В Русском духовно-культурном центре Парижа, что у моста Альма, проходит выставка картин Зинаиды Серебряковой из собрания наследников. Представлены избранные работы художницы, созданные ею во Франции в период с 1924-го по 1962-й годы.
Лежащая обнаженная с венком из листьев. 1930е
Зинаида Серебрякова приехала в Париж в 1924 году по приглашению своего дяди Александра Николаевича Бенуа "на заработки". Деньги на эту поездку она получила от продажи своих картин с Выставки русских художников в Америке. Пребывание планировалось как рабочее и временное, но жизнь распорядилась совсем иначе...
В Петрограде-Ленинграде остались ее пожилая мать и четверо детей, жившие в доме Бенуа (у Никольского собора) вместе с родственниками по линии матери (Бенуа) и отца (Лансере). Зинаида посылала им из Франции заработанные деньги, однако их было совсем немного.
Работа в Париже не ладилась. Причин тому было несколько: тут и замкнутый характер Серебряковой, ее постоянная неуверенность в своих силах и недовольство созданными работами, и неумение что-то продавать и "продвигать". Это и нежелание отходить от своего стиля, который А.Бенуа называл "здоровым реализмом", и который был далек от популярных тогда авангарда и абстракции. Париж же платил (и платит) не за то искусство, которое Искусство, а лишь за "искусство" которое в моде и на слуху, а от этого Серебрякова всегда была далека.
Я вечно одна, нигде, нигде не бываю, вечером убийственно тоскую... - З.Серебрякова
Набережные Сены. 1924
Улица Фосс-Сен-Жак, Париж. 1924
Весной 1925 года, Зинаида вызывает к себе сына Александра, чтобы хоть как-то скрасить одиночество и облегчить жизнь своей матери. Он тоже рисует и начинает помогать своими заработками. Масляные краски дороги, художница чаще работает пастелью, акварелью, гуашью.
Зина бедствует… без чего-либо верного впереди. Она выписала себе сюда Шуру, которому это, вероятно, пойдет на пользу, но приезд которого осложнил ее и без того кошмарное существование. - А.Н.Бенуа
Портрет Александра Серебрякова. 1925
Люксембургский сад. 1926
На террасе Люксембургского сада. 1926
Александр Серебряков, рисующий пейзаж в Камере-сюр-Мер. 1926
Вчера я, наконец, был у Зины. Живет она теперь на Монмартре, в жалком и грязном отеле на 5-ом этаже. Занимает одну комнату с сыном. - К.Сомов
В 1927 году в Париж приезжает в командировку брат Зинаиды, художник-мирискусник Евгений Лансере. Он поражается обстановке, в которой обитает сестра, и помогает ей перебраться в отдельную квартиру. Он же способствует приезду в Париж Кати, младшей дочери художницы.
У Серебряковой меж тем ухудшается здоровье (в семье наследственный туберкулез), врачи предписывают ей море и солнце.
Корабль в Кассисе. 1928
Кастеллан. 1929
Катя в белом платье у окна. 1930
Порт в Коллиуре. Выход в море. 1930
Порт в Ментоне. 1931
Одна из излюбленных тем Серебряковой - женское ню. Но на натурщиц денег нет, позирует дочь Катя и "милые русские девицы".
В этих этюдах нагого женского тела живет не чувственность вообще, а нечто специфическое, знакомое нам из нашей же литературы, из нашей же музыки, из наших личных переживаний. Это поистине плоть от нашей плоти. - А.Н.Бенуа
Сидящая обнаженная расчесывающая волосы. 1930
Лежащая обнаженная. 1930
Катя за завтраком. 1931
На Серебрякову обращает внимание бельгийский промышленник и меценат барон Жан-Анри де Броуэр. В 1929 и 1932 он оплачивает поездки Серебряковой в Марокко в обмен на право отбора понравившихся ему работ.
Никогда еще современное Марокко не было увидено и воспето лучше. И как мы должны быть довольны, что среди окружающей нас посредственности можно встретить талант такой величины. - Камиль Моклер
Марокканка в розовом. 1932
Сидящий марокканец в синем. Марракеш. 1932
Грустная марокканка. 1932
Серебрякова также пишет портреты членов семьи Броуэра, выполняет панно для его дома.
Аллегория воды. Эскиз панно для виллы Ж.-А. де Броуэра. 1935
Художница много ездит по Франции, бывает в Италии, Бельгии, Англии, Швейцарии.
И все же экзотике Серебряковой я предпочитаю ее Европу… Как чудесно умеет передавать это европейское художница и тогда, когда она нас приводит в чудесный флорентийский сад, и тогда, когда мы с ней оказываемся на уютной площади провинциального Ассизи... - А.Н.Бенуа
Ассизи. 1932
Горы в Швейцарии. 1939
Из французских регионов Серебрякова больше всего любит Лазурный берег и Бретань. Там она создает целую галерею портретов местных жителей.
Портрет мальчика. 1934
Женщина в бретонском костюме. Пон-л'Аббе. 1934
Бретонка с сыном, 1934
Приходской священник из Эстена. 1935
Проблемы со здоровьем (базедова болезнь, ослабление зрения) и трудности с поиском моделей ведут к тому, что значительную роль в произведениях Серебряковой начинает играть натюрморт
Рисовать “профессиональных“ натурщиц было мне не по средствам, и я начала довольствоваться писанием натюрмортов, находя в этой “тихой жизни“ тоже живописную радость. - З.Серебрякова
Виноград. 1935
Натюрморт с редисом и морковью. 1936
Букет в кувшине. 1939
Серебрякова виртуозно пишет портреты, часто ее моделями становятся родственники и знакомые. Марианна Иванова - дочь художника-портретиста Сергея Петровича (Сержа) Иванова
Балерина Марианна Иванова. 1937
Все время немецкой оккупации Серебряковы провели в Париже.
Тронуться из Парижа пока нам некуда и не на что, так что будем жить изо дня в день, пока хватит сил и средств. Все наши знакомые и родственники уехали или устроились, но я ведь совсем этого не умею. - З. Серебрякова
Автопортрет в черной блузке. 1940е
И трактовка формы, и трактовка цвета у тебя служат для передачи твоего восхищения перед натурой, и поэтому-то это восхищение и заражает. - Е.Лансере
Атрибуты искусств. 1946
Заказы на портреты становятся более редкими, но есть модель, которая "всегда под рукой". В послевоенные годы Серебрякова создает целый ряд автопортретов.
Автопортрет с палитрой. 1946
Карнавальный костюм, в котором изобразила себя художница, она сшила для сына Александра. Он работал у магната Карлоса де Бестеги и как художник-декоратор участвовал в костюмированном "Бале столетия" в венецианском палаццо Бестеги.
Автопортрет с маской. 1951
Мы жили благодаря заказным портретам. Они были известны благодаря своей красоте и верности натуре. Ее постоянными клиентами стали многие известные люди и друзья из русской эмиграции… - Екатерина Серебрякова
Портрет Элен де Руа, княгини де Мерод. 1954
Одна из последних поездок Серебряковой по Франции состоялась в 1962 году, тогда художница работала в аквитанском поместье Ротшильдов.
Шато Лафит-Ротшильд. 1962
В 1962 году, вспоминая свою балетную серию 1920-х годов, Серебрякова по памяти пишет закулисье Мариинского театра.
Балерины Мариинского театра в Петербурге. 1962
Серебрякова оказалась почти единственной среди русских художников, ставших на позицию поисков гармонического идеала, особенно приметного на фоне разбушевавшейся стихии противостояния всяческой гармоничности - М.Яблонская.
Красота есть последняя путеводная звезда в тех сумерках, в которых пребывает душа современного человечества - эти слова А.Н.Бенуа можно со всем основанием отнести и к творчеству Зинаиды Серебряковой.