Оригинал взят у
maydan в
Стоять - глупо, а разойтись - позорно?Время играет против нас. Единый порыв, который заставил сотни тысяч людей выразить свой протест против несправедливости и насилия, стихает. Это как боль после удара. Вначале, она настолько резкая, что кажется - теряешь сознание. Но затем она стихает, становится ноющей, незаметной. И спустя несколько дней дает о себе знать лишь тогда, когда неосторожно прикоснешься к тому синяку, который отметил место удара.
Майдан Независимости в Киеве второй (или третий?) раз снова стал особым событием в жизни украинского общества. И теперь само это слово - Майдан - уже означает не просто обозначение площади в украинском языке. И не столько сам Майдан Независимости, который расположен на Крещатике. Теперь это - социальное явление, своеобразная форма выражения чувств и надежд. Отныне это такой же термин как митинг, марш протеста, забастовка. Теперь при слове Майдан в воображении возникают ассоциации с баррикадами, рядами заснеженных палаток и дымящимися бочками, которые обступили борцы «за правду».
Довольно
точно охарактеризовал отличия Майдана в 2004 году и нынешнего бывший посол США Джон Хербст:
- Нынешние события имеют и явные отличия от Оранжевой революции. В 2004 году оппозиция готовила свои действия, потому что знала о планах властей украсть выборы. Сейчас протесты на улице - это незапланированный сюрприз. Эти протесты спонтанны, они скорее напоминают Арабскую весну, чем Оранжевую революцию.
В 2004 оппозиция знала, чего они хотят добиться в результате протестов - честных выборов и переголосования второго тура. На ЕвроМайдане нет такой ясной цели. … Сегодня у протестующих на Майдане нет критической, но реалистичной цели, которую бы приняли большинство украинцев. Это - главное отличие от 2004 года, и это причина нынешнего глухого угла.
Примечательно, что чем больше времени проходит с момента разгрома мирного студенческого протеста в ночь на 30 ноября, тем меньше активистов отзываются на призывы лидеров оппозиции. В этом отношении власть как никогда едина с ними, потому что каждая новая провокация, каждый новый случай насилия или беззакония подогревает тлеющий на Майдане очаг народного сопротивления. И добавляет решимости стоять «до конца». Но каким он должен стать?
Но и это - не самый главный вопрос для страны. Как закончится киевский Майдан значит намного меньше, чем то, каким он оставит после себя всю страну! Будет ли результатом Майдана смена элит в Украине. Изменится ли отношение старой/новой власти к народу, который ее избирает руководить страной? Будет ли после этих протестов более эффективной система местного самоуправления и отразится ли усиленный контроль народа над властью на качестве функционирования городской инфраструктуры. Может ли изменить мир вокруг нас «теория тысячи добрых дел», или все мы и дальше должны уповать всецело на доброго царя и справедливую власть над народом?
На некоторые из этих вопросов готов дать ответ журналист Сергей Дубенко, активист общественного движения Майдан из Одессы. Возможно кто-то согласится с нами, кто-то нет. Если появится желание возразить его словам - мы готовы все обсудить в комментариях под этим постом. Мы ради любой дискуссии на тему будущего Майдана и страны…
*ну как-то вот так...
социологи и исследователи пр-технологий
а также узкие специалисты по психологии малых групп
ОЧЕНЬ много интересного найдут в комментариях :)
Вот только используют ли во благо?