(no subject)

Jun 06, 2010 19:46



Дорогие друзья!

Все помнят, как у нас в храме служилась «миссионерская» Литургия с комментариями, служение которой было предназначено в первую очередь для воцерковляющихся людей.

Сейчас начинается реализация следующего проекта - совершение уставного Всенощного бдения. Это уже для людей воцерковленных, которые уже знакомы с основами литургики и у которых есть желание более глубоко познакомиться с православным Богослужением через молитвенное участие в нем.

Наверное, все мы знаем, что в настоящее время богослужения совершаются не по Уставу - со значительными сокращениями и отступлениями от Типикона. После XVII века нам известна лишь одна попытка отслужить полностью уставное, «идеальное» Всенощное бдение - в начале XX века в Киевской духовной академии. Очень интересный рассказ о том, как это готовилось и что из этого вышло, можно прочитать в книге профессора Михаила Скабаллановича «Толковый Типикон» (она стоит на полке в шкафу возле клироса).

В нашем проекте термин «уставное Всенощное бдение» используется не в строгом смысле и подразумевает такое Всенощное бдение, совершение которого по возможности приближено к описанию Типикона.

Зачем нам служить уставное Всенощное бдение (наши цели):

1. Помолиться на уставном богослужении.

2. Через знакомство с тем, как на самом деле должно совершаться богослужение, через ощущение различных особенностей богослужения в монастырских обителях прийти, быть может, к большему смирению.

3. Через личное участие в богослужении более основательно изучить чинопоследование Всенощного бдения.

Перед началом осуществления мы:

1. Выбираем удобную дату.

2. Распределяем необходимые обязанности между членами молодежного клуба храма и прихожанами.

3. Проводим необходимые репетиции и спевки.

4. Напоминаем о необходимости личного молитвенного участия в службе клиросу и прочим церковнослужителям.

5. Заботимся о наличии мест для сидения прихожан.

6. Заранее объявляем о совершении уставного Всенощного бдения (чтобы уставшие прихожане могли уйти со службы пораньше).

7. Возможно, задействуем СМИ и объявим о богослужении не только на Синих Камнях, чтобы могли прийти заинтересованные прихожане из других храмов.

И вот какие основные предложения по совершению уставного Всенощного бдения

1. Служится девятый час.

2. Предначинательный псалом поется полностью, на 8 глас, с припевом «Благословен еси Господи». Благодаря этому священник имеет возможность не торопясь совершить каждение храма и прочитать перед Царскими вратами светильничные молитвы.

3. Первая кафисма поется полностью (первый антифон - на 8 глас, второй и третий - на глас недели). После каждого антифона диакон произносит малую ектению с соответствующими возгласами.

4. Все стихи псалмов на «Господи воззвах» поются.

5. Совершается лития со всеми положенными стихирами.

6. Перед шестопсалмием совершается чтение из Деяний, или Посланий, или Апокалипсиса.

-в это время все должны иметь возможность присесть. Священник или кто-либо из членов молодежного клуба могут напомнить прихожанам о том, что в этом месте службы дозволяется посидеть и отдохнуть.

-в это время раздаются прихожанам освященные хлеб и вино. Их можно раздать в большем, чем обычно, количестве. Например, на «идеальной Всенощной» М.Скабаллановича певчим раздавалось по просфоре и чашечке вина, прихожанам раздавалось по просфоре, напоенной вином.

-двое членов молодежного клуба могут выполнять роль келарей, которые в этот момент службы разносит хлеб и вино.

7. Две кафисмы и седальны после них читаются полностью.

-в это время все также должны иметь возможность посидеть (вставая на «Славу»), и прихожанам можно напомнить об этом.

8. После 1 и 2 кафисм и после полиелея (или 17 кафисмы) также добавляются чтения.

9. Полностью поются Непорочны (17 кафисма). (От отдания Крестовоздвижения до предпразднства Рождества Христова, и от отдания Богоявления до Недели сыропустной поется полностью полиелей - все стихи 134 и 135 псалмов).

10. В каноне читаются полностью все тропари и повторяются положенное число раз. Чтение канона совершается с библейскими песнями.

11. По третьей и шестой песни канона - чтения.

-к чтению можно привлечь различных членов молодежного клуба, в том числе тех, которым раньше чтение на службе не поручалось.

-в это время все также должны иметь возможность посидеть, и прихожанам можно напомнить об этом.

12. Все стихи хвалитных псалмов поются так же, как и на «Господи воззвах».

13. Все, что читается и поется на службе - должно быть совершаемо с молитвенным настроем, с неспешностью, с полной четкостью и ясностью, без малейшей торопливости и небрежности, хотя не допускается и излишнее затягивание в чтении и пении.

После совершения богослужения:

1. В воскресенье Ярослав Кулаков, Виктория Юдакова и другие члены молодежного клуба проводят интервью прихожан и собирают мнения.

2. Назначается ответственный за составление репортажа.

3. Настоятель храма и участвующие в совершении богослужения определяют основные ошибки и успехи, подводят итоги и делают выводы.

4. В случае более или менее успешного совершения богослужения и положительных отзывов прихожан можно рассмотреть возможность повторения.

P.S. Сначала мы хотели назначить службу на конец июня, но по разным техническим причинам решили перенести ее на сентябрь. Так что можно готовиться к тому, что как-нибудь сумрачным дождливым осенним вечером мы соберемся вместе и отслужим Всенощное бдение так, как полагается! А сейчас в комментах уже можно писать, кто какие функции хочет на себя взятьJ

Previous post Next post
Up