На пути к пониманию Шестоднева (Быт.1) - два текста в одном. Плод совместного труда еврея - ученого+

Oct 04, 2018 07:06

Полное заглавие: "На пути к пониманию Шестоднева (Быт.1) - два текста в одном. Плод совместного труда еврея - ученого и еврея - богослова."

Прежде зададимся таким вопросом. Когда современный образованный, но, к сожалению, невоцерковленный школьник открывает Библию на первой странице, что он ожидает там увидеть?

По аналогии со своими первыми учебниками русского языка и математики он ожидает увидеть там подобное изложение. Правописание буковок, слова, смыслы - в учебнике языка, пересчет циферок, их сложение, вычитание, умножение и так далее - в учебнике математики.

Впрочем, и взрослый, и даже ученый именно в такой "парадигме отношений" подходит к новому для себя тексту.

Что касается Ветхого Завета, то он написан не просто как некий исторический учебник, а как в первую очередь наставление, назидание для евреев - иудеев. Причем сначала для евреев того времени, в котором он написан (до нашей эры).

В первой главе книге Бытия сразу же говорится о Боге, о том, что Он все сотворил. Если проводить для нас параллели с современными знаниями, это как бы текст некой довольно длинной аксиомы. Бог сотворил воду и вообще всю остальную материю. Бог сотворил землю как небесное тело. (Но не уточняет, что есть остальной и огромный космос, вселенная). Затем на земле появилась поверхность в виде суши и рек, озер, морей океанов. (При этом Библия не уточняет, что под сушей горячая магма, а еще глубже - еще более плотное и горячейшее ядро земли, не нужно в Библии видеть учебник геологии, равно как и учебники физики, астрономии и др. наук.)

Бог сотворил растения, животных, и, наконец, человека. Все сотворил, вплоть до человека.

Подытоживая, получаем текст "аксиомы" или догмата о творении мира в таком виде: "Это Бог сотворил Небо и землю."

А причем тут шесть дней? Чтобы это понять, надо узнать, насколько Суббота, Шаббат, важна для еврея - иудея. А именно - очень важна. Важно посвящение времени Богу, богоугодным делам после времени недельной работы.

И, возможно, поэтому "аксиома о творении мира" была переписана, ну или подогнана под шесть дней. А нас самом деле было некое поэтапное творение с плавным перетеканием одного этапа в другой. Это как развитие некоего цветка из семени. Первый этап - ничего нет, кроме семени, потом оно прорастает, появляются листочки, и вот, через какое-то время цветок распускается во всей своей красоте. Человек - цветок, венец творения.

"Работа Бога" по творению мира является образцом для ежедневной жизни, работы человека. И, конечно же, обязательного посвящения времени Богу.

Поэтому два отдельных текста - аксиома о творении и учение о важности Субботы, Шаббата - соединяются в один поучительный текст, и в итоге получаем Шестоднев - как в первую очередь назидание о том, что помимо житейской работы, отдыха надо уделять место Богу. Богу, который, поработав, все на свете сотворил, а затем стал смотреть за человеком. И дал человеку назидания, заповеди.

Так что засекать дни творения по секундомеру (6 дней умножить на 24 часа на 60 минут на 60 секунд...), как делают некоторые сторонники строго буквального понимания Шестоднева, все же, на мой взгляд, не стоит.

богословие, разумное творение, вера, наука, творение, размышления на ночь глядя

Previous post Next post
Up