Давненько такого не было...

Apr 15, 2023 18:49



Давненько я не читал с интересом (и даже удовольствием) крупноформатную художественную литературу.
А тут еще и встретил её в совершенно неожиданном месте.
Глубокоуважаемый vad_nes прорекламировал "АвторТудей" -- вот я и заглянул туда, чтобы отвлечься.
Увидел много всякого, в основном -- странного-скучного-пошловатого. А одна из рецензий показалась мне настоящим ударным комбо (с принцессо-драконов начиная и монархизмой головного мозга заканчивая), отличным кандидатом для злостного обстёбывания:
https://author.today/work/152728
... И вот: жду проды :-)

Стоит перечислить ключевые особенности, выделяющие данное произведение среди стандартных представителей жанра на площадке и заставившие меня радикально пересмотреть изначально предвзятое отношение.
1. Много персонажей, много сюжетных линий.
Большинство из этих линий достаточно просты: те самые "принцесса и дракон"; "Бонд и его девушка"; "суровый Снейп и юная Лили"; "медведь и прекрасная дева". Но переплетение простых сюжетный нитей создает большое и "богатое" полотно, позволяет постепенно увидеть интересный мир.
И очень интересно следить за тем, как изначально совершенно проходные персонажи ("старик-ректор"; "девица-на-одну-ночь для Бонда/дракона"; "пара забавных студентов-оболтусов") вдруг превращаются в POVов, получают свою любовную линию и роль в спасении мира.

2. А мир действительно интересный. Его явно стоит спасать.
С продуманной религиозно-философской системой, напоминающей то ли Кэртиану Камши (только куда лучше исполненную), то ли Адские Могущества Могултая (см., например: https://gest.livejournal.com/1634487.html), вот только Стихий-Могуществ там шесть*.
С любопытной экономикой и социально-политической жизнью...
Мир Туры по достоверности далеко ушёл от "синхронного" ему мира "Гарри Поттера" (1990-ые вместе с древней магией**), где не было никакого смысла спрашивать, почему Уизли годами бьются в явной бедности рядом с совершенно перед ними беззащитным и "богатым" миром маглов, и как "научный метод" за столетия так и не проник в жизнь Маг-Британии ("потому что гладиолус"). У Котовой же есть своя логика в развитии общественной жизни (дошедешей до развитого маго-аристократизма, даже ув. salery мог бы одобрить), тесно увязанная с помянутой религиозно-философской системой.

3. Весьма бодрый сюжет с неожиданным развитием и событий, и персонажей (тот же "Бонд" сильно изменился за неполный год... да и многие другие выжившие пока POVы не отстали).
Поначалу действие разворачивается неторопливо, и я успел посетовать мысленно на то, что роману явно не хватает годных анагонистов и серьезного конфликта.
Но потом, позволив нам привыкнуть к миру и людям, по заветам Маргарет нашей Митчелл автор выдала впечатляющий "пожар Атланты" и годных Морготов (4 штуки) с Палпатином и примкнувшим к нему Вейдером. Хотя... на фоне опыта Нервы с Девиром толкиновский Моргот выглядит незадачливой истеричкой.
Ну а с учетом пункта 1 и наших культурных особенностей где-то с середины начинается вполне себе Симонов с "Живыми и мёртвыми". Смертей "в кадре" поболее, чем у скандально известного Мартина. И положенные для приличного любовного романа свадьбы временами проходят со вполне мартиновскими спецэффектами (см., например, "Зелёную" и, особенно, "Белую" свадьбы).

Так что... как лёгкое чтение для разгрузки мозга или как источник лулзов порекомендовать роман не могу. Нечто, по обложке-аннотации и первым строкам похожее на тихий-мирный любовный роман, к восьмому-девятому тому превратилось в мощный и кровавый эпик. В 12 (дважды священное число для мира) ожидается вполне серьёзный Рагнрёк.
Но вот если хочется удивиться и задуматься -- хороший, годный вариант.

* Персонифицированные Стихии-Могущества из "Королевской Крови":
1. цвет -- белый, стихия -- воздух, воплощение -- Целитиель, тварь -- Змей, сезон -- февраль/март, место наибольшей силы -- фэнтезийная "Британия";
2. цвет -- желтый, стихия -- разум, воплощение -- Учёный, тварь -- Тигр, сезон -- апрель/май, место наибольшей силы -- фэнтезийный "Китай";
3. цвет -- красный, стихия -- огонь, воплощение -- Воин, тварь -- Сокол, сезон -- июнь/июль, место наибольшей силы -- фэнтезийная "Славия";
4. цвет -- зелёный, стихия -- земля, воплощение -- Хозяин Лесов, тварь -- Медведь, сезон -- август/сентябрь, место наибольшей силы -- фэнтезийная "Скандинавия";
5. цвет -- сниий, стихия -- вода, воплощение -- Мать, тварь -- Чайка, сезон -- октябрь/ноябрь, место наибольшей силы -- фэнтезийная "Греция";
6. цвет -- черный, стихия -- смерть, воплощение -- Жрец, тварь -- Ворон, сезон -- декабрь/январь, место наибольшей силы -- фэнтезийная "Германия".

** Обратил внимание на то, что выбрав такой редкий сеттинг -- 1990-ые нашего мира с автомобилями и первыми мобильниками, а также с оборотнями, порталами,МагУниверситетом и т.п. -- автор ненавязчиво решила одну из ключевых проблем традиционного фэнтези (да и многих исторических романов). Дело в том, что люди из Средневековья или Древнего мира, привыкшие сворачивать головы курятам, резать телят и жить вдесятером в тесной избе (если желаете героев-аристократов, то вспомните квартиру Пушкина на Мойке и оцените количество постоянно там проживающих) неизбежно совсем не так, как мы, относятся к насилию или нарушению личного пространства. И убедительно прописать фэнтезийных/исторических персонажей, при этом заставив современного читателя им сопереживать -- невероятно трудно. В "Королевской крови" подобная проблема благоразумно убрана: никто из читателей не сможет обоснованно возмущаться тем, что "принцесса ведет себя как студентка-первокурсница" :-)

фантастика

Previous post Next post
Up