21 июня 2016
Дон Кихот
в постановке и в хореографической редакции Михаила Мессерера,
первый показ
Новосибирский академический театр оперы и балета
Китри - Анна Гермизеева
Базиль - Иван Васильев
Повелительница дриад - Ольга Гришенкова
Тореадор - Михаил Лифенцев
Начну с заметных изменений в сравнении с той версией ДК, которая шла у нас до этого времени:
- вернули изначальный порядок картин; в новой версии трактир идет сразу за городской площадью и перед табором; Сергей Вихарев ставил так же, но при Игоре Зеленском таверну зачем-то поставили после «сна Дон Кихота» и перед финалом. При этом маленький «трактир» раньше был отдельным актом, теперь его объединили с «табором» и «сном»; за счет этого актов стало три вместо четырех, так удобнее, плюсик.
- в «таборе» разделили пдд цыган на два соло, сократили мизансцену «театр», ограничившись одним «представлением». На «театре» я раньше откровенно скучал, в этом месте у меня для новой постановки плюсик.
- вернули небольшую мизансцену боя Дон Кихота с пауком (тут какие-то многочисленные чудища должны быть, но у Вихарева и Мессерера их играет один большой паук). Паук у Вихарева, до того, как его сократил Игорь Анатольевич, был более «натуральный», в новой версии он схематичен.
- в финальном пдд Китри и Базиля их вариации перемежаются с выходами двух, а не одной солистки, как ранее; плюсик, т.к. у еще одной барышни появилась возможность блеснуть, а у зрителя - присмотреться к ее талантам :)
- из картины «сна» убрали детский кордебалет. Сцена стала менее населенной, поскучнела без ангелочков. Свет раньше был более «волшебным». Минус.
- в оформлении спектакля добавили поклоны перед антрактами; удобная штука, позволяет зрителям выдать порцию аплодисментов "промежуточным" героям, которые к финальным поклонам давно уже гуляют с домашними пёсиками у себя во дворе :) в СПб промежуточные поклоны вовсю используются, теперь и у нас, это плюс.
Поклоны Уличной танцовщицы и Тореадора перед первым антрактом:
(В тексте использован прекрасный
фоторепортаж Виктора Дмитриева, который автор выложил вчера)
Декорации «городской площади» и «сна» остались весьма похожи, делал их у Вихарева и у Мессерера один и тот же художник - Вячеслав Окунев.
Вячеслав Окунев на премьере обновленной "Жизели" 21 апреля:
«Табор» несколько отличается; мельница совсем другая. «Замок герцога» остался замком, хотя и полностью другим. «Таверна» сделана совсем иначе, в мрачно-средневековом стиле:
Из костюмов полностью «уцелело» только одеяние Базиля, остальных персонажей Окунев переодел; например, у солисток и Китри в гран-па белые пачки вместо привычных красных.
В целом, характерное для ДК соотношение в костюмах красного, белого и черного примерно сохранилось, и для меня, к костюмам в балете в целом немного равнодушного, донкихотовская балетная «Испания» таковой и осталась. Завершая тему костюмов, отмечу еще один момент: в новой версии полностью переработана мимическая роль Гамаша, и если ранее это был просто недалекий малый с деньгами, это подчеркивалось нарочито вычурным, шутовским костюмом, то теперь Гамаш скорее «хлипкий манерный богатый интеллигент», что отражается и в более изящном голубовато-белом костюмом с кружевами.
Осёл с конём на месте :) народ всегда так интересуется участием животных в спектаклях.
К премьере издали прекрасно оформленный буклет, традиционно наполненный информацией об истории балета. К сожалению, там не удалось найти подробностей о происхождении танцевального текста именно текущей постановки: сказано лишь, что использованы фрагменты хореографии Нины Анисимовой, Игоря Бельского, Роберта Гербека, Касьяна Голейзовского, Фёдора Лопухина. Ну и конечно, Петипа-Горский упомянуты. Но не ясно, что кому здесь принадлежит, и из каких постановок это появилось. Танцы главных героев вроде остались прежними, но есть и существенные перемены. Например, танцы солисток в гран-па; уже отмеченный цыганский танец; или фанданго - оно определенно отличается, как минимум, короче предыдущей версии. Балетмейстер-постановщик у литчасти под рукой, жаль, в общем, что у него не взяли интервью.
А еще скажу, что очень бы хотелось посмотреть сейчас запись 2003 года премьеры Дон Кихота Сергея Вихарева, чтобы вспомнить, каким же он был до внесения в него всех многочисленных поздних изменений, как танцевали в нем артисты, в том числе юная, но в то время уже опытная Анна Жарова. Помню, что впечатления были прекрасные, но и только. К сожалению, к архивам технических записей спектаклей (а они по качеству лучше любой любительской) театр, как собака на сене, не подпускает даже за деньги что при старом, что при новом директоре. Целый культурный пласт, часть истории города и его театра, навсегда уходит в небытие; а ведь в музее театра, который по словам Владимира Кехмана, ему предписано возродить, записи спектаклей - главный продукт театра - могли бы стать основным экспонатом.
Перейду к собственно танцам.
Двойка цветочниц - Марина Гаврищук и Мария Кузьмина - понравились хорошей музыкальностью и синхронностью
Тореадор Михаила Лифенцева так же хорош, как и ранее.
Сцена «Сна» хореографически осталась такой же.
Екатерина Лихова - Амурчик - очаровательные лёгкие прыжки и нежные руки.
Ольга Гришенкова - Повелительница дриад - запомнилась красивыми прыжочками назад в воздушный арабеск с поддержкой Евгения Гращенко - Дон Кихота, при этом прыжочки были оформлены изящным взмахом свободной кисти. В вариации были немного тяжеловатые па-де-ша вбок (вроде их так надо назвать) завершающиеся красивым девелоппе-а-ля-згонд; очень красивое итальянское фуэте. Роль эту Ольга танцует нередко, поэтому результат был ожидаем :)
Гран-па, солистки, первая двойка - немного не музыкально. В последней двойке танцевала Ольга Потешкина, впервые увидел ее на пуантах. Обычно барышня танцует на каблучках (в этом спектакле она же сделала приятную Мерседес), а здесь в прыжках в белой пачке было хорошо видно, какие же у красавицы соблазнительные колыхастенькие формы ;) )))
Солистками, которым выпало блеснуть в промежутках между выходами Китри и Базиля, стали Наталья Лифенцева и Ксения Захарова; вроде, неплохо.
Наталья Лифенцева демонстрирует прекрасный шаг, и буквально показывает, почему "шаг" в балете называют именно "шагом", а не просто "растяжкой"; именно такими шагами построен выход первой из солисток:
У Ксении Захаровой понравилось элегантное шене, в целом приятный, но чуточку тяжелый содебаск.
Анна Гермизеева. Вариация с кастаньетами получилась прекрасно, необычно смотрелись задорно-вызывающие батманы в six o`clock в хорошем темпе (не уверен насчет стиля, но наверное, дочь трактирщика можно изображать чуточку развратницей ), кастаньеты вроде настоящие :) В верхней поддержке первого акта нога была недотянута вверх, Васильев, очевидно, чувствуя неуверенность партнерши не стал делать свои уже привычные ласточки. Рыбки в таверне смелые. В гран па - попытка блеснуть апломбом, в мартовском ДК получилось лучше; одну высокую поддержку заменили такой, где партнер держит двумя руками, так конечно проще; понравились вращения с поддержкой партнера, в которой балерина плавно опускает вначале согнутую (passé) ногу, выглядит изящно, такого момента не было в предыдущей версии, или исполнительницы не акцентировали; хорошо смотрелись прыжочки, такие же как у Повелительницы, «па-де-ша вбок»? почти такие же баллонистые, как у Васильева ;) они их вдвоём прыгают; в вариацию выбежала слегка грубоватым па-де-бурре (но дочери трактирщика можно простить и это :) ); фуэте красивое, ровненькое, в одном обороте свалилась со стопы, прямо «запрыгала» на ней, но мгновенно исправилась, к концу заметно выдохлась. В целом, мне очень импонирует та степень уверенности и красоты исполнения, которую показывает молодая танцовщица; в то же время, от будущей, надеюсь, ведущей солистки, ждешь большего и лучшего, в том числе такого, что могло бы хорошо смотреться и в других ролях (осенью у нас Аврора намечается, там грубоватый Китри-стиль не пойдёт).
Иван Васильев просто лучший в этой роли! Хотя это не новость :) Впечатление ничуть не было испорчено нечеткостью приземлений в гран-па. Бывает :) уходя, он в кулисах как-то неестественно тряхнул стопой, надеюсь ничего себе не повредил. Добавлю ещё, что успешное исполнение Анной нынешней Китри, равно как и
мартовский ее ввод - это отчасти и его заслуга, Иван очень надёжный и внимательный партнер.
Гран-па исполнялось в несколько замедленном темпе.
В спектакле принимали участие выпускники НГХК этого года, с "корабля на бал", вернее, с выпускного бала сходу на "корабль" работы в кордебалете.
Поклоны:
Click to view
Зрители как обычно приняли спектакль очень тепло. Партер и амфитеатр были в основном заполнены; первый ярус, продажи мест в который искусственно прикрыли, был почти пуст; второй (бывший третий) ярус так и не используется; т.е. пришло около 1000 человек. Спектакль смотрел Владимир Кехман из своей ложи; в зале, помимо педагогов-репетиторов, расположились Михаил Мессерер и наш будущий худрук Денис Матвиенко.
___________________________________
После спектакля расходящихся зрителей у выхода ждала сценическая коробка для концертных мероприятий департамента культуры. Раньше концерты на площади всегда разносили во времени со спектаклями в оперном, конструкции собирали быстро в день мероприятия и по завершении в тот же вечер разбирали. Всегда был открытым парадный выход из театра до и после спектакля (а зрители
именно этим маршрутом в основном подходят-уходят), по минимуму была занята излюбленная площадка отдыха горожан (там постоянно молодежь встречается, дети катаются на роликах и велосипедах), по минимуму было закрыто одно из главных архитектурных украшений площади и города - колоннада театра. Но тогда департамент культуры возглавлял другой человек. В этом году впервые эта традиция у нас нарушена, и неделю, по большей части без дела, стояла эта конструкция. Я лично воспринимаю это как мелкий такой плевок г-жи Терешковой под ноги посетителям театра оперы и балета, которым дела нет до её личного конфликта с директором, и которые продолжают приходить в театр к «этому Кехману». Показательны в этом отношении заявления в СМИ, где департамент делает вид, что не в курсе о датах проведения спектаклей в театре.
Возглавляемый г-жой Терешковой департамент культуры мэрии не смог договориться о подключении электропитания не только с театром, но и с хозяйственным управлением мэрии, чье здание находится тут же. Поэтому недалеко от парадного входа в театр тарахтел дизель (малошумную модель департамент культуры не нашёл), питающий сценическую аппаратуру. Размещать шумный агрегат около мэрии конечно не стали. Его поставили в самом дальнем от мэрии конце площади, т.е. под окнами у «Мариотта», где проживает Кехман, который не дал розетку. Иронию Анны Терешковой можно было бы оценить, если бы не то обстоятельство, что противный директор там бывает лишь наездами, и в день концерта уехал из города. Тарахтением дизеля наслаждались остальные постояльцы, а также горожане - посетители популярного ресторана в здании гостиницы и жильцы примыкающего к отелю дома.
Отвратительно, что зрители, обычные новосибирцы и гости города становятся разменной монетой в этой грызне. Обладание большими деньгами определенно срывает с тормозов некоторых людей. Хотя отдельные повороты сюжета этого примитивного политического шоу даже слегка смешны.
А в остальном тёплый летний вечер был прекрасен.