Эвелин Вонг, американка китайского происхождения, держит с мужем прачечную где-то на задворках жизни. Бизнес идет туго, семейная жизнь тоже не ладится, дочь проявляет непочтение и, пуще того, встречается с другой девушкой. Все не слава Богу, в общем. А тут еще надо ехать в налоговую и сдавать отчеты. День Икс, не иначе. И надо же было такому случиться, что именно в этот важнейший момент вселенная приоткрывает Эвелин немного информации о себе и множестве других вселенных, где живут другие Эвелины Вонг. И им всем очень нужна ее помощь.
Click to view
Ох, я полон противоречивых чувств, но давайте все же попробуем разобраться. Во-первых, этот фильм тяжело смотреть. Не потому, что это какая-то эпическая слезоточивая драма, а потому что он очень резко и сумбурно смонтирован. Первые полчаса наблюдать это все физически тяжело. Потом вроде немного привыкаешь, но все равно сплошная мельтешня на экране и по сюжету. Особенно не сладко приходится, когда врубаются спецэффекты, выполненные в стиле «ночной кошмар эпилептика», когда яркие картинки на экране меняются чаще одного раза в секунду. Не представляю, как это люди в кинотеатрах пережили, мне было сложно смотреть даже с экрана телефона. Я в принципе понимаю, что современного зрителя специально завлекают такой плотной завесой из ураганного экшена, отчасти чтобы народ перся и шел в кинотеатры, отчасти чтобы скрыть слабые сюжетные моменты. Чтобы людям некогда было сказать «нет, погодите, а вот же…» Именно поэтому фильмы Марвел сейчас на столь головокружительной высоте - потому что много героев, концентрированный экшен и спецэффекты без остановки. Для сравнения можно взять какой-нибудь «Банши Инишерина» с их неторопливыми театральными диалогами, неподвижной камерой, длинными крупными планами и нулем «Оскаров». Думаю, сравнение понятно.
Сюжет. Сюжет… Вкратце, он укладывается в одну шутку: «Я сначала не понял, а потом КАААК понял!». Это что касается модели поведения главной героини, а именно на ней вообще все завязано. Не спорю, заложенные в фильм идеи, что семья важнее всего, что люди все разные и не надо пытаться всех переделать под себя, нужно стараться всегда искать компромисс - это все правильно и важно. Банально донельзя, но все же правильно и важно. В фильме этого, конечно, никто не понимает и Эвелин открывает всем глаза после того, как ситуация открывает глаза на это ей самой, ведь в начале фильма она бегает зашоренная и тоже ничего не понимает.
Актерская игра. Я не понимаю, почему все хвалят Мишель Йео за актерскую игру в этом фильме. Можно хвалить Ке Квана, потому что малоизвестный в мире актер не провалился на фоне маститых коллег и в целом неплох. Можно хвалить Джейми Ли Кёртис, потому что она в свои годы остается супер классной и даже играя побитую жизнью сотрудницу налоговой службы она остается собой. Можно хвалить Стефани Сюй, потому что она мастерски играет лицом (это мы знаем еще со времен «Великолепной миссис Мэйзел»). Но Мишель Йео просто сыграла все, что нужно и как нужно, достойно для актрисы своего уровня. У нее есть десятки более талантливых ролей.
Отсылки. С первых минут просмотра меня не отпускал вопрос, почему муж главной героини так похож на Джекки Чана. Что это? Зачем? Такая горячая любовь продюсеров к легендарному актеру? Прическа, манера одеваться, боевые сцены, некоторые сюжетные моменты - все напоминает гонконгского актера, его роли и даже моменты его личной жизни. Уже после просмотра я увидел в википедии, что на эту роль действительно приглашали Джекки Чана, но он отказался. И вот тут кроется зерно раздора. Конечно, он отказался, как он мог согласиться? Ведь персонаж из фильма, простите, его троллит, хоть это и не заметно с первого взгляда. Оригинальный Джекки очень консервативный человек с непростой судьбой, переживший головокружение от успехов, делавший по жизни ошибки, имеющий проблемы в семье. А в фильме его альтер-эго совершает поступки, противоположные тем, которые совершал сам Чан. По какой причине создатели фильма хотели сделать из Джекки ЛГБТ-френдли няшку в духе нашего времени сложно сказать, но то, что они его обидели нескромным перетряхиванием скелетов в шкафу - это наверняка.
Второе, что меня зацепило - это пародийные отсылки к «Матрице». Именно пародийные. Авторы хоть и признаются в горячей любви к произведениям Вачовски, но то, как они обыграли тему переключения персонажей между мирами - это пародия и довольно пошлая, в лучших традициях Мэла Брукса и Лесли Нильсена. Кто не смотрел - чтобы в этой картине переключиться между личностями человек должен совершить что-то нелепое, чего он никак не совершил бы, будучи в здравом уме. Например, съесть губную помаду, облизать стену, сунуть пальцы в розетку и многое другое, очень пошло показанное авторами фильма. Тут у них прям фантазия разыгралась не на шутку. Если вспомнить, что недавняя новая «Матрица» - это тоже тупая пародия на «Матрицу», становится как-то тревожно за наследие культовой вселенной, трещащее по швам под напором новомодных жизненных реалий.
Завершая, а то я и так уже растекся мыслью на полторы страницы, скажу следующее. «Оскар» всегда двигал актуальные повестки с американского рынка мечты, тут у меня нет никакого удивления. Это как Евровидение, (которое тоже не про вокальные таланты), только про кино. С этим я готов смириться. Однако, можете называть меня пнем и ретроградом, но я считаю, что фильм, в котором временами творится какой-то лютый кринж, типа людей с пальцами-сосисками и енотов-поваров, и как минимум две сцены построены вокруг использования секс-игрушек не должен называться лучшим фильмом года. Потому что это стыдоба какая-то и не лучшим образом говорит о годе в целом и о компетентности членов американской киноакадемии в частности.