Jun 06, 2010 19:46
Дорогие друзья!
Все помнят, как у нас в храме служилась «миссионерская» Литургия с комментариями, служение которой было предназначено в первую очередь для воцерковляющихся людей.
Сейчас начинается реализация следующего проекта - совершение уставного Всенощного бдения. Это уже для людей воцерковленных, которые уже знакомы с основами литургики и у которых есть желание более глубоко познакомиться с православным Богослужением через молитвенное участие в нем.
Наверное, все мы знаем, что в настоящее время богослужения совершаются не по Уставу - со значительными сокращениями и отступлениями от Типикона. После XVII века нам известна лишь одна попытка отслужить полностью уставное, «идеальное» Всенощное бдение - в начале XX века в Киевской духовной академии. Очень интересный рассказ о том, как это готовилось и что из этого вышло, можно прочитать в книге профессора Михаила Скабаллановича «Толковый Типикон» (она стоит на полке в шкафу возле клироса).
В нашем проекте термин «уставное Всенощное бдение» используется не в строгом смысле и подразумевает такое Всенощное бдение, совершение которого по возможности приближено к описанию Типикона.
Зачем нам служить уставное Всенощное бдение (наши цели):
1. Помолиться на уставном богослужении.
2. Через знакомство с тем, как на самом деле должно совершаться богослужение, через ощущение различных особенностей богослужения в монастырских обителях прийти, быть может, к большему смирению.
3. Через личное участие в богослужении более основательно изучить чинопоследование Всенощного бдения.
Перед началом осуществления мы:
1. Выбираем удобную дату.
2. Распределяем необходимые обязанности между членами молодежного клуба храма и прихожанами.
3. Проводим необходимые репетиции и спевки.
4. Напоминаем о необходимости личного молитвенного участия в службе клиросу и прочим церковнослужителям.
5. Заботимся о наличии мест для сидения прихожан.
6. Заранее объявляем о совершении уставного Всенощного бдения (чтобы уставшие прихожане могли уйти со службы пораньше).
7. Возможно, задействуем СМИ и объявим о богослужении не только на Синих Камнях, чтобы могли прийти заинтересованные прихожане из других храмов.
И вот какие основные предложения по совершению уставного Всенощного бдения
1. Служится девятый час.
2. Предначинательный псалом поется полностью, на 8 глас, с припевом «Благословен еси Господи». Благодаря этому священник имеет возможность не торопясь совершить каждение храма и прочитать перед Царскими вратами светильничные молитвы.
3. Первая кафисма поется полностью (первый антифон - на 8 глас, второй и третий - на глас недели). После каждого антифона диакон произносит малую ектению с соответствующими возгласами.
4. Все стихи псалмов на «Господи воззвах» поются.
5. Совершается лития со всеми положенными стихирами.
6. Перед шестопсалмием совершается чтение из Деяний, или Посланий, или Апокалипсиса.
-в это время все должны иметь возможность присесть. Священник или кто-либо из членов молодежного клуба могут напомнить прихожанам о том, что в этом месте службы дозволяется посидеть и отдохнуть.
-в это время раздаются прихожанам освященные хлеб и вино. Их можно раздать в большем, чем обычно, количестве. Например, на «идеальной Всенощной» М.Скабаллановича певчим раздавалось по просфоре и чашечке вина, прихожанам раздавалось по просфоре, напоенной вином.
-двое членов молодежного клуба могут выполнять роль келарей, которые в этот момент службы разносит хлеб и вино.
7. Две кафисмы и седальны после них читаются полностью.
-в это время все также должны иметь возможность посидеть (вставая на «Славу»), и прихожанам можно напомнить об этом.
8. После 1 и 2 кафисм и после полиелея (или 17 кафисмы) также добавляются чтения.
9. Полностью поются Непорочны (17 кафисма). (От отдания Крестовоздвижения до предпразднства Рождества Христова, и от отдания Богоявления до Недели сыропустной поется полностью полиелей - все стихи 134 и 135 псалмов).
10. В каноне читаются полностью все тропари и повторяются положенное число раз. Чтение канона совершается с библейскими песнями.
11. По третьей и шестой песни канона - чтения.
-к чтению можно привлечь различных членов молодежного клуба, в том числе тех, которым раньше чтение на службе не поручалось.
-в это время все также должны иметь возможность посидеть, и прихожанам можно напомнить об этом.
12. Все стихи хвалитных псалмов поются так же, как и на «Господи воззвах».
13. Все, что читается и поется на службе - должно быть совершаемо с молитвенным настроем, с неспешностью, с полной четкостью и ясностью, без малейшей торопливости и небрежности, хотя не допускается и излишнее затягивание в чтении и пении.
После совершения богослужения:
1. В воскресенье Ярослав Кулаков, Виктория Юдакова и другие члены молодежного клуба проводят интервью прихожан и собирают мнения.
2. Назначается ответственный за составление репортажа.
3. Настоятель храма и участвующие в совершении богослужения определяют основные ошибки и успехи, подводят итоги и делают выводы.
4. В случае более или менее успешного совершения богослужения и положительных отзывов прихожан можно рассмотреть возможность повторения.
P.S. Сначала мы хотели назначить службу на конец июня, но по разным техническим причинам решили перенести ее на сентябрь. Так что можно готовиться к тому, что как-нибудь сумрачным дождливым осенним вечером мы соберемся вместе и отслужим Всенощное бдение так, как полагается! А сейчас в комментах уже можно писать, кто какие функции хочет на себя взятьJ