Друзья, выношу на ваш суд черновик подготовленной сегодня статьи. Приветствуются конструктивные замечания и добавления в комментариях.
ГЛАВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ - НЕ СВЕРЖЕНИЕ КОГО-ЛИБО,
А НОВЫЕ «ПРАВИЛА ИГРЫ»
Статья первая. Первоочередные задачи протестного движения и оппозиции (декабрь 2011)
Николай Розов
В России идет политический подъем. Многие заразились энтузиазмом, вспыхнули надежды - и это само по себе прекрасно. Однако никакие, даже самые массовые и духоподъемные митинги не улучшают само устройство социальных отношений и политического режима. Они могут только ослаблять, делегимировать режим и правящую группу, склонять центральное и местное руководство к переговорам и уступкам. Политические переговоры - это всегда торг с учетом ресурсов, возможностей и угроз с каждой стороны.
Горячие головы, одурманенные «музыкой революции» (А.Блок) уже уподобляются Бармалею, желая получить «все и сразу»; они уже начали обвинять более умеренных в отступничестве, коллаборационизме с режимом, даже в предательстве.
Вместе с тем, есть такие принципиальные цели (генеральная стратегия), которые хоть и не достижимы в обозримом будущем, но забывать о них нельзя. Такие идеи должны звучать и обсуждаться, такие цели и ценности должны становиться основаниями для расстановки приоритетов, выбора тактических ходов в ближайшей перспективе.
Таким образом, требования поднявшегося в России протестного движения, политической оппозиции (как «системной», так и «несистемной») нужно разделить. В сложившейся ситуации следует говорить о первом блоке самых срочных, неотложных задач (план на декабрь 2011 г.), втором блоке среднесрочных задач (стратегия на январь-февраль 2012 г.) и долгосрочных больших задач генеральной стратегии, которые будут уточняться, конкретизироваться после президентских выборов (пока назначенных на 4 марта 2012).
Общая установка выражена в заглавии: направить протест не только и не столько на удаление из власти конкретных лиц (что не исключается), сколько на планомерное выстраивание новых честных правил политического взаимодействия в России, которые обеспечивали бы непременную ротацию власти, разрешение всех конфликтов мирным путем и на основе Конституции, законности, ответственность всех государственных структур и руководителей перед обществом, гражданами и т.д.
Принцип постановки политических задач вполне очевиден: решение ближайших задач должно обеспечивать возможности и ресурсы для решения последующих - среднесрочных и долгосрочных - задач.
В этой статье рассмотрим только самый первый блок: чего в идеале надо добиться уже в декабре, начале января, несмотря на новогодние праздники.
Партии, попавшие по результатам «выборов» в Госдуму, уже отказались от демарша. Не видно, как протестами даже самой высокой массовости и упорства можно лишить легитимности этот новый созыв. Поэтому сосредоточиться нужно на задаче, удачно сформулированной писателем Борисом Акуниным:
1) Переголосовать на участках в Москве, Санкт-Петербурге, других городах и весях с наиболее явными, доказанными фальсификациями, а также наиболее подозрительными с точки зрения статистического анализа (например, когда за последние два часа резко увеличивается и «явка» и количество голосов, причем всегда за одну, всем известную, партию).
Заметим, что здесь аргумент о том, что «статистический анализ юридической силы не имеет» легко отметается простым доводом: «Вы считаете, что на этих участках выборы были честными? Прекрасно, тогда нечего бояться переголосования. Они и покажут убедительную победу тех, кто, по Вашему мнению, победил!» Судя по множеству свидетельств, фальсификации того или иного масштаба имели место почти везде. Где же проводить переголосование? Вот это и будет предметом переговоров. Я бы предложил такой «порог», исходя из того, что одной из партий («Яблоку») не хватило около 4-х % для попадания в Думу. На каждом участке, по которому какая-либо партия предъявляет убедительные доказательства фальсификаций, «кражи» у нее 5% голосов и более - необходимо проводить переголосование.
Все партии «системной» оппозиции должны поддержать такое предложение, поскольку явно являются пострадавшими от фальсификаций, могут существенно увеличить свое представительство в парламенте - разве плохо? Разумеется, будет блокировать, максимально затягивать переголосование весь истеблишмент режима (ЦИК, «Единая Россия», Администрация Президента, Совет Федерации, региональное руководство). Вот здесь и потребуется консолидированная воля граждан, оппозиции, уважающих себя СМИ, сетевого сообщества. Когда власть будет жестко «упираться» (а как же иначе!), нужно будет изобретать способы делегитимации Госдумы нового созыва, испугавшейся переголосования, способы выражения общего гражданского недоверия к ней, причем такие, чтобы даже «единороссы» уступили: «Лучше уж переголосовать, возможно, потерять часть голосов, но зато потом чувствовать себя уверенно и достойно, избавиться от угрозы быть оплеванными и освистанными своими же гражданами на целые пять лет». Оптимально ( и технически вполне возможно!) провести переголосование на выбранных участках до 20 декабря (если не ошибаюсь - даты первого заседания новой Думы). Но до 10-15 января решение этой задачи еще терпит.
2) «Системные» и «несистемные» партии должны объединить усилия, привлечь своих юристов, специалистов по выборному законодательству и кратчайший срок сформулировать большой корпус поправок к законам о выборах, к законам о мирных собраниях граждан (митингах, демонстрациях, маршах, пикетах и проч.), к закону о полиции. Максимально использовать несоответствие нынешних законов Конституции РФ, требовать соответствующих решений от Конституционного суда.
В срочных поправках нуждается, главным образом, IV глава об избирательных комиссиях Федерального
закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Общий смысл требуемых поправок очевиден: создать правовую основу для неотложного расформирования нынешней полностью дискредитировавшей себя «избирательной вертикали» (от ЦИК до территориальных, а иногда и до участковых комиссий) и нового формирования комиссий на всех уровнях, причем, на совершенно новых основаниях (они должны не назначаться органами власти, а набираться из представителей всех партий, в том числе, незаконно не зарегистрированных, причем, с равной квотой!). Необходимо также срочно и резко изменить нынешние «драконовские» правила по регистрации кандидатов в президенты (например, по 10 тыс. подписей в 10 регионах представляется вполне достаточным основанием), причем подписи должны проверять не чиновники, а те же комиссии с паритетным участием партий, под наблюдением общественности и СМИ.
Поправки к законам о полиции и митингах должны исключить возможность избиения, задержания граждан, пользующихся конституционным правом на мирные собрания (ст.31). Согласно новым поправкам органам правопорядка вменяется в первую обязанность охрана таких собраний и помощь их организаторам в том, чтобы собрания оставались мирными и ненасильственными. Также должна быть зафиксирована строгая ответственность (вплоть до увольнения, люстрации) за неконституционные приказы и действия по разгону и подавлению мирных собраний граждан.
3) Составить широкий перечень способов морального, правового, репутационного давления на новый созыв Думы, на каждую фракцию и на каждого депутата, а также на Конституционный суд с тем, чтобы эти поправки были обсуждены и приняты в кратчайшие сроки - для возможности провести открытые и честные выборы Президента РФ.
Необходимо поддерживать накал этого общественного требования. Один из способов можно заимствовать у парижских университетов. «Бесконечный круг» - это когда круглосуточно у входа в государственное учреждение (в Госдуму, Конституционный суд) люди ходят по кругу, сменяя друг друга. Рядом со стационарными плакатами стоят пикетчики и объясняют прохожим и журналистам суть своих требований к парламенту. Всем желающим наливают чай из термосов, беседуют. Все попытки «запретить» и «разогнать» тут же фиксируются на видео, выкладываются в Интернет, с полицейскими проводится разъяснительная работа. Затем опять круг и пикет восстанавливаются. Идея проста: «Будем ходить по кругу до тех пор, пока вы не сдвинетесь с места и не обеспечите народу законы для проведения открытых и честных выборов!»
4) Журналистскому сообществу в кооперации с юристами, активистами протестного движения составить и начать выполнять план действий по нормализации медиа-пространства.
Здесь речь идет о выводе ТВ-каналов, редакций газет и радио из-под подчинения органам президентской, правительственной, региональной властей с целью обеспечения открытого доступа всем политическим силам, действующим в рамках Конституции, прекращения практики «стоп-листов», об установлении правовых санкций (крупных штрафов, увольнений с люстрацией) за препятствование свободному распространению информации, за преследование в ответ на критику, за угрозы, необоснованные притеснения журналистов и изданий и т.п.
5) Составить иски для привлечения к уголовной ответственности по Статье 142.1. УК РФ «Фальсификация итогов голосования» председателя ЦИК, а также всех председателей нижестоящих избирательных комиссий, допустивший фальсификации, подтвержденные фактами, видеоматериалами, свидетельствами очевидцев. Добиваться от прокуратуры и судов открытых публичных разбирательств.
Понятно, что дело здесь не в возмездии, а в демонстрации реальности санкций за жульничество и подлог, в воспитании и дисциплинировании всех функционеров избирательной системы в мартовских и всех последующих российских выборах.
6) Требовать от Верховного Суда пересмотра всех дел, по которым под видом уголовных обвинений осуждены политические заключенные (например, когда критика власти, действий чиновников или полиции подводится под Статью 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»).
Также нужно требовать строгих санкций, люстрации для следователей, фабриковавших «уголовные дела», прикрывавшие политические репрессии, и судей, выносивших заведомо несправедливые приговоры.
7) В каждом районе Москвы и Петербурга, в каждом региональном центре, в каждом городе требовать от муниципальных властей и органов внутренних дел учреждения постоянно открытых для граждан «гайд-парков».
Гайд-парки - это места, где нет опасности препятствия уличному движению, где собираются в любое время дня и ночи, никогда не спрашивая разрешения на митинг, где полиция может присутствовать только для защиты мирных граждан от насилия и провокаций. Использовать эти гайд-парки следует не столько для громогласных речей и «выпускания пара», сколько для знакомств, для необходимых переходов от онлайн к офлайн-общению, для встреч единомышленников, обсуждения планов действий, создания новых кружков, клубов, сетей.