Мрамор

Aug 19, 2021 00:01

Работы по мотивам скульптур из парижских музеев. Каждая фотография смонтирована из двух кадров: музейного и студийного. Серия  продолжается с 2009 года.

Может ли соединение скульптур и их живых «отражений» стать чем-то большим, чем просто сумма двух компонентов? Создает ли контраст холодного камня и живого тела новое ощущение красоты? Возможен ли диалог между людьми и статуями? Как могли выглядеть модели древних скульпторов? Вопросов у меня было много... Нашлись ли ответы - решать зрителю.

Мой низкий поклон моделям, без труда и терпения которых эти работы никогда не появились бы на свет.

Запись обновляется по мере появления в серии новых работ. Последняя редакция - 11.04.2024

Мотив: "Отдыхающий Гермафродит", Римская статуя, IIв н.э. Париж, Лувр.
Модель: Ivin



Нимфа Салмакида, увидев купающегося сына Гермеса и Афродиты, влюбилась в него без памяти. Однако, не сумев очаровать юношу, Салмакида обратилась с молитвой к богам, чтобы те навсегда соединили ее с возлюбленным. Молитва была услышана, но выполнена буквально: так на свете появилось двуполое существо - Гермафродит.



Мотив: Лоренцо Бартолини, "Нимфа ужаленная скорпионом", 1845. Париж, Лувр.
Модель: Ivin



Нимфы - в древнегреческой мифологии дочери Земли-Геи, олицетворение стихийных сил дикой природы, прелести гор, лесов и вод. Нимфы источников назывались наядами, нимфы гор - ореадами, нимфы лесов и деревьев - дриадами, нимфы моря - нереидами. Эта скульптура Бартолини так понравилась Николаю I, что царь заказал ее копию, которая находится сейчас в Эрмитаже.

Мотив: Жан-Жак Прадье, "Психея", 1824. Париж, Лувр.
Модель: Карен



В древнегреческой мифологии Психея - это олицетворение души, дыхания. Она представлялась в образе бабочки или девушки с бабочкой (с крыльями бабочки). Наиболее известен миф о Эроте (Амуре) и Психее, по которому земная девушка Психея за свою любовь и верность в конце концов получает от Зевса бессмертие и соединяется с возлюбленным.

Мотив: Жан Гужон(?) "Диана с луком", ок.1550. Париж, Лувр.
Модель: Карен



Диана принадлежит к сонму двенадцати олимпийских богов. Дева-охотница, она живет среди дикой природы и животных. Своими стрелами богиня приносит как естественную смерть, так и наказывает за отсутствие благочестия. Богиня лесов, соотносимая с природой в целом, плодородием и дикими животными.

Считается, что эта скульптура является портретом герцогини Дианы де Пуатье, фаворитки французского короля Генриха II. Статуя венчала фонтан перед замком герцогини в Ане.

Мотив: Лоренцо Бартолини, "Дирсея", 1834. Париж, Лувр.
Модель: Кира



Фиванская царица Дирсея (Дирка) была вакханкой - почитательницей бога Диониса. Во время празднеств вакханки несли в руках кинжалы, тирсы (шишковидные жезлы Диониса-Вакха) и змей.

Мотив: Франсуа Жуффруа, "Секрет", 1839. Париж, Лувр.
Модель: Кира



Оригинальное название этой статуи "Premier secret confié à Vénus" - Первый секрет, доверенный Венере. Молодая девушка делится с богиней тайной своей любви.

Мотив: "Три грации", римская копия с греческого оригинала, II в.н.э., Лувр, Париж.
Модель: Алиса



Грации (в древнегреческой мифологии Хариты) - три богини красоты и изящества, спутницы богини любви Афродиты, олицетворения женской прелести. В переносном смысле - красавицы, обладающие всеми совершенствами.

Мотив: "Три грации", другой вариант коллажа:



Мотив: Дени Фуатье, "Сиеста", 1848. Лувр, Париж.
Модель: Ада



Жанровый мотив, видимо близкий скульптору, происходившему из простой крестьянской семьи. Подарена музею дочерью Дени Фуатье.

Мотив: Этьен-Морис Фальконе, "Пигмалион и Галатея", 1763. Лувр, Париж.
Модель: Алиса



Критский скульптор Пигмалион был так увлечен своей работой, что не обращал внимания на женщин. Разгневанная этим богиня любви Афродита заставила его влюбиться в статую молодой девушки Галатеи, им же самим созданную, и обрекла его на муки безответной любви. Но страсть Пигмалиона оказалась такой сильной, что Афродита сжалилась, и вдохнула в статую жизнь. Ожившая Галатея стала женой Пигмалиона.

Мотив: Поль Лемуан, "Нимфа Эхо", 1821. Лувр, Париж.
Модель: Алиса



Нимфа Эхо была наказана женой Зевса Герой за болтливость, поскольку она отвлекала Геру разговорами пока Зевс изменял супруге с другими нимфами. Гера лишила Эхо дара самостоятельной речи: она только могла повторять слова, произнесенные другими. Это наказание оказалось для Эхо роковым. Влюбившись в прекрасного Нарцисса, она не могла ему в этом признаться. Страдая от неразделенной любви, нимфа иссохла, и от нее остался один лишь голос...

Другой вариант работы "Нимфа Эхо":



Мотив: Жан-Жак Прадье, "Туалет Аталанты", 1850. Лувр, Париж
Модель: Кира



Аталанта была знаменитой греческой бегуньей. Она соглашалась выйти замуж лишь за того претендента, кого не смогла бы догнать. Тех же, кого догоняла, она убивала броском копья в спину. Победить ее смог лишь Гиппомен, которому Афродита дала три золотых яблока, чтобы он обронил их на бегу и тем отвлек Аталанту.

Мотив: Дени Пуэш, "Аврора", 1900. Музей Орсе, Париж
Модель: Лиза



Аврора (у греков Эос) - богиня утренней зари, приносящая дневной свет богам и людям. Каждое утро она отворяет солнцу небесные врата. Поэты, начиная с Гомера, описывали красоту и великолепие богини, называя её "розоперстой". Этот эпитет объясняют так: "Перед восходом солнца на небе появляются расходящиеся из центра розовые полосы, которые напоминают растопыренные пальцы руки"

Мотив: Огюст Клесенже "Женщина, ужаленная змеей". 1847. Музей Орсе, Париж
Модель: Элина



Статуя Клесенже, выставленная в Парижском салоне 1847 года, вызвала скандал: публику поразил небывалый для того времени эротизм изваяния, которое к тому же было изготовлено по гипсовому слепку тела куртизанки Аполлонии Сабатье. Первоначально скульптура носила название "Сон любви", но шум вокруг нее оказался так силен, что Клесенже пришлось добавить к мраморной фигуре бронзовую змею и изменить название работы на "Ужаленную". Со временем бронзовую змею убрали, а вот новое название осталось. Через год Клесенже создал другую похожую статую, которую назвал "Вакханкой". По духу это название мне кажется наиболее подходящим, поэтому я придал композиции форму амфоры для вина.

Другой вариант работы "Женщина, ужаленная змеей":



Мотив: Антонио Канова, "Амур и Психея", 1887. Лувр, Париж
Модель: Алиса



Психея из любопытства заглянула в ларец, открывать который ей было запрещено, и тут же погрузилась в глубокое оцепенение. Прервать этот сон мог лишь поцелуй ее возлюбленного Амура...

Мотив: Огюст Роден, "Андромеда", 1886. Музей Родена, Париж
Модель: Вера



Андромеда была дочерью царя Кефея и его жены Кассиопеи. Кассиопея хвалилась красотой Андромеды, утверждая что она прекраснее морских нимф нереид. Разгневанный Посейдон, женатый на одной из нереид, послал морское чудовище, грозящее гибелью всем жителям страны. Оракул объявил, что гнев бога утихнет, если царскую дочь принесут этому чудовищу в жертву. Обнаженную Андромеду приковали к скале у моря, и она уже готовилась к страшной смерти, когда ее увидел и спас пролетавший мимо Персей.

Мотив: Жан-Жак Прадье, "Сатир и вакханка", 1834. Лувр, Париж
Модель: Вера



Скульптура Прадье вызвала негодование у зрителей парижского Салона 1834 года. Современники отмечали, что персонажи похожи на самого скульптора и его бывшую любовницу, актрису и куртизанку Жюльетту Друэ. Правительство отказалось от приобретения работы Прадье, и тогда ее купил граф Анатолий Демидов, с которым в то время жила Жюльетта. После смерти Демидова в 1870 году скульптура сменила несколько частных коллекций, пока она не была приобретена Лувром в 1980 году.

Мотив: Жан-Жак Прадье, "Три Грации", 1831, Лувр
Модель: Вера



В этой работе мне хотелось показать воображаемый диалог трех прекрасных Граций с другими "Тремя Грациями".

Другой вариант "Трех Граций":



Мотив: Жан-Луи Жале, "Скромность", 1831. Лувр, Париж
Модель: Камилла



Статуя была создана 29-летним скульптором как экзаменационная работа во время его учебы в Италии. Ее тема - популярный во времена античности сюжет купания Венеры. Мягкость черт и удлиненные пропорции одна из характерных черт работ Жале. Работа была приобретена королевским домом на Салоне 1834 года.

Мотив: Жюль Далу, "Истина", 1900. Малый дворец, Париж.
Модель: Камилла



Одна из двух фигур (Истина и Правосудие), созданных скульптором для памятника Огюсту Шерер-Кестнеру. Последний сыграл видную роль в выяснении истины по так называемому "делу Дрейфуса", долгое время будоражившему всю Францию.

Мотив: Альбер-Эрнест Каррье-Беллёз, "Вакханка", 1863. Музей Орсэ, Париж
Модель: Дарина



Образы Диониса-Вакха и его спутниц вакханок были весьма популярны в искусстве XIX века. Жизнерадостная скульптура Каррье-Белёза, показанная в парижском Салоне 1863 года, была приобретена императором Наполеоном III для его личной коллекции. С 1872 по 1984 год она находилась в саду Тюильри, откуда потом была передана в открывающийся музей Орсэ.

Мотив: Александр Шонверк "Юная тарентинка", 1871. Музей Орсэ, Париж.
Модель: Дарина



Скульптура создана по сюжету одноименного стихотворения Андре Шенье. Оно рассказывает о девушке, унесенной морскими волнами с корабля накануне своей свадьбы.

"...Уже в волнах она, цветок Тарента нежный;
Ей тело юное качает вал безбрежный.
Фетида, вся в слезах, в пещере скал крутых
Спешит ее укрыть от всех чудовищ злых;
Нерея дочери послушными руками
Вздымают девушку над бурными волнами
И к берегу несут, чтоб в саркофаге ей
Покоиться в стране зефира и зыбей,
А издали уже, будя простор пустынный,
Бегут к ней нимфы гор, холмов, ручьев, долины
И, ударяя в грудь и косы распустив,
Возносят горести исполненный призыв:
"Увы! Ты к жениху не подойдешь, краснея,
Тебя не облекут в одежды Гименея,
Предплечья твоего уж не замкнет браслет,
И на кудрях твоих повязки брачной нет!"
(перевод Всеволода Рождественского)

Мне не давала покоя морская (а скорее даже подводная) тематика скульптуры, и в другом варианте коллажа я попробовал обыграть эту тему более явно:



Мотив: Франсуа-Жозеф Бозио "Нимфа Салмакида", 1826. Новый национальный музей Монако.
Модель: Камилла



По легенде, рассказанной Овидием, нимфа Салмакида больше всего ценила свой покой. Ее любимыми занятиями было купаться в источнике, расчесывать волосы, убирать голову цветами, смотреться в зеркало воды. Однажды она увидела у своего источника юношу по имени Гермафродит (сына Гермеса и Афродиты) и влюбилась в него без памяти, но тот ее любовь отверг. Салмакида упросила богов соединить ее тело с возлюбленным, после чего Гермафродит стал двуполым существом:
“...При­ка­жи­те же, выш­ние боги,
Не рас­ста­вать­ся весь век мне с ним, ему же со мною!”
Боги ее услы­ха­ли моль­бу: сме­шав­шись, обо­их
Соеди­ни­лись тела, и лицо у них ста­ло еди­но
Овидий. Метаморфозы, кн.4. 372-374

Существует несколько копий этой скульптуры, наиболее известная из которых находится в Лувре. Но там статуя стоит практически на полу и так, что ее очень трудно сфотографировать отдельно от других произведений. Поэтому для коллажа я использовал фотографию из музея Монако, взятую отсюда.

Мотив: Лоренцо Бартолини, "Нимфа ужаленная скорпионом", 1846-51. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Модель: Дарина



"Нимфа со скорпионом" была заказана Бартолини в 1833 году участником наполеоновского похода в Россию князем Шарлем де Бово. Мраморный вариант для Бово был завершен в 1844 году, и в 1845 году Бартолини выставил его в парижском Салоне. Работа имела большой успех, ее высоко оценил Бодлер, назвав главной звездой Салона. Эрмитажный экземпляр статуи заказал Российский император Николай I, который был очень впечатлен "Нимфой" во время посещения флорентийской мастерской скульптора в 1846 году. Работу начал сам Бартолини, но доделать ее не успел - помешала смерть, настигшая скульптора в 1850 году. Статуя была завершена через год одним из лучших учеников мастера Джованни Дюпре.

Мотив: Жюль Далу, "Ева", 1866. Малый Дворец, Париж.
Модель: Камилла



Эта статуя - одна из первых крупных работ Жюля Далу как самостоятельного скульптора. В ней еще чувствуется два перекрестных влияния: с одной стороны - учителя Далу Жана-Батиста Карпо, создателя знаменитого "Танца" перед Парижской Оперой, с другой стороны - классических античных статуй. Опущенное и улыбающееся лицо Евы кажется данью знаменитой улыбке скульптур Карпо, а полу-сидячая поза девушки явно перекликается с ​​античным мотивом купающейся Венеры, так называемой "Венерой на корточках". И только маленькая змейка, свернувшаяся на постаменте, помогает узнать Еву...
Подробнее об истории создания этой скульптуры: https://nikolai-endegor.livejournal.com/217812.html

Мотив: Сергей Юрьевич, "Танцовщица Саша Лио", 1933. Малый Дворец, Париж.
Модель: VikTory



Автором изваяния является русский скульптор Сергей Александрович Юрьевич, с 1918 года работавший в Париже. Он был одним из учеников Родена, много работал над портретами и динамичными статуями балерин. Две наиболее известные его скульптуры изображают русских танцовщиц Наталью Наттову и ее сестру Сашу Лио. Более подробно о Юрьевиче и его портрете Саши Лио можно почитать здесь.

Мотив: Огюст Роден, "Поэт и муза", 1905. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Модель: Дарина



Образ музы в этой скульптурой группе - это повторение одного из любимых мотивов Родена, больше всего известного под названием "Туалет Венеры". А вот фигура поэта рядом с Венерой-Музой имеется только в эрмитажном оригинале, делая его уникальным в творчестве мастера. Вероятно, поэт был добавлен в композицию по просьбе российского финансиста и мецената С.П.Елисеева, по заказу которого Роден выполнил несколько работ в 1900-х годах. Впоследствии эти работы стали ядром коллекции Родена в Эрмитаже.
Подробнее об истории этой скульптуры: https://nikolai-endegor.livejournal.com/220208.html

Мотив: Дени Пуэш, "Муза Андре Шенье", 1888. Музей Орсэ, Париж.
Модель Дарина



По легенде, когда нож гильотины отсек голову мятежного Андре Шенье, на эшафоте возникла женская фигура. Она свернула свои длинные волосы и положила в них отрубленную голову как в колыбель. Поцеловав Андре в лоб, она прошептала: "Спи спокойно, поэт, твоя муза сохранит твою память". В 1887 году скульптор Дени Пуэш решил увековечить память Андре Шенье, которого со временем стали считать одним из лучших французских поэтов конца XVIII века. Легенда стала основой для его статуи, представленной парижской публике на Салоне 1888 года.
Подробнее об Андре Шенье и истории скульптуры Дени Пуэша: https://nikolai-endegor.livejournal.com/235317.html

Мотив: Жозеф-Шарль Мaрен, "Купальщица", 1808. Лувр, Париж
Модель: Карен



Эта работа относится к первому периоду творчества скульптора, когда его статуи были легкими и грациозными. Позднее Марен примкнул к течению неоклассицизма и хотя создал несколько работ получивших одобрение публики, но большого успеха не имел и умер в бедности.

Мотив: Эдмон Левек, "Нимфа", 1866. Сад Тюильри, Париж
Модель: Карен



Парижский сад Тюильри украшают две статуи Левека, стилизованные под время Людовика XIV: Диана и Нимфа. Обе они представляются мне ипостасями образа богини Дианы, и именно эту связь мне хотелось отразить в коллаже. О самом скульпторе почти ничего не известно (родился, учился, выставлялся, скончался...), хотя работы его находятся в нескольких музеях, а их копии успешно продаются на аукционах.

Мотив: Эммануэль Виланис, "Сапфо", ок.1898
Модель: Кармен



Сапфо была древнегреческой поэтессой с острова Лесбос. Она известна своей любовной лирикой, написанной для пения под музыку. В древние времена Сапфо почиталась как один из величайших лирических поэтов, Платон даже назвал ее "Десятой музой":
"Девять на свете есть Муз, утверждают иные. Неверно:
Вот и десятая к ним - Лесбоса дочерь, Сапфо!"

Мотив: Гелиодор Родосский, "Пан", римская копия греческого оригинала II в. до н.э. Лувр, Париж.
Модель: Хлоя



Когда-то статуя была парной, но фигура пастуха Дафниса, которого Пан обучал игре на свирели, утрачена. Дафнис и Хлоя - герои древнегреческой пасторали, которым Пан и нимфы помогли обрести свое счастье. Поскольку модель действительно зовут Хлоя (Cloe), мне показалось логичным показать ее рядом с Паном.

Version in English: https://nikolai-endegor.livejournal.com/214774.html

Интервью о проекте:
http://oknovmoskvu.ru/talanti-i-poklonniki/news_post/kamen-i-telo-ozhivshiy-mramor-luvra-v-proekte-rossiyskogo-fotografa-nikolaya-endegora

Награды на фотоконкурсах:
- 2-е место AdMe Photo Award 2014 (работа "Секрет")
- Silver award at Paris Photo Prize, 2015 (серия из 6 работ)
- Gold medal of the Trierenberg Super Circuit contest, 2019 (серия из 10 работ)

.

sculpture, karen, photoart, nude, camilla, kira, victoria, ada, alise, darina, marble, ivin, vera, erotism, elina

Previous post Next post
Up