![](http://s020.radikal.ru/i710/1512/6f/e84061a4b79e.jpg)
Железнодорожные гудки.
Итак, товарищи, любители железных дорог и просто те, кто заглянули сюда, хочу представить вашему вниманию статейку про железнодорожные гудки! Думаю, что те люди, которые ездили на паровозах, или видели, как едет паровоз, слышали, как он гудит! Ну, а у тех, кто не видел и, тем более, кто не ездил на нём, есть прекрасная возможность «раскрасить» это белое пятно, записавшись на паровозную прогулку (все подробности на rzdtour.com)! Вернёмся к гудкам.
![](http://s019.radikal.ru/i638/1512/f4/2db8e65fa330.jpg)
Многие люди, которые слышали гудок локомотива, возможно, не придавали ему значение, гудит - и пускай гудит себе на здоровье… А Вы когда-нибудь задумывались, что означают эти сигналы? Ведь, наверное, Вы замечали, что они подаются три раза, два, один, а также бывают разными по длительности! Всё это что-то значит! Это своеобразный железнодорожный язык, вернее код шифровки целых предложений! Его можно сравнить с азбукой Морзе, так как сигналы состоят из тех же тире (длинный гудок) и точек (короткий гудок, соответственно), это лично моя ассоциация!
Итак, начнём нашу маленькую «экскурсию» в мир гудков!
1) Один короткий - при торможении - оповещение о том, что «Производится торможение». При двойной тяге - приказ машинисту второго поезда «Прекратить впуск пара или уменьшить ход». При подталкивании - приказ машинисту толкача «Прекратить подталкивание, но не отставать от поезда».
2) Два коротких - при торможении - оповещение о том, что «Производится отпуск тормозов». При двойной тяге - приказ машинисту второго поезда «Усилить впуск пара или прибавить вход». При подталкивании - приказ «Начать подталкивание». При манёврах - оповещение о выполнении полученного приказа.
3) Три коротких - во всех случаях сигнал «Стой! или паровоз остановился».
![](http://s020.radikal.ru/i718/1512/8f/e23feed6cb5b.jpg)
4) Четыре коротких - только при подталкивании - сигнал машинисту толкача о миновании надобности в подталкивании и возможности возвращаться на станцию отправки.
5) Один длинный - при отправлении поезда - «Отправиться поезду!». При следовании в пути - оповестительный сигнал о приближении поезда. При манёврах - оповещение о выполнении полученного сигнала «Двигаться управлением вперёд!».
6) Два длинных - при отправлении и ведении поезда - приказ поездной бригаде «Отпустить тормоза!». При манёврах - оповещение о выполнении полученного сигнала «Двигаться управлением назад!»
7) Три длинных -при следовании поезда с поездок - приказ поездной бригаде «Тормозить!»
![](http://i058.radikal.ru/1512/ea/f02ae5176128.jpg)
Эти вышеперечисленные сигналы являются самыми часто употребляемыми, как я думаю! Следующие сигналы - это сигналы тревоги и бдительности. Их на железной дороге редко можно услышать, т.к. в нашей стране они очень безопасные!
8) Один длинный и три коротких - сигнал общей тревоги (повторяется многократно).
9) Один короткий, один длинный и один короткий - сигнал о том, что поезд разорвался (расцепился состав) (повторяется многократно).
10) Один длинный и два коротких - сигнал пожарной тревоги (повторяется многократно).
11) Один длинный и один короткий - сигнал бдительности.
![](http://s019.radikal.ru/i644/1512/ef/af7f81022d9c.jpg)
Ну а сейчас хочется рассказать вам о том, откуда берутся эти самые гудки, что их создаёт… Хочется отметить, что свисток и гудок - это разные вещи… Многие люди их путают, но запомните, свисток - это то, откуда производится гудок. Свистки бывают разных типов, точнее были разные типы по «голосам». Вы, наверное, замечали, что гудок звучит не в один голос, а в несколько. Количество «голосов» зависит от количества специальных отверстий, через которые проходит пар. Так вот, «голоса» свистка могли достигать количества пяти, причём, непросто настроенных на разные ноты, а на выборочные, взаимодействие которых образует красивейшие аккорды! У каждого паровоза - свой голос!
На тепловозах и электровозах же, стояли и стоят тифоны, к сожалению, они воспроизводят не такие красивые гудки, как на паровозах… Тифоны же работают по принципу музыкальной трубы, а «приводит в работу» их - сжатый воздух.
![](http://s019.radikal.ru/i625/1512/cc/627195bd54ca.jpg)
Красным выделен тифон.
Однако, тифон - это не только вещь тепловоза и электровоза! На последних выпусках паровозов, перед закатом эры пара, ставились тифоны, но при этом свисток оставался.
![](http://s018.radikal.ru/i501/1512/be/3ac975ac8da1.jpg)
Красным выделен тифон.
Вот так вот! Казалось бы, гудок - всего лишь обыкновенный звук, но сколько всего определённая комбинация из этих звуков может значить, как Вы убедились из статьи! Теперь Вы будете понимать, услышав гудок, какое действие будет выполнять машинист! Надеюсь, Вам было интересно!
Источник информации - пособие по управлению провозом, глава 11-ая.
Автор: Никита Чернов
https://vk.com/id197669413