Смотрим Красный буерак

Jan 28, 2024 08:26



Открытие Красного буерака

Береговой участок Красного холма называется «Удрики», возвышается над Красивой Мечой рядом с устьем и служит отличной наблюдательной площадкой с правого берега. Приехал я сюда на прогулку 29 июля и в безымянном овраге открыл древнейшее языческое святилище, населённое нерукотворными каменными изваяниями.

Лето 2009 года выдалось тёплым и сухим, стояла ласковая погода, а в попутчики напросился знакомый Семён. Мы посетили разрытое археологами, ныне потерянное и забытое место кургана Волотова Могила, сделали фотоснимки красочных пейзажей, камней-известняков, выступающих из горы, полюбовались живописной панорамой Подонья, отведали диких яблок, красивых с виду, но противных на вкус, и уж было собрались уезжать домой. Однако всё дальнейшее пошло по сказочному сюжету, словно волшебная яблонька взбодрила кислым соком.

Вдруг я встрепенулся:

- Сеня, пойдем, прогуляемся до оврага, там тоже лежат какие-то камни.

Эти огромные каменные глыбы между Тютчево и Иншаковкой наблюдались от собственной усадьбы на другом берегу Мечи с расстояния двух километров прямой видимости. Добраться до них можно было только через брод, да и повода для похода раньше не возникало. С момента своего рождения смотрел я на них издалёка и полагал, что торчат из горы обычные известняки, которых по берегам разбросано очень много.



Семён охотно согласился. Подошли к буераку в его начальной верхней части. Камни оказались крупными голышами-песчаниками и хорошо смотрелись с берега. Сразу пришли в изумление: из земли выступал шишковатый панцирь огромной черепахи до трёх метров в диаметре! Ниже по оврагу торчал хребет дракона, покрытый панцирями, а к нему прислонился замшелый, серо-синий лобастый одноглазый мамонт, разумеется, с бивнем и с хоботом. Эта плита в натуральную величину представляла правую половину его тела, тела мохнатого. Из-под шерсти, свисавшей до земли, виднелась короткая передняя нога. При более тщательном рассмотрении и долгом разбирательстве, он годился на роль скотьего бога Велеса. В последующих публикациях некоторые персонажи Красного Буерака поменяли свои имена и уточнили назначение.

Спустились вниз и позировали друг другу, и радовались, как дети, но главные чудеса ещё не начинались.

Семён заканчивал съёмку этих статуй, а я прошёл ещё несколько метров сквозь редкий кустарник, которым поросли склоны. Вот тут и явилось оно, настоящее чудо! Прямо на меня красными каменными глазами в упор глядела голова великана размером в человеческий рост. Вот тебе и «бой Руслана с Головой»! Невозможно описать смятение, испытанное мной в тот момент!

Через несколько минут всё же обрёл дар речи и стал звать друга:

- Перестань снимать ерунду! Иди ко мне, смотри, что я нашёл!

Он тоже растерялся и стал бормотать:

- Это колдун, колдун в овраге…, я его так буду называть.

Я возразил:

- Может быть и колдун, но, скорее всего, это какой-то языческий бог. Видишь, перед ним лежит каменный алтарь.

Потом уже дома стал перелистывать книгу о языческих богах, всё так и оказалось.

Постепенно радостная дрожь в руках улеглась, а мы стали снимать статую с разных ракурсов. Восторженности не было предела!

- Смотри, Сеня, как этот гигант похож на боксёра-богатыря Николая Валуева!

- Да! Он будто в нокауте лежит на животе, только вот глаза открыты, а смотрит вперёд. А длинный какой, метров на пять.

- Это он уже пришёл в сознание, сейчас встанет и всыплет нам по-полной, чтобы не насмехались.

Через годы, при тщательном рассмотрении, ужасная, слегка перекошенная физиономия гиганта оказалась четырёхликой, а у самой земли обнаружились скрещенные на груди руки. Второе лицо, изваянное в профиль, уместилось на левой щеке первого главного, нос к носу. Третье - было сконструировано из элементов двух первых с наклоном вправо на 45 градусов, причём левый глаз зорко служит для всех трёх изображений, а первое и третье лица имеют общий нос. Четвёртое лицо отразило симметрию третьего, поэтому смотрело на юго-запад. Над всей композицией сверху устроилась большая змея.

Пока Семён занимался съёмкой глазастого Колобка с огромным ртом и скромными поджатыми ушками, больше похожего на батискаф, который катился рядом с этим великаном, и, развесив собственные уши, слушал сказки, как он «от бабушки ушёл и от дедушки ушёл…», я, как более нетерпеливый, спустился ещё ниже и по¬пал туда, где обитало настоящее диво Красного буерака.

Неожиданно передо мной взвился на дыбы огромный каменный тираннозавр трёхметрового роста. Он смотрел одним глазом, слегка повернув в мою сторону голову, сучил передними ногами и высунул длинный язык. Горбатый и слегка уродливый, но не страшный. Потом он оказался известной в русской истории фигурой - Каменным Конём, а в сказках - Коньком-Горбунком. Из этой же глыбы с оборотной стороны высунулась голова моржа и, тоскуя по родной стихии, смотрела на северо-восток в сторону Ледовитого океана. Были неплохо видны его усы, бивни, ноздри.

Сзади, на уровне головы Конька-Горбунка, из горы выступал плоский прямоугольный камень - другой жертвенник. При домашнем анализе снимков проявился ещё один персонаж - Горыня, плоское лицо которого отчётливо смотрится в левый профиль на фоне русла Красивой Мечи, если смотреть или снимать под срез верхней столовой поверхности камня. В тот день не удалось разглядеть наскальное изображение его сына, порубанного Змея-Горыныча, наверное, велико было смятение от уже увиденных чудес.

Змей, с уцелевшей головой и с поднятым крылом, отчётливо и контрастно красуется на снежном покрывале в солнечный зимний день. На его шее зияет большая рваная рана, в которой виднеются обрезки кровеносных жил, а две другие головы валяются неподалёку на дне оврага. Одна из них походит на мёртвую голову большой собаки. При съёмке с другого ракурса, эта каменная глыба кажется обломком статуи Перуна, глядящей на мир пристальным божественным взором. Другая - сомкнула челюсти и веки.

Статья «Красный Великан» зародилась тут же на месте, и написанная в жанре сказки, публиковалась в журнале «ЛГ: итоги недели», №33, 10 августа 2009 и стала второй из моих статей. А дебютировал автор в 60 лет статьёй «Волотова Могила» 11 июня 2009 года, в газете «Лебедянские Вести» №73 и в журнале «Итоги Недели» №28 от 06 июля 2009-го.  В первый же день я придумал название оврагу и поспешил дать каменным персонажам предварительные имена, которые со временем уточнились. Даже Каменного Коня обозвал «тираннозавром» - уж больно похожим казался в первый момент. Да и для травоядного существа у него немного коротковата морда, поэтому правы были татары, называвшие его Каменным Львом - хищником Арсланом. Дело в том, что динозавров открыли в 19 веке, а древние люди их не знали. Русские углядели коня - лучшего друга и помощника, которого боготворили в те времена, а татары увидели в нём свой древнейший символ.

Фраза, сказанная на месте открытия: «Такая фигура непременно отметилась в русской истории! Она стоит на древнейшей дороге Руси», - оказалась провидческой. Сведения о древней Столповой дороге, проходившей через эти места в исторические времена, и Донском торговом водном пути уже были мне известны.

С находкой летописной цитаты из описания путешествия в Кафу русского посла Голохвастова в 1499 году: «Клалися в судно на Мече у Каменнага Коня», - стало понятно, что за памятник служил знаком для древней пристани в устье Красивой Мечи. Меня мгновенно осенило - вот он, легендарный казачий Каменный Конь из документов о Сторожевой службе! Этот лебедянский Конь значится в исторических документах до Смутного времени, отражён в статьях известных историков, о чём расскажу в главе «Каменный Конь из устья Красивой Мечи».

История лебедянского Каменного Коня была забыта. Её запутала и затмила раскрученная недобросовестными историками биография Коня-камени из Ефремовского уезда Тульской губернии, показанная в документах только после Смутного времени.

Природные скульптуры вызывали у древних людей потрясение, в котором рождались суеверные фантазии до уровня обожествления, а закончилось поклонением и копированием богов с этих каменных оригиналов. Красный Великан, с большой долей допущения, в первых моих публика¬циях вписался в образ древнейшего ведического бога Варуны, а позднее, довольно точно - в определение многоликого языческого Световида. Все изваяния Красного буерака оказались персонажами русских сказок, или древних мифов, или метафорическими символами.

Николай СКУРАТОВ.

И у камней бывают имена

Данную рецензию журналист Исаак Моисеевич Розенфельд посвятил первому изданию «Каменной сказки» и опубликовал в №122 «Липецкой Газеты» 28 июня 2016 года под псевдонимом И. НЕВЕРОВ.

Любовь, как известно, делает глаза зорче, а души отзывчивее. Любовь к местам, где родился и рос - не исключение. В недальних странствиях по «малой родине» - земле Лебедянской, Данковской, Краснинской - Николай Прокофьевич Скуратов совершает такие открытия, обнаруживает столько чудес и диковин, что ему могут позавидовать люди, объехавшие полсвета.

Вообще-то он ничем не отличается от нас с вами. Просто мы лежим на диване перед телевизором, а он отправляется в путь. Мы скользим взглядом и ничего не замечаем, а он всматривается и видит, кроме пространства, глубину времени, десятилетий и веков. Он идет по Столповой дороге, разувшись, чтобы ощутить босыми ногами тепло следов, оставленных пращурами. Он входит в храм и вспоминает своих предков -священнослужителей. Он отыскивает логово легендарного в здешних краях разбойника Тяпки. Он любуется древними валунами, различает в них очертания языческих богов, небывалых животных и прочих сказочных существ и дает им имена - Световид, Змей- Горыныч, Языкан, Серый богатырь…

Трудно сказать, что помогает литератору и краеведу так видеть, так чувствовать: редкая осведомленность в достоверных событиях родной истории или сила воображения. По крайней мере, он равно дорожит и былями, и легендами.

Из своих путешествий Скуратов привозит заметки, очерки, новеллы, пахнущие травами, рекой, землей. Они публикуются в разных периодических изданиях, в том числе в журнале «ЛГ: итоги недели». А сейчас этот автор объединил написанное в книгу «Каменная сказка».

Честно признаться, я с изрядным скептицизмом листаю романы, сборники рассказов, стихов, публицистики многих моих земляков. Однажды меня прямо-таки напугала цифра, которую мне сообщил дотошный библиограф: за год выходит около ста книг местных авторов. Графоманство не так уж безобидно. Из-за него возникает шумовой фон, заглушающий нечастые голоса талантливых сочинителей.

Совершенно иное дело - труды краеведов. Вот они не славы жаждут, а испытывают потребность поделиться тем, что узнали, открыли, прояснили и для себя, и для других. За каждой их строчкой - горы редких книг, затерянных в архивах документов, поездки в глубинку, куда чужие годами не заглядывают, встречи с людьми, чью память надо успеть положить на бумагу, чтобы она не исчезла бесследно. Это чтение действительно полезно и любопытно. Патриотизм питается не глобальными абстракциями. Он начинается с того самого тепла от невидимых следов вековой давности. За такое краеведам не грех простить и сухость языка, и порою сомнительные гипотезы, и нечаянные ошибки.

Однако «Каменная сказка» как раз и лишена подобных недостатков. У Скуратова легкое перо, красивый, эмоциональный, ненатужно романтический стиль. Повествуя о Лебедяни, о Красивой Мече, он не забывает: им отдали дань классики - кто десятком строчек, кто десятком страниц. Соперничать с Тургеневым или Буниным не стоит. Но невозможно и писать после них неряшливо, тягомотно и безлико. Тем более Николай Прокофьевич хочет тебя не столько просветить, сколько увлечь. Посмотрите, как у него это получается.

«Если позволяет погода, погуляйте по холмам и лугам, искупайтесь в быстрых струях чистой Мечи, перей¬дите по древнему Чурову броду на другой берег - здесь мелко, как и тысячелетия тому назад... Весной обитатели Красного буерака просыпаются от дремоты, умываются в звонком ручье, напиваются талой водицей на целый год. Потом любуются первой зеленью и робкими первоцветами от голубой пролески и от желтого гусиного лука, белоснежным цветением плодовых деревьев и черемух. Над миром звенят несмолкаемые птичьи концерты, а соловьев надо слушать в мае месяце. Тем более что на Красивой Мече соловьи особенные, те, которые селятся на горе Удрики…»

Эти лирические картинки, эти признания в любви, представьте, принадлежат человеку технического склада. Он занимался инженерным делом, наукой. Скуратов - выпускник знаменитой «бауманки», конструктор, а затем ведущий конструктор не менее знаменитого Курчатовского института. Наш земляк причастен к созданию первого в Советском Союзе действующего робота, что способен был выполнять сборочные операции, обслуживать сложное цеховое оборудование. Эти факты я почерпнул в помещенном в конце скуратовской книги очерке лебедянской журналистки Марины Переверзевой.

Вообще история Николая Скуратова, по-моему, не меньше удивляет, чем истории из его книжки. Выйдя на пенсию, он не стал жить в столице. Его позвал край детства. И он поселился даже не в Лебедяни, а в деревне, построив своими все умеющими руками уютный дом, от порога которого и начинаются маршруты, благодаря которым родилась «Каменная сказка».

У Скуратова множество героев - реальных, и мифологических. А, пожалуй, главные все-таки - камни, седые валуны. Они для него - изваяния, сотворенные великим скульптором по имени Природа.

Автор книги, будь на то его воля, всю исхоженную, изъезженную им вдоль и поперек территорию чудес превратил бы в заповедник. Ему больно, когда «новые русские» бессовестно выкорчевывают и увозят к себе в усадьбы, в частные парки странные, завораживающие памятники-валуны. Так ведь разрушаются тысячелетние ландшафты.

Похоже, лишь эти происшествия мешают Скуратову быть абсолютно счастливым человеком. Про таких, как он, наверное, и сказал два с лишним столетия назад первый великий русский драматург Денис Фонвизин: «Мы дома можем наслаждаться истинным счастьем, за которым нет нужды шататься в чужих краях».

Исаак РОЗЕНФЕЛЬД.

P.S. Исаак Моисеевич блистал на страницах «Липецкой Газеты» 60 лет, удивляя читателей высочайшим профессионализмом, и ушёл на отдых в конце 2023 года. Храню благодарность за невероятно высокую оценку моего творчества. Сердечное пожелание здоровья на долгие годы…

Николай СКУРАТОВ. Январь 2024 года.

Красный холм, Каменная сказка Верхнего Подонья, Красный буерак, Макошь, Свет забытой Непрядвы, Каменный Конь, Красивая Меча, Тютчево, Николай Прокофьевич Скуратов, Исаак Моисеевич Розенфельд, Лунница

Previous post Next post
Up