Nov 09, 2011 14:55
Александр Ставицкий
...или из полиции в оппозицию.
Часть первая. Задание понял.
Беседа друзей была трогательной. Витёк после второй разнеженно вспоминал, как сбегали с лекций на юрфаке универа. Но Вова, как и положено государственному человеку, быстро вырулил на деловую тему:
-Витёк, тут одна акция намечается. Надо тебе двинуть в КПРФ. Будешь от них депутатом Госдумы, от нас, значит, смотрящим.
Витёк от неожиданности даже челюстью щёлкнул:
-Вова, ты же знаешь, я с теми, кто против власти, никогда… Помнишь, я в восемьдесят восьмом последнее в истории Союза дело против диссидентов возбуждал.
-Это Зюганов с компанией против власти? Насмешил, братела. Мало ли чего он там про своё народовластие и социализм болтает, слушай больше. Ты чего, Витёк, никогда агентуру не внедрял в разные группировочки? Чтобы они там громче всех их идейки орали, а втихую наше дело делали. Так и Зюганов. Не беспокойся, он под контролем. Скажу включить тебя в список - включит.
Витёк решил зайти с другой стороны:
-Да кто ж поверит, что я туда по зову сердца? На таких должностях сидел, - глава Питерского ФСБ, полпред президента по Северо-Западу, председатель Наркоконтроля, - и вдруг на тебе, красным стал.
-Во-первых не красным, а розовым. А во-вторых, ты везде потом растрезвонишь, что тебя осенило. Встал раз утром, хлопнул себя по лбу и закричал: «Так дальше жить нельзя! Я чувствую свою ответственность. Корень проблем в системе. Пора менять систему!»
Витёк испуганно вжал голову в плечи:
-Чего-чего менять?
- Систему! Да ты не бойся; это ты понарошку будешь кричать. Но так, чтобы все услышали. Жену Наташу подключи с её информагентством «Росбалт». Кстати, давай твой текст пройдём. Ну-ка скажи «Так дальше жить нельзя!»
- Так дальше жить нельзя.
-Не верю, неубедительно. Больше металла и твёрдости! Витёк, ядрена мать, ты же гэбист. Давай ещё раз… Вот сейчас уже лучше. Еще потренируешься, и нормалек.
Витёк тяжело вздохнул:
- Вова, а к чему вся эта комедия?
-Очень надо, Витя. Ребята там в КПРФ, конечно, смирные, но внутрипартийная демократия вещь опасная, лишний пригляд не помешает. Нужно мне там иметь своего человека. Так операцию и назовем -операция «Ч». Так что давай, выручай.
Через месяц после съезда КПРФ, утвердившего список кандидатов в депутаты Госдумы, мы читали в газете Петербургского комитета партии «Питерская правда» откровения новоиспеченного «коммунистического кандидата» генерала полиции Виктора Черкесова. (Интервью с ним было любезно предоставлено принадлежавшим жене Черкесова, Наталье Чаплиной, агентством «Росбалт»). Виктор Васильевич, с негодованием отвергая предположение о коньюктурности его дрейфа в сторону КПРФ, утверждал, что в основе его решения «отношение к происходящему» и «понимание своей ответственности за это». Он, оказывается, в определённый момент понял: «…то, с чем борюсь, - только частное проявление чего-то более общего. А это общее будет порождать всё новые и новые частные проблемы. Значит, есть одна возможность исполнить свой долг по-настоящему - заняться общим…» Как видим, свой текст он «прошёл» и прошёл профессионально творчески.
А про себя будущий член фракции КПРФ не без восхищения думал:
«Ну, Вован, ну и затейник! Всякое было. В КГБ диссидентов разоблачал. В ФСБ бандитские разборки не замечал. Питерский губернатор Яковлев Вове не нравился - Яковлева мочил. В Наркоконтроле надо было фээсбешных и милицейских генералов спихнуть - спихивал. Всё, что говорили, делал. Но чтобы к коммунистам прибиться, такое и во сне не приснится. Теперь, значит, мне за этими лохами присматривать. Опять задание. Верно говорят, что в нашей системе бывших не бывает».
Часть вторая. Задание принял.
С Геной Вова разговаривал по-другому; Гена хоть и свой, но не наш, не друг детства, не из системы. Поэтому с ним в служебном порядке, по телефону:
- Геннадий Андреевич, узнал? Тут такое дело. У тебя там съезд скоро, кандидатов в Думу будете утверждать. Одного человечка надо просунуть в твой список. От меня. Он генерал ФСБ, генерал полиции.
Гена не скрывал изумления:
- Как генерал полиции?
-Как-как, просто. Черкесов Витя. Был моим замом по ФСБ, Наркоконтролем командовал. Потом мы ему должностишку придумали в Рособоронпоставке, но это так на время, для реабилитации. А сейчас он вообще свободный номер. Проведёшь его в депутаты, дашь комитет типа национальной безопасности.. Он шпионов ловил, наркотики изживал, теперь твоих врагов отслеживать будет.
Гена продолжал сопротивляться:
- Да ведь не поймут меня, возмущаться станут. Сами подумайте, генерал полиции кандидат от коммунистов!
- Ты, Геннадий Андреевич, брось финтить. А когда вы депутатскими местами торгуете, это нормально? Возмущаться не надо? А миллионеры в «ленинской партии» это тоже без вопросов? «Коммунистической партии» лимиты на революцию вводить, национализм разводить, с попами брататься - так и полагается? А что все твои самые «ценные и перспективные», - Тулеев, Селезнёв, Семигин, Подберёзкин и иже с ними, - все «кротами» оказались и к нам перебежали, никого не удивляет? Знаешь, как говорится, снявши голову, по волосам не плачут. Смело включай Витька в свой список, да смотри чтоб в первую десятку, в самые проходные ряды.
Гена, сообразив, что не отвертеться, начал искать варианты:
- Ну, разве что сказать, мол, партии понадобилось усилить свои позиции на направлении борьбы за национальную безопасность и спасения государствообразующего народа.
- Во-во, так и скажи и распиши везде. Можешь считать, что мы пошли навстречу твоему пожеланию создать «правительство настоящих профессионалов и патриотов». Да не забудь там, где Витька представлять будешь, своих «тараканов» поднасыпать. Дескать, под красным знаменем, в едином строю, ленинским курсом. Да что мне тебя учить.
И вскоре мы читали в информационном бюллетене КПРФской «Правды» рекламу будущего «правительства народного доверия» от Г.А.Зюганова: «Мы готовы направить настоящих профессионалов и патриотов, способных вести страну вперёд, на ключевые участки работы. В нашей команде…специалисты в области национальной безопасности В.П.Комоедов, С.Е.Савицкая, В.В.Черкесов…» И красное знамя там было, и «программа созидания и прогресса». И обещание «утвердить власть большинства» присутствовало. Действительно, Геннадия Андреевича учить было незачем. Справился на отлично.
КПРФ,
Выборы