Так из-за “бл…ства” Крупской, по странной иронии истории, возник СССР.
Разозленный Ленин план Сталина похерил, предложил создать не федерацию, а конфедерацию и предоставить каждой республике право свободного выхода из Союза. Мол, если республике в СССР надоест плясать под балалайку, пускай идет на все четыре стороны - хоть пить чачу, хоть танцевать гопак. Этот пункт сразу же попал в первую советскую конституцию 1924 года. Поэтому, не стоит удивляться, что в 1991 году Союз рассоединился без драки. Именно такой распад и был заложен в эту конструкцию, благодаря Ильичу.
Обязанности же всесоюзного и республиканских правительств в том же 1922 году разделили. Часть прав управлять экономикой оставили на местах. Например, такими “мелочами”, как сельское хозяйство и культура. А вооруженными силами, дипломатией, транспортом, связью и внешней торговлей рулили напрямую из Москвы. Кстати, название нового государства выбрали не сразу. Первоначально его даже предлагали назвать Союзом Советских Социалистических Республик Европы и Азии (СССРЕА). Но эта аббревиатура очень напоминала одно малоприличное слово, и от него отказались. Согласитесь, неприятно, когда граждане страны называются “с-с-с-реанцами”.
В состав СССР Украина (тогда она называлась “Українською Соціалістичною Радянською Республікою” -- сокращенно УСРР, что тоже не очень благозвучно) вошла с солидным подарком - бывшей Донецко-Криворожской республикой, которую украинофил Ленин отстегнул в порыве чувств Скрыпнику и компании - берите и украинизируйте! А шмат земли был действительно немалый! В его состав входили Харьковская и Екатеринославские губернии с Донецким угольным бассейном и прилегающие к ним промышленные районы бывшей области Войска Донского. Согласия ни у жителей, ни у партийного руководства республики, естественно, не спрашивали. Это государственное образование, провозглашенное в Харькове в 1918 году, еще во время гражданской войны ликвидировали по указке из Москвы и бросили в ненасытную пасть новорожденной советской Украины. Та слопала и не поперхнулась.
Странное решение о передаче Донбасса УСРР московские товарищи мотивировали тем, что украинцы - сплошь селяне, и им надо укрепить рабочий элемент. Восточный бочок Украины приятно округлился на карте.
Сталин зачистил Львов для украинцев.
Но скверно выглядел бочок западный. Из-за того, что в 1920 году Петлюра выпил слишком много “горзалки” с Пилсудским, вся Галичина и большая часть Волыни находилась в руках Польши. Этнический состав населения тут был пестрым. В деревнях преобладали украинцы, хотя рядом жило и много поляков. А городах и местечках - большинство населения составляли поляки и евреи. К примеру, во Львове по переписи 1931 года поляков проживало 198 тысяч, евреев - 45 тысяч, а западных украинцев - только 35 тысяч 173 человека.
Эту историческую “несправедливость” Сталин начал исправлять в 1939 году, а закончил - в 1947. Конечно, некоторым образом не без помощи Гитлера, которому история отвела самую грязную работу. А вот за “клятых ляхів” (их украинцы не могли выбить из Львова со времен Хмельницкого!) взялся лично Иосиф Виссарионович. Свои ошибки молодости, подправленные Лениным, он признал, и теперь взялся отбирать у Речи Посполитой Западную Украину и присоединять ее к Восточной.
При этом поляки изгонялись из этой территории беспощаднейшим образом. Едва придя в 39-м на Галичину, советская власть стала тут же высылать западноукраинских поляков в Сибирь. В эту категорию попадали, в первую очередь, так называемые “осадники” -- польские военные ветераны, которые перед войной получили земельные участки на Волыни и стали фермерами. Можно сказать, что так критикуемый ныне пакт Молотова-Риббентропа, создавший советско-германский союз, в первую очередь пошел на пользу Украине. Ее западный бок раздуло не меньше восточного.
И все благодаря клятой Москве!
Правда, Великая Отечественная война ненадолго прервала этот процесс. Но сразу же после ее победоносного завершения деполонизация Галичины продолжилась. Если вы спросите нынешних львовян, куда подевались те самые почти 200 тысяч поляков, они только разведут руками: “Від’їхали!”
Святая наивность! Кто это интересно захочет по доброй воле покидать уютные квартиры в старинных домах, построенных предками - тех самых, которые составляют ныне главную достопримечательность туристического Львова? Поляков изгнали - в 1947-м Сталин заставил их массово выехать в только что созданную Польскую Народную Республику. А в их квартиры нахлынули “вуйки” из окрестных сел. Так, ровно 60 лет назад, Львов стал украинским. Иосиф Виссарионович сделал для земляков Бандеры то, что не смог подарить им ни один доморощенный националист - место для “украинского Пьемонта”. Жаль, что неблагодарные львовяне об этом забыли. Я бы на их месте снес памятник Бандере и поставил на его место Сталина - во имя той самой вышеупомянутой исторической справедливости.
Ну, и как же забыть Закарпатье? Его кремлевский тиран как бы между прочим приклеил к Украине в 1945-м, отодрав от Чехословакии. Область - весьма противоречивая. До сих пор непонятно, кого там больше - русинов, венгров, украинцев, словаков или просто контрабандистов и нелегальных рубщиков леса без четко выраженной национальной самоидентификации. Но живут мирно. На национальной почве не воюют. Только бандиты иногда пошаливают, топя друг друга в загаженной румынами Тисе.
Крым от дядьки Хрущева. В 1954 году настал черед “прекрасной Тавриды”, как выражался Пушкин. Новый вождь СССР, сменивший Иосифа Виссарионовича, пылал к Украине еще большей любовью и на радостях от круглой даты (как раз проходили празднования 350-летия воссоединения Украины и России) отстегнул Крым киевским товарищам по партии. В это время он имел статус области в составе РСФСР и был населен преимущественно русскими. Татар, как известно, выселили оттуда в 1944 году, одновременно понизив статус Крымской автономной республики до простой области.
Причины скандальной передачи до сих пор вызывают споры. Некоторые историки утверждают, что этот шаг был сделан из экономических (как тогда говорили, “народно-хозяйственных”) соображений. Как раз входила в эксплуатацию Каховская ГЭС с ее огромным водохранилищем. Планировалось перебрасывать большие массы воды каналами в степную часть Крымского полуострова и превращать ее в очередной “цветущий сад”.
Но зачем, спрашивается, для этого было перекраивать границы? Не выдерживает критики и версия, что Никита Хрущев будто бы хотел “отблагодарить” в юбилейный год украинцев за страдания, перенесенные в 30-е и 40-е годы. Он, мол, долгое время работал в Киеве первым секретарем партии и близко к сердцу принимал проблемы своей любимой республики.
Но, думается, причина в другом. Простому колхознику где-нибудь под Полтавой было до лампочки, входит Крым в УССР или нет. Он все равно отдыхать в Ливадию не ездил - загорал прямо на огороде. А вот амбициям украинского партруководства такая однобокая рокировка льстила. Именно его поддержкой хотел заручиться Хрущев во всесоюзных политических интригах. Он только год находился у власти и еще не чувствовал себя всесильным.
Как бы-то ни было, но Крым стал последним территориальным приобретением Украины. И ведь что удивительно! Проиграв все войны в начале XX века как независимое государство, Украина как советская республика “приросла” такими землицами, о которых “батько Грушевский” и Центральная Рада даже и не мечтали!
И после этого кто-то еще будет утверждать, что не большевики создали Украину?
Советская власть “убила” триединый русский народ
Начиная с 20-х годов СССР последовательно поддерживал в бывшей царской Малороссии только ту часть населения, которая идентифицировала себя как украинцы. Ради этого проводилась политика украинизации, раскармливался бездарный Союз писателей, большинство членов которого состояло из графоманов и прихлебателей, разводилась культура “шароварная” и уничтожалась русскоязычная городская.
Но самое главное! Именно ради этого власть отказалась от концепции триединого русского народа, принятой до Октябрьской революции. Открыв любой даже нынешний учебник по истории, вы прочтете, что до монгольского нашествия Киев был столицей Руси, а населяли ее русские (их могли называть еще “русичами”, “русами”, “руськими”, но дела это не меняет). Куда же девались из Южной Руси эти самые “руськие” и откуда (а, главное, когда!) вывелись украинцы?
В советские времена утверждали, что это случилось якобы в XIV веке, когда Русь разделили поляки, литовцы и татары. Но это полная неправда! Документы, исторические летописи, хроники показывают, что не только в это время, но даже в XVII столетии - во времена Хмельниччины - жители Киевщины или Черниговщины по-прежнему считали себя русскими людьми, хоть и порабощенными Польшей. Если не верите, откройте общедоступную “Историю руссов”, которая есть в любой районной библиотеке, и убедитесь. Там ни разу не употреблено слово “украинцы”, хотя рассказ доведен почти до конца XVIII века.
Когда почти все земли до монгольской Руси во времена Екатерины II объединились в составе Российской империи со столицей в Петербурге, чувство общерусского единства было пережито с новой силой. С тех пор считалось, что русский народ состоит из трех ветвей. “Русские по различию наречий своих разделяются на великоруссов, белоруссов и малоруссов”, -- утверждал, например, “Учебник географии Российской империи”, изданный в Петербурге в 1873 году.
После гражданской войны эта мысль была для победивших красных крамольной. Ведь огромное количество малороссов сражались против красных в рядах белогвардейцев. По утверждению военного историка Ярослава Тинченко, Русская армия генерала Врангеля в 1920 году, по меньшей мере, на половину состояла именно из уроженцев Малороссии - “украинцев”, как теперь говорят. Этот факт тщательно замалчивали. А заодно пытались вытравить все наследие древней единой Руси из украинской души.
Пять губерний для Центральной Рады
Если отказаться от “зла” советского наследия, то нынешнюю Украину придется сократить всего до пяти дореволюционных губерний - Киевской, Подольской, Волынской, Полтавской и Черниговской. Именно на такой “кусок” претендовала Центральная Рада в 1917 году. Третьего июля Временное правительство признало ее Генеральный секретариат “краевым” органом управления над перечисленными землями - по сути, только бывшими владениями Богдана Хмельницкого.
На Новороссию - завоеванную в XVIII веке у Крымского ханства Россией территорию нынешней южной Украины - Грушевский и Петлюра даже не претендовали, хорошо понимая, что это чужая для них земля. Следующие события показали, что “батьки нації” не обманывались. Новороссияне в гражданской войне поддерживали или белогвардейцев, или батьку Махно. Только не петлюровцев!
Не “зазіхала” Рада и на Галичину. По Брестскому мирному договору 1918 года с Германией западная граница Украины с Австро-Венгрией проходила по линии бывшей русско-австрийской. Вся Львовщина и Закарпатье оказывались в Западной Европе.
Субботние истории от Олеся Бузины: От Руси к Украине