Свет забытой Непрядвы. Глава 11. Древнейшие памятники Куликовской битвы. Часть 2

Jul 27, 2023 20:42


Перехвальские святыни

Святынь в селе Перехваль четыре. Церковь Рождества Христова звонит в центре села, и служат три часовни: Рождества Христова на Куликовом Поле \65/, Покрова Богородицы на сельском кладбище \86/, Илии Пророка на Прощёном колодце \55/. Сразу же напрашивается вопрос: не много ли культовых объектов, для простого села в русской глубинке, на первый взгляд, ничем не примечательного?

Возврат в первую часть 11-й главы «Древнейшие памятники...» по ссылке https://nikolaiskuratov.livejournal.com/5464.html

В момент битвы у Большого оврага, впадающего в нижнюю Непрядву, было некое селение. Его приписали к приходу новой церкви, как село Рождественское. Вряд-ли кто отыщет его старое имя, но можно предположить: оно называлось Ильинским по летописному роднику на берегу нижней Непрядвы. Источник имелся здесь с глубокой древности. Его святая вода благословляла русских воинов на Куликовскую битву. Не убедительно? Тогда примите к сведению реальный факт: престольный праздник в селе Перехваль отмечается в Ильин день, 2 августа, с древнейших времён и до наших дней. Замечу, не по престолу храма, не в день Рождества Христова - 7 января, и не в день Рождества Богородицы - 21 сентября, как следовало бы от Дмитрия Донского.



Храм Рождества Христова в селе Перехваль

Село Рождественское - это новый топоним 1380 года, а источник Илии Пророка назван от времени Крещения Руси, и пользовался доброй славой с языческих времён. Чистый родник особенно выделялся у реки Нимряд, которая в русском переводе с татарского характеризуется, как река с невкусной, мутной, не годной в питьё водой.

Колокол села Рождественского звонил над братской могилой и Славной рекой совсем недолго. В 1382 году случился набег султана Тохтамыша, который зачистил место ратной славы и сжёг стольную Москву. Край Непрядвы пришёл в запустение. Ужасное разорение отметил митрополит Пимен, проплывший по Дону в 1389 году.

Вернёмся «…к реке Непрядве и селу Рождественскому». Село может быть Рождественским по одному из двух параметров: по храму, посвящённому Рождеству Христову, или по церкви Рождества Богородицы. Все будут правы, поскольку в данном месте, нет никаких документов, кроме народных преданий, в которых говорится, что Дмитрий Донской лично и сразу поставил над братской могилой церковь Рождества Богородицы, для поминовения погибших, в соответствии с православной традицией: к востоку от поля битвы, а от братской могилы к западу. Церковная логика проста и понятна: бессмертные души воинов вселяются в храм с запада, напрямую через распахнутые царские врата и, ожидая воскрешения, парят над алтарём, а их бренные тела покоятся к востоку от священного престола.



Часовня Рождества Христова в селе Перехваль на историческом Куликовом Поле

На месте первой церкви в наше время служит уже четвёртое по ходу времени сооружение. Все они имели разный статус, но несли посвящение Рождества: вторая церковь служила с 1613-го; третья - деревянная часовня, с 1780-го до 1930-х годов; четвёртая - новая каменная часовня восстановлена в 2013 году \65/.

Указом Ивана Грозного от 1571 года создана Строжевая служба. Район Славной реки стал заселяться служилыми людьми. В документы попала только тульская Непрядва, от которой казачьи патрули вели отсчёт маршрута (См. прим. 174):

«Из Епифани: Сторожа вверх Сукромны и Непрядвы, а сторожам на ней стояти из Епифани трём человекам».

Двухсотлетний юбилей Куликовской победы отмечали при Иване Грозном, при этом мнение туляков оказалось весомее. Оно прошло через всю историю, обрело официальный статус стараниями Нечаевых, и укрепилось в наше время.

Воинские люди служили царю и выполняли его волю. Это они поставили Славную реку на уровень Перехвалки, а вместо села Рождественского придумали Перехвал. Зачем и почему? Нижняя Непрядва жила в преданиях и в летописях и сеяла путаницу. Голос хранителей преданий звучал слабее рупора Грозного царя. Логика понятна: славная Непрядва течёт на 70 км выше, а здесь вы, хилые аборигены, всё выдумали, перехвалили. Верхнюю Непрядву подняли, а нижнюю речку уничижительно растоптали. Чтобы хранители традиций не сильно возмущались, храм возобновили на памятном месте, и остался он привычным - Рождественским, а его престол посвятили самому весомому в православии персонажу:

«Село Перехваль на речки на Перехвалки. А в селе церковь древена клецки во имя Рождество Христово. А в церкви Божие милосердье оброзы и книги и ризы, и колокола, и всякое церковное строенье мирское. Да на церковной земли поп Мартин, пономарь Кондрашко Ондреев» (248).

Имена селениям и речкам давали жители, а что же Церковь? Церковь не вмешивалась не в свои дела: пусть пока будут Перехвал или Перехвалка. Ею решался главный вопрос: где следовало ставить храмы и какие? Однако в данном месте посвящение Богородице не отстояли. Вопрос был слишком принципиальным. Раздоры Ивана IV с Церковью и нападки на её патриархов хорошо известны.

Деревянный храм Рождества Христова простоял на отшибе 167 лет. Самые ближние дома отстояли на километр, что не свойственно для обычных сёл. Войдите в положение прихожан: тяжело ежедневно ходить на молитву по грязной или заснеженной дороге в чистое поле, неудобно отправлять религиозные обряды в двух км от кладбища.

Замечу: на нечаевском поле нет могилы, не обнаружено следов древней церкви. Храм Рождества Богородицы в селе Монастырщино, поставленный в 17 веке, прямого отношения к Куликовской битве не имеет. Это всего лишь отзвук событий 1380 года. На карте 1780 года на этом месте ошибочно показали село Рождественское, но быстро исправились.

В 1613-м Перехваль с землями вошла во вновь образованный Лебедянский уезд, а в 1638-м вернулась в Данковский. Село неоднократно передавали в состав разных уездов и губерний. В короткий исторический промежуток времени на рубеже 17-18 веков перетасовка была ещё интенсивней. Данков утратил статус города при вхождении в состав Елецкой провинции Воронежской губернии. Данковский уезд воссоздали при Екатерине Второй в 1778-м, в составе нового Рязанского наместничества. При Павле Первом в 1796-м опять упразднили, а его территорию включили в Раненбургский уезд Рязанской губернии. В 1802 году Данков с уездом восстановили в составе Рязанской губернии.



Церковь Рождества Богородицы села Перехваль в документах 1780 года



Перехваль. План села от 1780 года

Карту времен Екатерины Великой в архиве ГАЛО нашёл Николай Петрович Селезнёв (р. 1950) и, не владея современными техническими средствами, скопировал от руки \89/. В юбилейном 1780 году, новую церковь поставили в центре села у погоста, однако, её престол освятили в честь Рождества Богородицы. Церковь на новом месте показана на карте уезда от 30. 07. 1780 года (249). Обратите внимание! Накануне престольного Ильина дня, прямо перед датой 400-летия битвы!

Кто посмел? Рязанцы, которые в период с 1778 по 1796 годы проводили кампанию по возвращению Куликова Поля на исконное место. Зачем и почему? Восстанавливали историческую справедливость. Земли, на которых произошла Куликовская битва, в древности входили в состав Рязанского княжества. Напомню, они же на карте губернии 1790 года показали Градские овраги на русских флангах \38/.



Часовня Илии Пророка над Прощёным колодцем в селе Перехваль на нижней Непрядве

Судьба перехвальских памятников типична для религиозных святынь нашего государства. В советский период церковь закрыли, часовню снесли до уровня фундамента, Прощёный колодец забросили и забыли. В 1954 году Данковский район оторвали от Рязанской области и передали в Липецкую - с этого момента рязанцы потеряли смысл исторического участия. И кто теперь наведёт порядок, неужели липецкие лукавые историки или краеведы? Вспомните, как они подправили надпись на братской могиле у Полибино и как предали Каменного Коня!

С начала девяностых годов 20-го века церковь Рождества Христова открыли вновь, а на колоннах появилась настенная роспись, представляющая большие иконы Сергия Радонежского и Дмитрия Донского. В 2006 году Прощёный колодец красиво обустроен, над ним возведена часовня, освящённая в честь Илии Пророка. Новую кирпичную часовню Рождества Христова построили на фундаменте древней церкви, а главная икона в ней - икона Спасителя.

Церковь, с посвящением Спасителю или Богородице, у братской могилы вполне уместна. Здесь она заменила образ Димитрия Солунского в логической цепочке памятников. В эпоху официального ухода с исторического места, и его полного затаптывания, самые памятливые люди и священнослужители поступили деликатно и мудро. Чтобы не потерять отметку, на старом фундаменте соорудили скромную деревянную часовню Рождества Христова, и представили её, как память о прежнем храме.

Первая Богородицкая церковь поставлена на Куликовом Поле у села Рождественского в 1380 году. Вторая - возобновлена на окраине села Перехваль, на этом же месте в 1613-м, с посвящением Рождеству Христову. Третья - Рождества Богородицы, поставлена на новом месте в центре у сельского кладбища в 1780-м. За сотню лет она обветшала и стала тесной, а споры о месте Куликова поля закончились не в нашу пользу. Большую кирпичную церковь, уже четвёртого устройства, перехвальцы построили несколько южнее в 1880-м, а престол опять сменили на Христорождественский. В 2015 году на кладбище села установлена часовня Покрова Богородицы, в память о третьей церкви \86/.

Инициатор воссоздания всего перехвальского комплекса - Антонина Николаевна Ряховская. Средства собрали земляки. Организатором и руководителем работ по восстановлению перехвальских святынь выступил священник Александр Николаевич Васютин. Липецкий художник Евгений Артёмов выполнил полную роспись культовых объектов. Краевед Иван Фёдорович Малюков произвёл поиск некоторых документов. Трагическая история перехвальских памятников в советский период представлена в его книге «Страницы истории Данковского края» [42]. К началу моего расследования, начатого в 2009 году, народная память в селе Перехваль угасла совсем. На момент проведения восстановительных работ место Куликова Поля не помнили даже эти подвижники. Патриотов побуждала генетическая память, вера в Бога и безмерная любовь к своей земле.

Ценнее скромных перехвальских памятников - на Святой Руси нет!

Памятники Красивой Мечи и Лебедяни

Массированный гон ордынцев в сторону Мечи отметили церковью Архангела Михаила. В межевых книгах 1627 года значится «Архангельское на Петрове отвертке под Романцовым лесом» (250). На карте Лебедянского уезда 1790 года село показано на Петрове отроге большого оврага и отмечено двойным именем Губино (Архангельское). Село стоит на прежнем месте, а престол церкви освящён в честь иконы Казанской Богоматери. Посвящение сменили при обновлении в 19 веке, когда поле битвы утвердилось на ложном месте.



Каменный Конь в Красном Буераке над Чуровым бродом



Схема языческого святилища Красного Буерака в Чурове на Красном холме над Красивой Мечой

Водный рубеж, на котором Куликовская битва завершилась полным разгромом и потоплением войска Мамая, отмечен особенно густо. Самым удивительным нерукотворным памятником того времени был Каменный Конь, стоявший у подножия Красного холма. Конь служил таким же знаком, как Вороний камень на Чудском озере, поэтому живёт в документах, в легендах и преданиях \1/. Его хранителями были служилые люди: казаки и дети боярские - были, да кончились. Только про Красный Буерак можно так рассказать: ордынцы, уцелевшие после сечи, перебрались на другой берег Мечи и от ужаса окаменели. На Красном холме в Чурове стоят каменные кони и люди. Всё в моём крае порвано в клочья, потеряно и перепутано. Забыто место Куликова Поля, украденное туляками, сдохли легендарные Кони, осквернённые ряжеными казаками.



Никитский храм в Тютчево



Никитская церковь села Тютчево в период реставрации

Сварог светородный жжёт мои оконца,

Неумытых речек разжигает донца.

Отражаясь в шлеме Воина Никиты,

Храм сияет светом Куликовской битвы.

Мой земляк Дмитрий от своего деда слышал предание: Никитскую церковь села Тютчева патриоты поставили на месте гибели воеводы Никиты, громившего Мамая на Красном холме \42/. Святой воин Никита - ещё один небесный покровитель русского православного воинства, вершитель победных итогов.

В писцовых книгах начала 17 века отмечена деревня Одоньева. С постройкой Димитриевской церкви (до 1642-го), её стали называть селом Димитриевским. На месте первой обветшавшей церкви, графиня Прасковья Раевская в 1811 году построила каменную. Храм имеет два придела: правый посвящён святому великомученику Георгию, левый - святому мученику Воину Иоанну (251). На правом берегу Красивой Мечи, у подножия Красного холма, Дмитрий Донской вложил символический победный меч в ножны своего небесного покровителя.



Троекуровский монастырь

В 19 веке князь Троекуров купил село Димитриевское и переименовал в свою честь. При храме поселился старец Илларион, и от его монашеской кельи в 1854 году берёт начало Свято-Димитриевский Троекуровский Илларионовский монастырь \90/, который является жемчужиной архитектуры новой России, вместе со Святым колодцем служит местом паломничества. В комплекс монастыря входит церковь Архангела Михаила.

Посвящения Сергию Радонежскому

А что же роль духовного вдохновителя всей военной кампании, Сергия Радонежского, выпала из памяти потомков? Кто бы сомневался! Особая роль преподобного Сергия отмечена в Лебедянском районе многократно. Троицкий монастырь устроен над Гусиным бродом в Лебедяни \79/. От Живоначальной Троицы выводит Сергий Радонежский свою земную великую миссию.

Свято-Троицкий Скопинский монастырь составил пару Свято-Троицкому Елецкому монастырю, основанному князем Фёдором Елецким сразу же после битвы. После погрома в Смутное время, в 1621 году монастырь перевели в Лебедянь. Оба памятника подчёркивают духовную роль Троице-Сергиевой Лавры и игумена Сергия в Куликовской битве.



Церковь Сергия Радонежского в селе Сергиевском на Красивой Мече

Храм, непосредственно посвящённый Сергию Радонежскому, поставлен над ключевым бродом Мечи в селе Сергиевском не позже 1642 года. Село стоит в самой середине активного участка Красивой Мечи, на котором добивали остатки ордынского войска. В настоящее время служба идёт в восстановленном храме. Напротив церкви, на левом берегу имеется братская могила русских воинов, погибших на переправе, о которой говорят местные предания. На её месте заметен невысокий холм. Следовало бы поискать братские могилы к востоку от всех памятных храмов, поставленных в зоне боёв.



Троицкий храм в Яблонево

Храм Живоначальной Троицы села Яблонева, с приделами Сергия Радонежского и Архангела Михаила, имеет посвящение аналогичное лебедянскому монастырю \88/. В Писцовых книгах начала 17 века на месте села значится починок «Рындин (Коптев) к Яблонове кулиге на Рубленом колодезе под Рысиным лесом» (252). С постройкой храма починок переименовали в Яблоново, а несколько позднее - в Яблонево. Рядом с селом в балке Большой Верх на месте Рублёного колодезя находится Святой источник, а над ним стоит скромный железный шатёр. Храм отмечает верхнюю точку правого берега Мечи, на котором топили конницу Сабана Кашани.

Посвящённые Сергию Радонежскому пункты соединим линиями на карте-схеме и увидим символический посох православного иерарха, парящий над зоной боевых действий \81/. Основание и вершина посоха опираются на церкви у Вёрды и у Мечи, а Троицкие пункты в Лебедяни и в Яблоневе его венчают. Игумен Сергий - великий патриот Руси \84/, благословляет путеводным посохом праведное дело и завершает духовное покровительство полным триумфом.



Храмы-памятники Куликовской битвы - карта-схема

Храмы-памятники в честь Куликовской битвы

Памятные храмы, чередуясь в порядке Димитриевская церковь - Архангельская церковь, отмечают победный путь Дмитрия Донского от Дмитриевского монастыря на Вёрде до Димитриевского монастыря на Мече.

Очевидно: боевой путь и переправу через Дон указал Архангел Михаил, под Покровом Богородицы битвой правил Христос, Дмитрий Солунский опекал, Сергий Радонежский благословлял, святой Никита битву завершал.

Оппонентам, заявляющим о подтасовке фактов, подчеркну особо. В моей первой книге «Каменный Конь на Поле Куликовом» - 2012, речь о памятниках не шла, но боевой путь Дмитрия Донского был чётко показан. При системном анализе, в семисотую годовщину Сергия Радонежского, цепочка древних храмов-памятников высветилась на боевом пути и сложилась в пронзительную закономерность посвящений, и вошла в книгу «Свет забытой Непрядвы» - 2015. Ну, не я же их так удачно расставил!

Дмитриевская церковь и церковь Сергия Радонежского в комплексе Свято-Дмитриевского Скопинского монастыря на Вёрде.

Церковь Воскресения Христова на реке Победной.

Купель целителя Пантелеймона на реке Победной.

Церковь Архангела Михаила на реке Кочуровке в селе Архангельском.

Христорождественская церковь и церковь Димитрия Солунского в новом Данкове.

Храм Архангела Михаила села Романово.

Прощёный колодец Илии Пророка в селе Перехваль.

Храм Рождества Христова, часовня Рождества Христова и часовня Покрова Пречистой Богородицы в селе Перехваль.

Свято-Троицкий женский монастырь в Лебедяни.

Церковь Архангела Михаила (Казанской Богоматери) в селе Губино.

Димитриевская церковь села Троекурово в комплексе Свято-Димитриевского Троекуровского Илларионовского монастыря.

Никитская церковь села Тютчево.

Церковь Сергия Радонежского в селе Сергиевском.

Храм Живоначальной Троицы с приделами Архангела Михаила и Сергия Радонежского в селе Яблонево.

Документы Куликовского цикла растоптали мистификаторы, однако стройную, тщательно продуманную систему памятников стереть с лица земли не удалось никому!

Заключение

Разглядел ли я в тумане веков исторические путеводные вешки, используя простую инженерную методику? Уверен! Куликово Поле встало на летописное место.

У конструктора концы с концами всегда сходятся. Во времена моей юности в МВТУ имени Н.Э. Баумана учили критически подходить к разработкам, логически осмысливать любые документы, а в дополнение к техническим предметам преподавали историю, экономику и материалистическую философию, стоящую на высшей ступеньке прогресса. Человек, её усвоивший и понявший, обретает научное мировоззрение и способен разобраться в любой проблеме.

Свет забытой Непрядвы вспыхнул 26 июля 2009 года. С открытия лебедянского Каменного Коня в устье Красивой Мечи, документы пошли лавиной. Едва успевал анализировать, править концепцию и печатать новые издания. Мне выпало счастье войти в тайну двух речек с именем «Непрядва», удалось распутать тугую сетку исторических событий и документов, повезло оценить результаты разведочного поиска оружия. Помощники указали братскую могилу и место старого Рождественского храма села Перехваль. Каменные Кони разошлись по своим стойлам на берегах Красивой Мечи. Открылась история Лебедяно-Данковского казачества, и высветила маршруты древнейших дорог Верхнего Подонья, которые 8 сентября 1380 года привели противников на Куликовскую битву. Удивительным образом в устье Перехвалки-Непрядвы ведут все ориентиры и документы, идеально сходится хронометраж событий, а на дороге победы стоит цепочка православных храмов-памятников, озарённая сиянием христианской философии.

Самое ценное дополнение к русским источникам, содержится в своде летописей Булгарского государства, которое было противной стороной в древние времена. Много воды утекло в Дону с тех жестоких времён, всё изменилось. Татары стали кровными братьями русских, а путаница прижилась в истории и укрепилась.



Куликово Поле - карта-схема

В Лебедяно-Данковском крае выявлен уникальный исторический, природный и ландшафтный комплекс. Здесь проходил Донской торговый путь и Столповая дорога, Иван Грозный ставил сторожи в былинном крае, на берегах Мечи казакам верно служили два Каменных Коня. Конёк-Горбунок привёл на холмы Красивой Мечи в мифы древних славян, в сказочные чудеса. Природа дышит древностью и готовится распахнуть свои объятия не только мне. Особенно живописны донские пейзажи в районе села Перехваль. Здесь ничего не надо выдумывать - ходи и смотри.

Куликовская битва - это первая попытка русичей завоевать независимость, воспользовавшись смутой в Булгарском царстве. Собираясь в поход, надеялись: враждующие ордынцы истребят друг друга, после чего легко добить последних и сбросить ненавистное иго. Не случилось. Плодами жертвенной русской победы воспользовался хан Тохтамыш. Через два года последовала жестокая карательная акция по истекшей кровью Руси, которая ещё на сто лет продлила иго. Русь притихла после устрашающих рейдов Тохтамыша и Тамерлана.

На Куликовом Поле русская нация почувствовала силу в единстве, получила прививку патриотизма, после которой воспряла, неудержимо пошла на подъём, громила всех завоевателей и неоднократно спасала Европу от злодеев. И наоборот, Золотая Орда, битая на Воже и у Непрядвы, раздираемая междоусобицами, пошла на закат, и в Стоянии на Угре 1480 года не решилась дать последний бой.

Ошибочная локализация Куликова Поля пошла от русских переселенцев - беженцев. Они перенесли памятные названия с разорённой Непрядвы на уцелевшую, на 70 км вверх по Дону. Иван Грозный поднял славную победу на знамя своих волжских походов, но ошибся с Непрядвой. Верхняя Непрядва впервые появилась в исторических документах о сторожевой службе от 1571 года. К моменту новой волны заселения Лебедяно-Данковского края, легендарные гидронимы прижились в Епифанском крае. Аналогично: в период Смуты новая волна беженцев унесла историю лебедянского Каменного Коня вверх по Мече и переложила на другой валун. При первой возможности Русская Православная Церковь поставила храмы-памятники, посвящённые Куликовской битве, а после Раскола отошла с прежних позиций. В начале 18 века, по дороге в Воронеж, царь Пётр посетил место у верхней Непрядвы. Оно подавалось, как истинное Куликово поле. Ходатайство обер-прокурора Священного Синода С.Д. Нечаева поддержал тульский губернатор В.Ф. Васильев, проект поминального памятника утвердил император Николай I. Памятная колонна установлена на новоявленном Красном холме в 1850-м. С этого момента «неправда» стала официальным местом поклонения павшим, в точке, где нет ни одной могилы.

Правительство России в 1996 году утвердило проект мемориального комплекса, а конференция историков в 2005-м подтвердила права нечаевского поля на непререкаемую истину. Находясь на должности, и вы пойдёте на сделку с совестью, будете отстаивать официальную точку зрения. Процесс был административным, антинаучным. Только священные души наших предков не смирились. Кости вылезают из могилы и кричат:

- Люди русские! С кем вы? С нечаевским мифом или с летописной правдой Дмитрия Донского?!

Куликово Поле завещано рязанцами между Градскими оврагами у села Перехваль и определяется ключевыми параметрами:

- устье Непрядвы, у Дона - летописное место Куликовской битвы;

- Субар-Нимряд - старая Непрядва-Перехвалка, из булгарских источников;

- сетка оврагов у Непрядвы-Перехвалки - QR-код рельефа поля битвы, из Ростовской летописи.

Поклоняться подвигу можно в любой точке вселенной, включая Тульскую область, но священная кровь наших предков пролита на берегах исторической Непрядвы, растоптанной в Перехвалку!

Моих сил не хватит, чтобы разрушить железобетонный миф о верхней Непрядве, но люди должны знать историческую правду: битва состоялась на окраине Куликова поля, в междуречье Мечи и Дона, в устье Непрядвы-Перехвалки, на русской земле. Священные кости здесь, в точке с координатами 53 градуса 07.794 минуты северной широты и 039 градуса 06.227 минут восточной долготы.

Прав тот, кто разобрался!

Эпилог

Перехвалка дремлет в тишине,

Дон блистает лентой, позолоченной…

Заблудилась память в глубине

Той неправды, в мире замороченном.

Шесть веков, в сиянии Христа,

Славный край хранила Богородица.

Льётся свет, вода в Мече чиста,

Но Героям здесь никто не молится!

Полный вариант исторической монографии «Свет забытой Непрядвы - 2023» опубликован на сайте «Каменный Конь» http://kamenny-con.narod.ru

Начало обновлённого 4-го раздела «Свет забытой Непрядвы», в главе 1-й «Перед Полем Куликовым» открывается по ссылке https://nikolaiskuratov.livejournal.com/2654.html

Источники информации и примечания здесь https://nikolaiskuratov.livejournal.com/6025.html

Последняя правка в июле 2023 года.

Николай СКУРАТОВ, академик ПАНИ.

Яблонево, Троицкий монастырь, Непрядва, Березуй, Дмитриевский монастырь, Красивая Меча, Мамай, Сергий Радонежский, Архангельское, Сергиевское, Курапово, Романово, Куликово Поле, Гусин брод, Тютчево, Дмитрий Донской, Куликовская битва, Красный Холм, Троекурово

Previous post Next post
Up