В одной петербургской квартире я увидел картину. Она большая, в человеческий рост, рама стоит на полу, прислоненная к стене в узкой комнате шириной два с половиной метра, свет падает почти параллельно поверхности холста, бликуя на неровностях красочного слоя. Сам удивляюсь, как удалось ее сфотографировать... Видимо потому, что зацепило.
Экскурсовод - а в той квартире проходят экскурсии - помнила только, что это чья-то студенческая работа. Но, как говаривал один известный персонаж, разве не достаточно прочесть пять страниц Достоевского, чтобы понять, что он писатель? И разве не достаточно взгляда на картину, чтобы понять, что ее автор - настоящий художник?
Через пару дней я связался с хозяйкой квартиры и она назвала мне имя: полотно написала Анастасия Платунова, выпускница нашей петербургской Академии художеств.
Авторское название произведения мне не известно, но оно, несомненно, определяется изображенным сюжетом, который читается как интересный рассказ. В центре на сцене показаны три фигуры: танцовщик Вацлав Нижинский в костюме фавна, импрессарио Сергей Дягилев и художник Лев Бакст. Время действия - период репетиций балета "Послеполуденный отдых фавна", ставшего в Париже гвоздем очередного Русского сезона (премьера 29 мая 1912 года).
Создатели балета находятся на театральной сцене - это парижский театр Шатле, его зал различим на заднем плане. Декорации уже установлены, они видны слева, а это значит, что премьера состоится совсем скоро. На полу разложены эскизы, выполненные Бакстом: картон с костюмом для Нижинского-фавна - одна из самых знаменитых театральных работ художника, эскизы костюмов нимф.
Лев Бакст. Эскиз костюма фавна для Вацлава Нижинского. 1912
Лев Бакст. Эскизы костюмов нимф к балету "Послеполуденный отдых фавна". 1912
Еще один лист, лежащий на полу, по-видимому, является наброском сценического движения. Такой рисунок мне неизвестен, но существует фотография Адольфа де Мейера (сделанная уже после премьеры), полностью ему соответствующая. Почему бы не предположить, что подобный рисунок мог существовать и до спектакля?
Адольф де Мейер. Сцена из балета "Послеполуденный отдых фавна". 1912
В кулисах видны две фигуры. Лица их различить трудно, но, возможно, это композитор Клод Дебюсси, автор симфонической поэмы на музыку которой поставлен балет, и друг Дягилева Вальтер Нувель, его правая рука в организации "Русских сезонов".
Нижинский наклонился к Дягилеву, они рассматривают какой-то рисунок. Что на нем может быть изображено? Вероятно, это варианты поз, набросанные танцовщиком - посмотрите, как его левая рука словно повторяет то, на что смотрят глаза. "Послеполуденный отдых фавна" являлся первой работой Нижинского-хореографа, он был очень не уверен в себе, постоянно сомневался, обсуждал и оттачивал каждое движение. Достаточно сказать, что состоялось 90 репетиций балета, длящегося всего 10 минут.
Дягилев - барин на вершине барства. Он триумфатор двух прошедших Русских сезонов и хочет, чтобы Париж вновь лежал у его ног. Он понимает, что хореография Нижинского не укладывается ни в какие принятые рамки, что балет будет скандален, но безошибочный вкус подсказывает Дягилеву: именно это и нужно для того, чтобы публика валом валила на спектакли его труппы. И ему хочется показать свету "своего" Нижинского не только как танцора, но и как актера, и как балетмейстера, поэтому он вполне благосклонен.
Бакст немного отстранен. Он уже сделал свою основную работу. Вместе с Нижинским он нашел концепцию балета-фрески, они ходили в Лувр смотреть египетские рельефы и изучать греческую вазопись, мотивы которых сейчас воплощаются в танце. Бакст придумал узкую сцену с выдвинутой вперед плоской декорацией, фигуры танцовщиков развернутые корпусом к залу, но с лицами в профиль, как на античных рисунках и барельефах. Он считал балет Нижинского гениальным и убеждал в этом Дягилева.
Силен и менада. Ок 450 г. до н.э. Лувр, Париж.
В балете бывали революции и одной из них стал "Послеполуденный отдых фавна", вызвавший небывалый взрыв возмущений и восхищений. Персонажи картины еще этого не знают, но мы, глядя на них, можем об этом догадываться. Как можем предвидеть, что через какой-то год с небольшим Дягилев изгонит Нижинского из труппы, не простив ему "измены" - женитьбы на нормальной женщине, а Бакст после неоднократных конфликтов уйдет от Дягилева сам.
...Если чего-то в картине мне не хватило - так это еще одного персонажа: Брониславы Нижинской, любимой сестры Вацлава. Она поддерживала его как начинающего хореографа, с ней он тайком репетировал, искал наиболее выразительные движения. Она танцевала партию одной из нимф, а однажды, когда Вацлав уже был серьезно болен, исполнила и партию фавна. Бронислава стала затем прекрасным балетмейстером и педагогом.
Адольф де Мейер. Бронислава и Вацлав Нижинские в балете "Послеполуденный отдых фавна". 1912.
Картину, о которой шел рассказ, вы можете увидеть в квартире-музее Бенуа в Санкт-Петербурге. Это частная квартира, но туда можно попасть на экскурсию. Всячески рекомендую это прекрасное место, где бережно сохраняется наследие семьи Бенуа и многое-многое другое.
.