Задумчиво:

May 20, 2022 12:36

ᛅᛉᛚᚢᚦᛅᛋᛅᚴᛅ
Сходили мы тут на фильм "The Northman". Противоречивые чувства.




Если вы фильм не смотрели, то не читайте этот пост. Будут спойлеры! Рекомендую сначала посмотреть фильм и составить своё мнение! (Я фильм посмотрел несколько недель назад, специально откладывал пост, что бы народ успел посмотреть).

image Click to view





Начнём с хорошего.
Фильм реально очень сильно постарались сделать историческим. Да, там хватает косяков. Но смотришь на оружие, смотришь на одежду, смотришь на архитектуру - и ты понимаешь, что они имели в виду. О, как много я могу простить этому фильму уже за то, что меч из кургана - это меч эпохи Венделя, так называемый меч с кольцом -




[Вот для сравнения пара примеров мечей с кольцом...] Для сравнения точные "музейные" реконструкции мечей этого типа - например 575-ый год, Швеция - раскопки Valsgärde grave 7/I (при желании можно нагуглить без труда оригинал).










И ещё несколько, тоже плюс минуc VI век -



















Из этих спат со временем и вырастут мечи каролингского типа. Но на момент действия фильма такому мечу лет двести, а то и все четыреста. То есть это дикая древность и в очень многих сагах именно такие древние мечи с кольцом из кургана очень часто описывались. То есть в фильме реально заморочились на такие детали и не пожалели денег на соответствующий реквизит!

Во времена описываемых событий - это именно что древний меч. Тогда уже применялись мечи каролингского типа. Которые в фильме тоже представлены во всей красе. Причём мечи подобрали так, что они соответствуют статусу своего владельца. Круто неимоверно.



Однолезвийный "каролинг". Встречались реже, но археологических находок хватает.

Впрочем, то же самое и с одеждой.
Из всех современных фильмов ИМХО это самая удачная попытка показать доспехи, оружие, одежду и пр. материальную культуру той эпохи. Понятно, что плюс минус и не идеально. Есть косяки, есть разброс по времени, есть некоторое однообразие в одежде, и.т.д. Но из современных фильмов я ничего лучше не видел. Это не богомерзкий сериал "Викинги", где всех как будто одевали в сексшопе в отделе фетишистов. Кровь из глаз! Тут же явно были адекватные консультанты с хорошим историческим образованием, к которым, (о чудо!) прислушивались!!!
Так же они постарались передать менталитет тех людей (вернее наше представление о менталитете тех людей и их религиозно-магическом сознании). Без современной повесточки, без полит корректности, без радикального феминизма и пр. (К слову хорошо прописанных, сильных и ярких женщин в фильме хватает, но они именно что исторически верно показаны, без всей этой всей современной политкоректной повесточки.) Это дико понравилось. Я думал, такого нынче уже в кино не увижу. Но вот есть ещё режиссёры! Понравилось, что при написании сценария обратили престольное внимание на саги. Социум, воссозданный в фильме, отношение между людьми, как индивидами, так и отношение между различными коллективами и группами - это явно как минимум частично почерпнули из мох любимых скандинавских саг. И это прекрасно! Хоть саги и нарративный источник, но это всё равно источник в данном случае вполне убедительный и ничего лучшего у нас всё равно нет (кроме ещё археологии), на чём мы могли бы основываться, пытаясь восстановить взаимоотношения тех людей. Хотя в плане культуры и традиций они ещё и сохранившиеся своды законов, их, при создании фильма тоже явно читали. Понятно, что запись законов, саг, легенд и мифов произошла уже сильно позже, веке в XII-ом, но тем не менее. В фильме, кстати, я услышал много чего, что напомнило мне прямые цитаты из саг. Тут я на 100% не уверен, так как не знаю их наизусть и сличать мне лень. Но вот я не удивлюсь, если это действительно именно цитаты.
Кроме того понравился ход, что хоть в фильме и показывает "нашу реальность" - то есть без сверхъестественного, без магии, без восставших мертвецов и прочего, но при этом чётко видно религиозно-магическое сознание тех людей. Для них вещие сны, пророчества, боги, и.т.п. - всё это было реальностью. И, хоть и в воображении, в голове главного героя, бой с восставшим мертвецом в кургане и полёт с Валькирией - это так же реально, как дождь и снег для нас. Очень и очень понравилось. Они смогли показать, что люди той эпохи не просто верили, они твёрдо знали, что есть боги и эти боги ходят по земле, что Один может послать своих воронов, они были уверенны в реальности проклятий и мести мертвеца. Не делая из фильма сказку с сверхъестественными элементами режиссёр смог показать религиозно-магическое мышление людей раннего средневековья. По моему, задача непростая и с ней великолепно справились, при том сохранив реалистичность повествования. Этот ход в особенности доставил мне удовольствие - я скептик, абсолютно не верю в сверхъестественное и стараюсь придерживаться сугубо рационального и научного взгляда на природу вещей, при этом очень люблю мистику, сказки, мифы и легенды.
Бои так же понравились реалистичностью. Не сказать что прямо уровня х/ф "Дуэлянты". Но тут и оружие которым не фехтовали в современном и привычном нам толковании этого термина. Вполне приемлемо на мой взгляд. Косяки увы есть, но художественному фильму это можно простить. Так что неплохо. Хоть главный герой и весь из себя такой берсерк, он не может справиться с тремя противниками. Как это и было бы в реальной жизни. Возможно бои не зрелищные, и не всем зайдут. Я же оценил.
Я считаю, что они неплохо справились пытаясь показать версию тех религиозных ритуалов того времени - от серьёзных актов вроде похорон до бытовых и повседневных вроде протягивания в знак приветствия конунга гривен и браслетов в его сторону -







...ибо вождь одаривал их этими самыми гривнами (в переводе на русский часто встречается кеннинг "колцедаритель", мне кажется, правильней было бы кеннинг "даритель гривн/браслетов»). Помните «Беоувльфа»?
Слышал я также,
      по воле владыки
от дальних пределов
      народы сходились
дворец возводить
      и воздвигли хоромы
в срок урочный,
      а тот, чье слово
было законом,
      нарек это чудо
Палатой Оленя,
      именем Хеорот;
там золотые
      дарил он кольца
всем пирующим.
      Дом возвышался,
рогами увенчанный;
      недолговечный,
он будет предан
      пламени ярому
в распре меж старым
      тестем и зятем -
скоро нагрянули
      зло и убийство.




Гривна/браслет/кольцо - это символ клятвы, воплощённая в драгоценный метал присяга между bēaga bryttan, "дарителем колец" - то есть конунгом или ярлом и его дружиной. Она же и награда за службу. (К слову встречается ещё кеннинг - "ломающий гривны/браслеты" - господин мог рубить гривны на куски и дарить их не целиком, а делить частями между своими хускарлами и прочими, давшими клятву.) И вот подобных маленьких, но очень ярких и точных исторических штрихов в фильме - очень много.
Например признание сна прилюдно своим наследником. А так же версии того, как могли выглядеть религиозные ритуалы того времени. Колдун - как и положено одет в женскую одежду -







Мы точно не знаем, по какой именно причине те колдуны, которые практиковали магию seiðr, облачались в хангерок, по этому поводу есть много предположений. Но как я понимаю, это действительно практиковалось.
Похороны по ибн Фадлану конечно уже много раз в куче фильмов пытались реконструировать. [Ритуал довольно хорошо известен…] Ритуал довольно хорошо известен:«…И пришла женщина старуха, которую называют ангел смерти, и разостлала на скамье постилки, о которых мы упомянули. И она руководит обшиванием его и приготовлением его, и она убивает девушек. И я увидел, что ведьма большая и толстая, мрачная, суровая.
(…)
Потом взяли двух лошадей и гоняли их обеих, пока они обе не вспотели. Потом разрезали их обеих мечом и бросили их мясо в корабле, потом привели двух коров и разрезали их обеих также и бросили их обеих в нем. Потом доставили петуха и курицу, и убили их, и бросили их обоих в нем (корабле)
(…)
Она сказала в первый раз, когда ее подняли, - вот я вижу моего отца и мою мать, - и сказала во второй, - вот все мои умершие родственники сидящие, - и сказала в третий, - вот я вижу моего господина сидящим в саду, а сад красив, зелен, и с ним мужи и отроки, и вот он зовет меня, так ведите же к нему.
(…)
И вот я увидел, что она уже заколебалась и хотела войти в палатку, но всунула свою голову между ней и кораблем, старуха же схватила ее голову и всунула ее в палатку и вошла вместе с ней, а мужи начали ударять деревяшками по щитам, чтобы не был слышен звук ее крика, причем взволновались бы другие девушки и перестали бы искать смерти вместе со своими господами. Потом вошли в палатку шесть мужей и совокупились все с девушкой
(…)
Потом положили ее на бок рядом с ее господином и двое схватили обе ее ноги, двое обе ее руки, и наложила старуха, называемая ангелом смерти, ей вокруг шеи веревку, расходящуюся в противоположные стороны, и дала ее двум мужам, чтобы они оба тянули ее, и она подошла, держа кинжал с широким лезвием, и вот, начала втыкать его между ее ребрами и вынимать его, в то время как оба мужа душили ее веревкой, пока она не умерла.
(…)
Потом подошел ближайший родственник мертвеца, взял деревяшку и зажег ее у огня, потом пошел задом, затылком к кораблю, зажженная деревяшка в одной его руке, а другая его рука лежала на заднем проходе, будучи голым, пока не зажег сложенного дерева, бывшего под кораблем»


Этот обряд часто вставляют в действия и в художественной литературе и в фильмы. Но тут оно получилось лучше всего, на мой скромный взгляд. Очень жестоко и реалистично. Даже у меня он оставил не очень приятный осадок. Но за реалистичность - сцена заслуживает наивысшую похвалу. К слову весь фильм снят в том же духе, жестокий и реалистичный…
Меч из кургана тоже добыт по всем правилам. Согласно поверью, чтобы могильный житель больше не выходил из могилы, надо отрубить ему голову и приложить к ляжкам.




[Вот как это описано в Сага о Греттире сыне Асмунда...]Вот как это описано в Сага о Греттире сыне Асмунда -
Спустился Греттир в курган. Там было темно и запах не из приятных. Он старается разведать, что там такое. Ему попались конские кости. Потом он ударился о столбы седалища, и оказалось, что на седалище сидит человек. Там была сложена груда сокровищ - золото и серебро, а под ноги ему поставлен ларец, полный серебра. Греттир взял все эти сокровища и понес к веревкам, но в то время, как он шел к выходу из кургана, кто-то крепко его схватил. Он бросил сокровища, и они кинулись друг на друга и стали биться ожесточенно. Все разлеталось у них на пути. Могильный житель нападал свирепо. Греттир все пытался ускользнуть. Но видит, что от того не уйдешь. Теперь оба бьются нещадно. Отходят они туда, где лежат конские кости. Здесь они долго бьются, то один упадет на колени, то другой. Все же кончилось тем, что могильный житель упал навзничь со страшным грохотом. Тут Аудун убежал от веревок: он подумал, что Греттир погиб. Греттир же выхватил меч Ёкуля, и, ударив могильного жителя по шее, срубил ему голову и приложил ее к ляжкам. Потом он пошел с сокровищами к веревкам, но Аудуна и след простыл. Пришлось ему самому карабкаться вверх по веревке. Он привязал сокровища к бечеве и вытянул их за собою."
Собственно есть и архиалогические подтверждения такой практике, если не ошибаюсь.

Игра в мяч опять таки прекрасная. Я часто о ней читал в сагах, если честно не очень интересовался и знаю правила. Но представлял я себе это примерно так. [Как там было в саге о Эгиле?] Как там было в саге о Эгиле?
"Скаллагрим был большой охотник до состязаний в силе и игр. Он был не прочь и поговорить о них. Тогда любили игру в мяч. В те времена в округе было много силачей, но все же никто не мог сравниться со Скаллагримом, хотя он был уже довольно пожилым.
Сына Грани из Гранастадира звали Тордом. Он был молод, и от него многого ожидали в будущем. К нему был очень привязан Эгиль, сын Скаллагрима. Эгиль был силен в борьбе. Он был очень вспыльчив и горяч, и все наказывали своим сыновьям уступать ему в спорах.
Как-то в начале зимы была многолюдная игра в мяч на поле у реки Хвиты. Сюда собрались люди со всей округи. Поехали на игру и многие домочадцы Скаллагрима. Первым среди них считался Торд, сын Грани. Эгиль попросил Торда взять его с собой. Ему было тогда семь лет. Торд согласился и посадил Эгиля на лошадь, у себя за спиной.
Когда они приехали на место, там уже расставляли людей для игры. Собралось также много мальчишек, и они устроили себе игру отдельно. Когда они расставили играющих, Эгилю пришлось играть против мальчика по имени Грим, сына Хегга из Хеггстадира (Двор Хегга). Гриму было лет десять-одиннадцать, и он был силен по своему возрасту. Во время игры Эгиль оказался слабее его, а Грим к тому же старался, как только мог, показать, насколько он сильнее. Тогда Эгиль рассердился, поднял биту и пытался ударить Грима. Но Грим схватил его и с размаху швырнул на землю. Он крепко поколотил Эгиля и сказал, что задаст ему еще крепче, если тот не научится вести себя как следует.
Когда Эгиль встал на ноги, он вышел из игры, мальчики же кричали и насмехались над ним. Эгиль пошел к Торду, сыну Грани, и рассказал ему, что произошло. Торд сказал:
- Я пойду с тобой, и мы отомстим ему.
Торд дал ему топор, который держал в руках. Этим оружием в то время охотно пользовались. Они пошли туда, где играли мальчики. Грим тогда держал мяч, и вот он кинул его, а другие мальчики бросились за мячом. Эгиль подбежал к Гриму и всадил ему топор глубоко в голову. Затем Эгиль и Торд ушли к своим.
Люди с Болот бросились к оружию, так же как и противная сторона. Олейв Рукоятка прибежал со своими спутниками к людям из Борга. Их было гораздо больше, чем противников, и поэтому все разошлись. Отсюда и пошли раздоры между Олейвом и Хеггом. Позже они бились на лугу Лаксфит (Лососий Луг) у реки Гримсы. Там было убито семь человек, и Хегга ранили насмерть, а Квига, его брата, убили.
Когда Эгиль вернулся домой, Скаллагрим был им не очень доволен, а Бера сказала, что из Эгиля выйдет викинг и что, когда он подрастет, ему надо будет дать боевой корабль. Эгиль сказал вису:

Мать моя сказала:
Ты корабль получишь,
С викингами вместе
Уплывешь далеко.
К берегу направишь
Дорогой корабль свой,
Будешь смело в сечах
Наносить удары."

(...)

"Когда Эгилю исполнилось двенадцать лет, он был таким рослым и сильным, что в играх мало кто мог победить его. В ту зиму, когда ему минуло двенадцать, он много участвовал в играх. Торду, сыну Грани, в то время было двадцать лет. Он был очень силен. В конце зимы часто случалось, что Эгиль и Торд играли вдвоем против Скаллагрима.
Однажды шла игра в мяч в Сандвике (Песчаная Бухта), южнее Борга. Эгиль с Тордом играли против Скаллагрима, и Скаллагрим устал, потому что им было легче играть, чем ему.
Вечером же, после захода солнца, дело пошло у Эгиля с Тордом хуже. Скаллагрим сделался таким сильным, что поднял Торда и так швырнул его оземь, что переломал у него все члены, и тот сразу же умер. После этого Скаллагрим схватил Эгиля.
Одну из служанок Скаллагрима звали Торгерд Брак. Она ходила за Эгилем, когда тот был ребенком. Она была рослая и сильная, как мужчина, и умела колдовать. Торгерд сказала:
- Озверел ты, Скаллагрим, на собственного сына бросаешься!
Тогда Скаллагрим отпустил Эгиля и бросился на нее. Она увернулась и убежала, а Скаллагрим - за ней. Так они выбежали на мыс Дигранес, и она прыгнула со скалы в пролив. Скаллагрим бросил ей вслед большой камень и попал ей между лопаток. После этого она больше не выплыла. Этот пролив теперь называют Бракарсунд (Пролив Брак).
А вечером, когда они вернулись в Борг, Эгиль был вне себя от гнева. Когда Скаллагрим и все люди сели за столы, Эгиль не занял своего места. Он вошел в дом и подошел к тому человеку, который был у Скаллагрима надзирателем над работами и казначеем и которого тот очень любил. Эгиль нанес ему смертельную рану, а затем пошел и сел на свое место. Скаллагрим не сказал на это ни слова, и все было спокойно, но отец с сыном больше не разговаривали, ни дружески, ни враждебно. Так прошла эта зима."
© Предположительно Стурлусон, Снорри. (Предположительно 1220 - 1240). "Сага об Эгиле". Норвегия.

Вот этот вот дух жестокости того времени отлично попытались передать в фильме. И это прекрасно. Но зайдёт не всем. Те, кто перекраивает свою современную мораль на всех, в том числе и на людей, живших в другом времени и в другой эпохе, фильм точно не зайдёт. Но это современные люди! И мышление, мораль и менталитет у них был свой. И режиссёр явно в теме. Для людей того времени была норма устраивать разбой, рейдерство и пр. Резать и убивать пленных. Продавать пленных в рабство и не рефлексировать по этому поводу. Спутник главного героя со скуки пустил стрелы в проплывающих мимо рыбаков просто так, убил невинных людей? Наплевать. Это чужаки. А жизнь чужака ничего не значит. По моему это прекрасной штрих к образу человека той эпохи - если пытаться показать реальных викингов, а не создать образ мифического благородного дикаря.

Подробно весь фильм я разбирать я не буду, во-первых не умею, во-вторых лень, а в-третьих не вижу смысла. Кто захочет, тот посмотрит, кто в теме, тот сам увидеть, а кто нет - тому это и не интересно. Но в фильме есть очень много чего, на что стоит обратить внимание. Фильм нужно смотреть очень внимательно, терпеливо и вдумчиво. Рискну предположить, что все, кто интересуется историей этого периода увидят много интересных мелочей и деталей.
Замечу так же, что режиссёрская работа тоже неплохая, как и звуковое сопровождение.

Ну и что не понравилось.
В матчасти косяки, увы, были. Взять, например жуткий шит у покойника в склепе. С адским умбоном и не менее адскими массивными накладками. Я не знаю, может и были какие-то ритуальные щиты подобные этому. Но мне про такие ничего не известно. Щиты - вообще откровенно слабые в этом фильме, много халтуры. Хотя после многих других фильмов у меня язык особо не поворачивается заострять на это внимание. Ну и по мелочи. Но на всё это я смог с лёгкостью закрыть глаза. Как например на с лёгкостью пойманное копьё и брошенное назад во врага. Всё таки это художественный фильм. Боёв в фильме, увы, не то что бы много, тоже минус.
Сам по себе фильм скучноват. И затянут. Это не голливудский блокбастер с динамичной картинкой. История простая и трудно придумать сложный сюжет такой простой истории. И всё несколько предсказуемо - по крайней мере, я вначале примерно смог предугадать, как всё будет. Фильм не развлекательный - он непростой к восприятию, его нужно смотреть внимательно, обращать внимания на мелочи. Для меня это не минус. Но тем, кто привык к динамичному развитию сюжета на экране, смотреть будет тяжело.
Кроме того фильм мрачный, суровый, жестокий и кровавый. Но именно таким было то время. Так что он явно не зайдёт тем, кто хочет посмотреть детскую сказку или экранизацию дамского псевдо исторического романа. Но это не минус, а скорей особенность.
Но наиболее сильный минус - это выбранная история. Экранизировать попытались легенду об Амледе из хроники "Деяния Данов" Саксона Грамматика XIII в., пересказанной в XVI веке французским учёным Франсуа де Бельфоре. (Именно её к слову взял за основу Шекспир при создании "Гамлета"). Сам оригинал я не читал. Но по моему выбор истории неудачный. История довольно замусоленная и в литературе и в кино, а в рамках небольшого и довольно замкнутого поселения - ещё и очень предсказуемая. Нет неожиданных поворотов, примерно с самого начала ясно, что будет. В рамках этой истории так же невозможно развитие персонажей и их изменения. Они не эволюционируют, не имеют крутой сюжетной арки, в конце они почти те же, что и в начале. И это не промах и ошибка сценаристов, это условия рамок самого сюжета. ИМХО лучше бы они всю эту энергию и бережное отношение к материальной культуре вложили бы в экранизацию какой-нибудь саги. Так что, на мой взгляд - фильм был бы прекрасным, если бы они выбрали бы другую историю. Очень надеюсь, что так когда-нибудь и будет.

Подытоживая.
Фильм, наверное, в первую очередь будет интересен тем, кто может и любит внимательно и терпеливо следить за неторопливым повествованием, кого не испугать притчами. Так же он будет интересен всем, кто любит историю этой эпохи. Реконструкторам - точно хорошо зайдёт. Тем - кому не скучно читать старые саги и.т.п. (Если вы прочли "Беоувльфа" и вам понравилось, то и фильм, скорей всего понравится!) Ну и фильм не понравится тем, кто любят динамику на экране, стремительность смены кадров и быстроту повествования. Увы, современный кинематограф многих зрителей приучил к подобной подаче картины. Так же фильм не понравится людям впечатлительным, которые хотят увидеть на экране благородных дикарей, а не суровый, жестокий и мрачный реальный мир той эпохи, в которой моральные принципы были совсем иными, чем сейчас.
Лично мне фильм как именно художественное произведение скорей понравился, но без восторга. А вот с исторической стороны, в плане матчасти и раскрытия той эпохи, раскрытия взаимоотношений людей того времени - тут я очень впечатлён. Ничего сравнимого я не видел. За исключением разве что, пожалуй художественных фильмов "Час Свиньи" и "Имя Розы".

P.S. Кстати был вопрос про зубы Валькирии. Вот тут вот можно почитать размышления на этот счёт.

Фильмы, История

Previous post Next post
Up