Как пройти в библиотеку - II

Sep 25, 2024 22:17

Продолжение рассказа о BNF - Национальной библиотеке Франции (начало см. здесь).

В первой части рассказа я бессчётное число раз поднимался по Главной лестнице библиотеки. Не избегу этого и сейчас, поскольку большая часть рассказа посвящена музею BNF, к которому и выводит эта лестница.

Главная лестница библиотеки, вид сверху


До реконструкции библиотеки, завершенной в 2022 году, лестница выглядела совершенно по другому.

Прежний вид Главной лестницы, 2010 (фото - https://paris-bise-art.blogspot.com/2010/08/lescalier-dhonneur-de-la-bnf-richelieu.html)


Допустимо ли заменять классику на современный шедевр (а я таки думаю, что новая лестница шедевральна)? Этот вопрос для меня остается открытым. Но французы решили сделать именно так, как показано на снимках. История совершилась.


"Почетный зал", куда приводит лестница, я называю залом Вольтера, поскольку здесь установлена копия знаменитой скульптуры Жана Гудона "Вольтер сидящий".

1. Зал Вольтера


2. Жан Гудон. Вольтер сидящий, 1781


На табличке указано, что это гипсоваый оригинал, по которому создавались мраморные статуи. На мой взгляд - это лукавство. Гудон начал делать портретные зарисовки Вольтера в апреле 1778 года, но уже в мае философ скончался. Осенью 1778 года племянница Вольтера поручила скульптору создать его мраморную статую. Гудон начал с малого гипса (утрачен) по которому сделал бронзовую отливку. Ее выставили в Салоне 1789 года, а затем отправили в Россию Екатерине II (в 2х копиях, одна из них сейчас идентифицирована). В 1781 году скульптор начал работу над мрамором, для чего сделал увеличенный гипс с бронзовой отливки. Он-то и вставлен в BNF, а две полноразмерные мраморные статуи, датированные тем же 1781 годом, хранятся в парижском театре Комеди Франсез и в петербургском Эрмитаже. Уникальность гипса BNF не в мнимом "первенстве", а том, что его постамент хранит сердце Вольтера, которое находится в выдвижном ящике за металлической табличкой.

Закладка шкатулки с сердцем Вольтера в постамент статуи, 1924 (фото - BNF).


Из зала Вольтера есть сразу три направления осмотра. Первый путь ведет в "Зал с колоннами", где находится коллекция антиков. Они, конечно, прекрасны, но, мне кажется, лучше смотреть подобные вещи в Лувре.

Зал с колоннами
1.


2.


Лично для меня главным экспонатом в этом зале оказалась запертая стеклянная дверь. Через нее как на ладони виден главный читальный зал BNF - Овальный.

Овальный читальный зал, вид от двери Зала с колоннами (эх, пустили бы меня на этот балкончик...)


В следующем зале, "Драгценном кабинете", представлены монеты, медали, ювелирные изделия, церемониальные золотые и серебряные блюда. Здесь меня привлекли два экспоната, связанные с нашей историей.

1. Жан-Батист Нини. Медаль "Екатерина II Российская", 1771. Надпись по краю: "Божьей милостью Екатерина II Императрица и Самодержица Всероссийская"


2. Бенедетто Пеструччи. Камея "Триумфатор Александр I Российский", ок. 1815.


Камея вмонтирована в крышку табакерки, а создана, очевидно, в честь победы над Наполеоном. Редкий пример, когда французы показывают не Бонапарта, а его победителя.

Коллекция BNF вообще богата прекрасными камеями. Вот еще одна из зала, где размещена коллекция древностей герцога Люиня, который был знатоком античных цивилизаций и собрал несколько тысяч греческих и римских керамических изделий, скульптур, украшений и монет.

Нереида на морском быке. Рим, I в. до н.э.


В "зале Бартелеми" собраны около 600 тысяч монет и медалей от средневековья до XIX века. Зал получил название по имени хранителя этой коллекции, который спас ее во время Французской революции.

Зал Бартелеми


Анфилада завершается салоном Людовика XV, здесь коллекция монет и медалей размещалась изначально, когда она была перенесена в BNF из Версаля.

Салон Людовика XV с портретом Людовика XIV


Второе направление осмотра ведет от Главной лестницы через стеклянную галерею к Ротонде - залу, посвященному театральному искусству. Здесь царит русский дух, особенно много экспонатов посвящено балету. Я приведу две фотографии, а подробный рассказ будет в отдельной записи.

Наталья Гончарова. Костюм боярина для балета "Золотой петушок", 1937. Создан для спектакля труппы Русский балет полковника де Базиля (Василия Воскресенского).


Витрина, посвященная Половецким пляскам из оперы "Князь Игорь". Головной убор половчанина для постановки труппы Ирины Гржебиной, 1945.


Произвел на меня впечатление и иконоподобный портрет знаменитой драматической актрисы Сары Бернар - пусть он и создан по известной фотографии Феликса Надара 1864 года.

Жюль Массон. Сара Бернар, 1889.


Третье направление ведет от Главной лестницы в большую музейную галерею, носящую имя кардинала Мазарини, главного министра Людовика XIII и Людовика XIV, "наследника" кардинала Ришелье. Это одно из старейших и красивейших помещений BNF, часть дворца, построенного для кардинала Мазарини в середине XVII века и превратившегося потом в королевскую библиотеку.

Галерея Мазарини


Некоторые экспонаты галереи:

1. Большая камея Франции. Рим, ок. 23 г. н.э.


В верхней части изображен Олимп, обиталище богов, где восседает Август, первый римский император, умерший в 14-м году. В центре мир живых с императором Тиберием и его потомками и возможными наследниками. Внизу побежденные парфяне и германцы. Судя по всему, камея должна подтверждать легитимность правления Тиберия.

2. Домингос Тейшера. Карта мира, 1573.


Это одна из первых полных карт мира, показывающая пути перевозки специй, как по португальскому маршруту Васко да Гамы, идущему на восток, так и по западному испанскому маршруту, открытому Магелланом. Вертикальный пунктир в центре - это меридиан, разграничивающий сферы влияния Испании и Португалии по Тордесильясскому договору 1494 года (именно вследствие него Бразилия говорит по-португальски, а не по-испански).

3. Винченцо Коронелли. Небесный глобус, 1693.


Коронелли был знаменитым мастером по изготовлению глобусов - земных и небесных. Этот глобус с 83-мя созвездиями был создан для короля Людовика XV.

4. Маркиз да Сад. Рукопись романа "120 дней содома", 1785.


Свиток длиной 11 м 88 см склеен из множества листочков и мелко исписан с обеих сторон. Де Сад писал роман во время своего заключения в Бастилии; опасаясь конфискации романа при обыске, он сворачивал его в рулон - так рукопись было легче прятать.

5. Филипп Гийотель. Гражданин механика, 1989.


Этот костюм был создан для парада "Марсельеза", который прошел на Елисейских полях 14 июля 1989 и был приурочен к 200-й годовщине Французской революции. Среди 12 "картин" парада, одна была посвящена "революционному русскому конструктивизму 1920-х годов".

Галерея Мазарини выходит в холл, откуда можно заглянуть в "комнату Мазарини", еще один уголок, сохранившийся от бывшего кардинальского дворца. Правда во времена Мазарини эта комната была лишь прихожей.

Комната Мазарини


Отсюда через окно виден дворовый сад BNF, выходящий на улицу Вивьен. Здесь зеленее и уютнее, чем в официальном почетном дворе, обращенном к улице Ришелье.

Библиотечный сад Вивьен


Тут же рядом находится лестница с красивой кованой решеткой. Я уже показывал ее фотографии (https://nikolai-endegor.livejournal.com/293157.html), но повторю один снимок здесь, как часть прогулки по залам BNF.

Лестница архитектора Мишеля Ру-Спитца


Спустившись по лестнице Ру-Спитца на нижний этаж, оказываемся перед входом в галерею временных выставок. В то время, когда я работал в библиотеке, здесь была развернута экспозиция старинных книг.

1. В залах выставки старинных книг


2. Божественная комедия Данте, издания 1481 года с иллюстрациями по рисункам Боттичелли


3. Икунабулы - книги, изданные до 1500 года


4. Бартелеми д'Эйк. Портрет Людовика II Анжуйского. Книжная миниатюра, ок. 1460.


Бартелеми д'Эйк, ученик Яна ван Эйка, был одним из лучших художников и иллюстраторов эпохи. В частности он иллюстрировал "Великолепный часослов герцога Беррийского", "Сердце плененное любовью" Рене Доброго, "Тезеиду" Бокаччо.

В заключение прогулки - еще три взгляда на сердце BNF: Овальный читальный зал. В него часто стоит очередь, поскольку во Франции большинство электронных источников информации платные и читальные залы публичных библиотек постоянно заполнены студентами.

1.


2.


3.



books, history, paris, bnf, art

Previous post Next post
Up