Важная статья с попыткой соединить весьма абстрактные историософские и аксиологические рассуждения с практической задачей выявления главных конституционных ценностей
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ, СМЫСЛ ИСТОРИИ
И ТРОЙСТВЕННОЕ САМОИСПЫТАНИЕ ОБЩЕСТВ
Н.С.Розов
Некоторые особо удачные конституции живут столетиями. Историческая судьба России такова, что конституции здесь меняются довольно часто. По-видимому, такой паттерн сохранится и в последующих десятилетиях.
Судя по интенсивности и широте поднявшейся дискуссии относительно необходимости и направлений конституционного обновления, судя по признакам роста напряженности и назревания социально-политического кризиса, следует ожидать в обозримое время попыток изменения или даже замены переживающей ныне своей 20-летие российской Конституции 1993 г. Причем, произойдет это в ситуации крайне расколотого общества. Все стороны будут апеллировать к ценностям, как правило, считая собственные благими и самоочевидными, а чужие - ложными и вредоносными.
Заметим, что согласно «закону Юма» [Юм 1965] ни научные факты, ни теоретические знания сами по себе не могут быть достаточными основаниями нормативных суждений, в том числе, конституционных норм и ценностей. Но это вовсе не означает, что нормы и ценности могут только постулироваться или же выводиться из каких-либо «традиций» или священных книг.
Есть путь философского обоснования, включающий разные подходы (метафизический, априористский, аналитический, феноменологический, герменевтический и др.). Философский подход к обоснованию ценностей не обязан быть исключительно спекулятивным (полностью оторванным от опыта). В данной работе будет реализовано философское обоснование общих конституционных ценностей с учетом накопленных научных знаний исторического, социологического, политологического и психологического характера.
Смысл истории -
соразмерная рамка для обновления конституции. Читать далее:
http://www.nsu.ru/filf/rozov/publ/const-values.htm