Внимание, в тексте спойлеры!
Я долго ждал, пока седьмой эпизод пройдет в прокате, пока все посмотрят его на DVD, когда утихнут страсти и споры, и только сейчас посмотрел его сам. Подойдя к делу ответственно, я сперва пересмотрел первые шесть фильмов (и снова получил большое удовольствие, к слову). Так что вот вам мое экспертное мнение: новый эпизод худший в серии и вообще не то.
Теперь я на всякий случай укрываюсь антикакашечным плащом и начинаю объяснять, как я пришел к такому выводу.
Первой и самой большой ошибкой было продать вселенную компании Disney назначить режиссером Джей Джея Абрамса. Когда я смотрел ролики, где он брызгая слюной рассказывал, какой он с рождения преданный фанат Star Wars, у меня уже закрадывались серьезные сомнения. Нельзя давать фанатам власть над любимыми игрушками. Нельзя. Фанаты необъективны и опасны. Нужно было назначить толкового профессионала. Профессионал - это тот, кто придет и скажет "ребята, у нас есть четверть лярда баксов, нужно сделать на них классный фильм", а фанат забьется в угол, где будет пуская пену и истерически хихикая рассказывать таким же как он, что в его фильме луч смерти будет в десятки раз мощнее и сможет уничтожить сразу пять планет одним выстрелом. При этом фанат забудет о многих других важных вещах, которые обычно и делают фильм действительно хорошим.
Кроме того, как уже неоднократно было всеми замечено, Абрамс является режиссером последних полнометражек по вселенной Star Trek и вполне могло быть, что он излишне перемешает две эти великие канонические вселенные. Если привести в пример животных, то Star Trek - это собака, а Star Wars - бронтозавр кошка. Они очень разные и у каждого из этих животных миллионы поклонников. Но нельзя одновременно одинаково сильно любить и тех и других, как нельзя смешать их геном и сделать кобаку. Или сошку. И уж точно эти животные не любят друг друга, как бы от них не тащился их хозяин.
Вероятно, продюсеры неоднократно предупреждали Абрамса, как бы он вдруг не добавил в фильм "Энтерпрайс" в виде пасхалки и так его запугали, что он сам запутался, что можно добавлять в новый эпизод, а что нельзя. Поэтому, в какой-то момент он махнул рукой, понадергал идей из предыдущих частей, замиксовал их и получилось то, что получилось. А получился, простите, мексиканский сериал, где Дон Густо в финале оказывается отцом двоюродной сестры своей жены, заполненный в промежутках между тупейшими шаблонными диалогами, а так же красивыми и эффектными сценами сражений космических кораблей. Впрочем, сражения компьютерной графики сегодня впечатляют уже не так сильно, как во времена I-III эпизода.
Честно признаться, сначала я ждал этот фильм как маленький ребенок ждет подарка на день рождения, потому что та сцена из трейлера, где одинокий спидер мчит по пустыне, а на горизонте возвышается полуразрушенная громада имперского крейсера, навсегда воткнувшегося в дюну - она будоражила, волновала, практически манила. Вот оно, долгожданное продолжение истории, вот открытие завесы над будущим великой галактики. А что мы получили в итоге? Лопоухого сына принцессы Леи и Джаббы Хатта, а так же эмоционального штурмовика, который неожиданно осознал, что убивать нехорошо. Да блин! Штурмовики не должны быть эмоциональными! Не нужно очеловечивать того, кто в следующей сцене наверняка погибнет от рук положительных героев. Этак можно прийти к вредным и неправильным мыслям о том, что под каждым дурацким белым колпаком скрывается пусть и косоглазый, но все же живой человек. Зачем усложнять простые факты, которые отлично работали? Чуваки со световыми мечами и добрыми глазами - хорошие, а чуваки в белых костюмах, от дизайнеров мультиварок и тостеров - плохие. И все на этом.
Не знаю, возможно со стороны Абрамса и еще примерно тысячи людей, причастных к сценарию этого эпизода, показалось вполне логичным, что во вселенной, насчитывающей тысячи галактик, произошли практически подряд такие события, как:
а) Теоретически дочь Люка, которая вообще непонятно что делала на планете-свалке, встретила дроида, который несет послание о местонахождении ее теоретического отца.
б) Теоретически дочь Люка спасается бегством от Империи на случайно выбранном корабле, которым оказывается "Тысячелетний сокол". Но это еще ладно, вот дальше все еще веселее.
в) Теоретическая дочь Люка не успев вылететь в космос встречает там Хана Соло с Чубакой (!).
г) Теоретическая дочь Люка прилетает с Ханом Соло и Чубакой на планету сепаратистов, где немедленно находит световой меч своего отца в подвале какого-то кабака (!!!).
Конечно, настоящие фанаты готовы отстаивать мнение, что это все действие Силы и ничего удивительного в таких случайностях нет. Но я вам скажу, если бы Сила имела такое влияние на события в Галактике, то Империя вообще не пришла бы к власти. В общем, если первая часть фильма являет собой череду сверхъестественных случайностей, то вторая - практически шаблонное копирование ранних эпизодов.
Все начинается с тупейшего сюжетного косяка. Итак, у нас тут самый разыскиваемый в Галактике дроид (не считая A2D2), и нам нужна помощь, чтобы безопасно доставить его к сепаратистам (которые, как оказалось, находятся на той же планете) так что давайте немедленно возьмем его в кабак, полный наемников со всех концов галактики. Взяли? Отлично! Теперь Империя Первый орден в курсе, где находится база сепаратистов и готова шмальнуть по ним из своей новой супер пушки (два предыдущих опыта с Звездами смерти не научили темную сторону вообще ничему). Поскольку новая пушка - это целая планета, она является недвижимостью. Но не беда, потому что теперь пушка шмаляет с самонаведением вообще куда угодно!
Итак, что делать? Конечно же, мы пошлем легкие истребители, поскольку только они могут прорваться сквозь защитный заслон планеты-пушки, проникнем в комплекс и сами бахнем пушку, пока она не успела выстрелить! А щиты, пока мы будем лететь, отключит небольшая команда с самоубийственной миссией. Правда ничего не напоминает?
Дальше у нас три человека, которые успешно проникают в сердце самой охраняемой цитадели во вселенной, берут в заложники капитана штурмовиков, который которая послушно снимает щиты с целой планеты, ради собственной безопасности. Нафига?! Если нет щитов, планету все равно скоро взорвут и эта капитанша погибнет. А потом юный, но хорошо обученный Дарт Неврастеник, который мается от сопротивления Светлой стороне силы, дерется на световых мечах с девчонкой, которая в этот же день впервые смогла воспользоваться Силой и не может ее победить. Да, конечно, он был немного подстрелен Чубакой, но это вообще не аргумент, если он до этого был в силах выстрел из бластера задержать. Тем временем сепаратисты с волнением отсчитывают минуты до выстрела, когда их планета превратится в бада-бум. Но все заканчивается хорошо.
А знаете, что самое грустное? Все новые персонажи настолько невыразительные (кроме разве что лучшего пилота сопротивления в исполнении клевого Оскара Айзека), что я даже не запомнил их имен. Подытоживая все вышесказанное, я готов сделать вывод, что это не те Star wars, которых мы ждали 10 лет.
PS А еще этот дурацкий меч со световой гардой. Зачем? Ради десяти секунд, где Кайло Рен в схватке прижигает плечо штурмовика, который сражается с ним на мечах вообще не являясь джедаем? Ааа!