Читинские машиностроители мечтают о социализме

Apr 17, 2013 15:04



На Читинском машиностроительном заводе (ОАО “Машзавод") по инициативе профсоюзной организации был проведен опрос, направленный на выявление мнений работников о том, при каком общественном строе они бы хотели жить сегодня.



По результатам анкетирования выяснилось, что читинские машиностроители в большинстве своем изъявляют желание жить при социалистическом строе и в условиях плановой экономики. Причем такое мнение отнюдь не связано с их партийной принадлежностью. Скорее, к нему привело стремление к стабильности и в производстве, и в личной жизни. Чего, к сожалению, не достает в условиях рыночной экономики.
У заводчан за плечами - более чем 20-летний печальный опыт вялотекущей деятельности их предприятия, которое сегодня едва сводит концы с концами. Если в начале 1990-х годов на Читинском машзаводе, работавшем стабильно и прибыльно, трудилось 2700 человек, то сегодня осталось 425 и отток работающих продолжается. А пополнения в трудовом коллективе почти не происходит. Причина - низкая заработная плата (в среднем по предприятию - 11 тысяч рублей в месяц).
Потому и молодежь обходит машзавод стороной, предпочитая частные фирмы либо охранные предприятия. Хотя зачастую там не соблюдается трудовое законодательство, но платят значительно больше.
Администрация завода пытается удержать молодых небольшой доплатой за обучение той или иной профильной специальности, но и это не спасает. Специалисты не задерживаются на предприятии еще и потому, что оно оснащено давно устаревшим морально и физически оборудованием. У завода нет средств, чтобы заменить его новейшим, современным.
По мнению работников машзавода, молодая смена не закрепляется на нем еще и по той причине, что ощущает себя не в роли акционеров, а скорее - наемных работников. Молодые специалисты понимают, что ОАО, на самом деле, принадлежит держателям акций - истинным хозяевам предприятия, количество которых весьма ограничено.
Такая практика сложилась не только на Читинском машзаводе, но и во всей отрасли. Машиностроители предлагают выпускать такие акции, которые бы не подлежали купле-продаже. В этом случае и работники акционерных обществ действительно были бы акционерами, а не наемными работниками.
Ратуя за плановую экономику, работники ОАО “Машзавод” выдвигают в ее защиту неоспоримые факты спланированной деятельности предприятий при социализме, благодаря чему в их работе практически не было сбоев и неорганизованности. По мнению заводчан, работа промышленных предприятий должна быть организована сверху - в министерствах, а заказы должны выполняться без посредников. Лишь при таких условиях можно наладить бесперебойный и ритмичный производственный процесс, ведущий к повышению производительности труда, росту оборотных средств и заработной платы. Существующий в настоящее время минимальный размер оплаты труда в сумме 4611 рублей - путь в беспросветную нищету, как считает большинство респондентов с Читинского машзавода.
Проведенный на заводе опрос - это, скорее, крик о помощи, желание работников предприятия привлечь внимание к нему власть предержащих на всех уровнях. Последние десять лет ОАО “Машзавод” продает частями собственную территорию и находящиеся на ней промышленные здания с оборудованием, идущим в основном в металлолом.
Есть ли будущее у Читинского машиностроительного, как и у ряда других промышленных предприятий Забайкальского края? Дело - за сильными мира сего, т.е. органами государственной власти, депутатами всех уровней. Если федеральный центр обратит внимание на далекую забайкальскую провинцию и окажет ей помощь, возможно, и дела здесь постепенно войдут в нужное русло.

Владимир КЕЛЯК,
председатель первичной профсоюзной организации ОАО “Машзавод”
http://zabrab.zabkrai.ru/index/html/path/http-zabrab.zabkrai.ru%26%26i-Articles%26chitinskie-mashinos916

МАШЗАВОД, Рабочие движение

Previous post Next post
Up