1930-е в фотографии

Jun 12, 2024 21:03

1930-е годы глазами мастеров фотографии - тема, конечно, необъятная. Здесь собрано то, что оказалось ближе всего лично мне - сюжетом, композицией, эмоциями, оригинальным подходом. Работы упорядочены по фамилиям авторов.




Мануэль Альварес Браво. Портрет вечного, 1935


Мануэль Альварес Браво - ведущий мексиканский фотограф, режиссер, искусствовед. Любитель сюрреалистических образов, оригинальных световых решений и изящных композиций. Получил широкое признание при жизни, обучил целое поколения фотографов.

Лола Альварес Браво. Шитье, 1930е.


Лола Альварес Браво - первая мексиканская женщина-фотограф, одна из ключевых фигур искусства постреволюционной Мексики, близкая подруга Фриды Кало и таких мексиканских художников как Ривера, Сикейрос, Ороско. Была женой фотографа Мануэля Альвареса Браво, несколько лет помогала ему как ассистентка, затем стала фотографировать самостоятельно и добилась успеха как мастер реалистического репортажа и портрета.

Брассай. Члены банды Большого Альберта, 1932


Венгерский и французский фотограф (настоящее имя Дьюла Халас), который получил известность благодаря фотографиям ночной жизни Парижа, быта городского дна, а также созданным им портретам современников - Пикассо, Дали, Джакомети, Матисса

Маргарет Бурк-Уайт. Днепрострой, 1931


В 1930 году Маргарет Бурк-Уайт стала первым западным фотографом, посетившим промышленные объекты СССР. Одна из первых женщин-фотожурналистов, а затем и военных корреспондентов.

Эрнё Вадаш. Монашеская процессия, 1930e


Классик венгерской фотографии, любитель и мастер ритмичных многообъектных композиций. Основатель, а позднее и председатель Ассоциации венгерских фотографов

Роман Вишняк. Сара. Единственные цветы ее детства, 1939


Фотограф еврейского происхождения, родившийся в России и работавший в Германии, а затем в США. Международное признание Роману Вишняку принесли фотографии довоенного быта еврейских местечек в восточной Европе, портреты известных личностей, а также изображения, связанные с микробиологией.

Георгий Гойнинген-Гюне. Ныряльщики, 1930


Представитель прибалтийского баронского рода, эмигрант из России, Гойнинген-Гюне стал одним из основоположников современной фотографии моды, в которую он привнес реалистичность, элегантность и резкий фокус. Работал в журналах Vogue и Harper's Bazaar. Приведенная фотография снята не на природе, а в парижской студии журнала Vogue.

Вилард Ван Дайк. портрет Анселя Адамса, 1933


Вилард Ван Дайк - американский фотограф, затем режиссер-кинодокументалист. В 1933 году снял замечательный по своей естественности портрет классика американской пейзажной фотографии Анселя Адамса.

Йено Дулович. Летняя ночь, конец 1930х


Венгерский фотохудожник, изобретатель первой зеркальной камеры, мастер работы со светом, особенно контровым. Его уникальный подход к изображениям, основанный на смягчении и выравнивании света и тени, был одно время настолько популярен, что его называли венгерским стилем.

Нора Дюма. Крестьянка со снопом, 1935


Родилась в Венгрии, работала во Франции. Наиболее известна фотографиями, изображающими сельскую жизнь, часто с ностальгическими мотивами и акцентами на исчезающие бытовые детали.

Пьер Жаме. Скамейка, Ницца, 1936


Французский фотограф, певец, арфист. Активный участник антифашистского Народного фронта. Фотографии Жаме отражали французскую жизнь между двумя мировыми войнами, многие были сделаны в молодежных коммунах 30х годов.

Анри Картье-Брессон. Площадь Европы, вокзал Сен-Лазар, 1932


Это одна из самых известных и получивших наибольшее признание фотографий Картье-Брессона, ставшая символом уличной фотографии. В основе стиля Брессона лежала концепция "решающего момента", который и требовалось запечатлеть на снимке. Часто фотограф находил интересную локацию, устанавливал аппарат и ждал, пока в кадр "влетит птичка".

Анри Картье-Брессон. Продавец щеток, 1933


Роберт Капа. Падающий солдат, 1936


Один из самых известных снимков в истории фотографии. Роберт Капа - классик документалист и основоположник военной фотожурналистики - запечатлел в этом кадре смерть солдата-республиканца во время гражданской войны в Испании. Фотограф работал во Франции и США, вместе с Картье-Брессоном основал знаменитое фото-агентство Магнум.

Андре Кертес. Ныряние, 1935


Фотограф родился в Венгрии, работал в Париже, затем в США. Его снимки, отличающиеся выверенными композициями и оригинальными ракурсами, повлияли на многих фотографов-современников, в частности на Картье-Брессона.

Кинео Кувабара. Восход солнца над императорским дворцом, 1936


Со временем Кувабару стали считать одним из выдающихся уличных фотографов, сумевших запечатлеть жизнь довоенной Японии. Приведенный выше снимок был сделан на следующее утро после попытки государственного переворота.

Доротея Ланж. Великая депрессия, 1932


Доротея Ланж - американский фотограф и фотожурналистка, одна из крупнейших мастеров документальной фотографии. Наиболее известна работами 1935-1942 годов, запечатлевшими сельскую Америку периода Великой депрессии.

Дора Маар. Портрет Нюш Элюар, 1935


Французская художница и фотограф, подруга и муза Пабло Пикассо. Была близка к сюрреалистам. Одна из самых поэтичных работ Доры Маар - это портрет ее подруги Нюш Элюар, танцовщицы, модели и поэтессы, жены поэта Поля Элюара.

Мартин Мункачи. Марширующие солдаты, Потсдам, 1933


Мункачи родился в Венгрии, где и начал журналистскую карьеру как репортажный фотограф. Его снимки очень высоко ценились современниками. Он работал в Германии, но после прихода к власти нацистов эмигрировал в США из-за своего еврейского происхождения. В Америке получил признание как фотограф моды, внеся в этот жанр свои навыки репортажа: передачу естественности, индивидуальности, динамики.

Неизвестный фотограф (Великобритания). Арест антифашистки, 1936


Фотография сделана во время так называемой "Битвы на Кейбл-стрит", когда английские фашисты решили провести свой марш через Ист-Энд - рабочую и эмигрантскую часть Лондона. Чернорубашечников охраняла полиция, тем не менее, марш был сорван усилиями левых активистов и местных жителей.

Неизвестный фотограф (Испания). Женщины на войне, 1936


Снимок времен гражданской войны в Испании. В некоторых источниках авторство приписывается Герде Таро, военной корреспондентке, которая создала много запоминающихся образов испанских женщин и погибла на фронте в 1937 году.

Неизвестный фотограф (Китай). Крестьяне везут урожай на парусных тачках, 1936-39


Одна из немногих жанровых фотографий, отражающих быт китайских крестьян. Устройство китайской тачки таково, что тяжесть груза приходится на единственное большое колесо, что позволяет прикладывать минимальные усилия для управления - нужно лишь держать равновесие тачки и толкать ее вперед. Паруса помогают развивать скорость и перевозить достаточно тяжелые грузы на большие расстояния.

Неизвестный фотограф (СССР). Стрелочница на площади Труда, Ленинград. 1930-е


Изначально стрелки на трамвайных путях переводились вручную: на малозагруженных линиях - вагоновожатыми, на напряжённых - специальными рабочими-стрелочниками, такими как бабуля на снимке. В 1930-х появились электрические стрелки, которыми стрелочники управляли из специальных будок на перекрестках, а затем и автоматические стрелки, переключаемые прямо из вагонов. Однако, до сих пор все вагоновожатые возят с собой "кочергу" для перевода стрелок в случаях, когда автоматика не срабатывает.

Неизвестный фотограф (Франция). Следующий!, 1932


Впервые эта выразительная фотография, отражающая предчувствие грядущей катастрофы, появилась во французском журнале "Коммунист". Полагают, что она постановочная, а в ее создании участвовали члены редакции журнала Макс Морис, Робер Понтабри и Лу Чимуков.

Андре Папийон. Нищие, 1935


Фотограф - представитель школы французской гуманистической фотографии. Работал он также в жанре портрета и натюрморта. Основные работы относятся к 1930-м годам.

Александр Родченко. Беломорканал, 1933


Родченко - виднейший представитель авангарда, один из основоположников конструктивизма, родоначальник советского дизайна и рекламы. Как фотограф прославился остро-документальными психологическими портретами, снимками с оригинальными ракурсами и необычными точками съёмки. В 1933 был секретно командирован на Беломорстрой, где должен был в пропагандистских целях снимать окончание строительства и открытие Беломорканала. Снимок мастерски передает как пафос, так и трагизм ситуации на стройке, которая велась заключенными.

Эмиль Савитри. Канкан, 1930


Эмиль Савитри - французский художник-сюрреалист и фотограф-реалист, представитель направления гуманистической фотографии. Любил и умел снимать представителей пёстрого творческого мира Парижа. Многие фотографии сделал в легендарных кафе и ресторанах Монпарнаса. Некоторое время ассистировал Брассаю, вместе с ним стал соучредителем старейшего фото-агентства Rapho.

Агусти Сентельес. Барселона 19 июля, 1936


Сентельес - каталонский фотограф, который считается одним из основателей испанской фотожурналистики. Приведенный снимок был сделан им на второй день гражданской войны, когда республиканцы подавили путч франкистов в Барселоне.

Жан-Габриэль Серюзье. Эдит Пиаф в кафе, 1936


Серузье был фотографом-репортером и одновременно художником-карикатуристом, работающим для разных парижских журналов. Он несколько раз фотографировал Эдит Пиаф в разные годы ее жизни. Самый первой была приведенная фотография - тогда Эдит Пиаф было 20 лет.

Курт Хаттон. На каруселях, Эссекс, 1938


Курт Хаттон (Хюбшманн) родился и начал фотографировать в Германии, после прихода к власти нацистов эмигрировал в Англию. Он был хорошим хроникером, прекрасным уличным фотографом и замечательным портретистом. Его снимки отличают непринуждённость, естественность и отлично пойманные моменты.

Аркадий Шайхет. Физкультурники, 1928


Аркадий Шайхет - один из основоположников советского фоторепортажа, мастер документальной фотографии. Плодотворно работал для журнала Огонек, стал автором многих знаковых фотографий (например, "Лампочка Ильича", "Экспресс"). Формально приведенная фотография относится к концу 1920х годов, но я не смог пройти мимо этой естественности и психологической достоверности, достаточно редкой для советского фото того времени.

Аркадий Шайхет. Заточка инструмента, 1939


Роджер Шаль. Дорожные рабочие, 1936


Роджер Шаль был известным французским фотографом в 1930-е и 40-е годы. Его любимой темой была повседневная жизнь Парижа, но работал он и в других направлениях: мода, портрет, ню, репортаж.

Бен Шан. Американская глубинка, 1935


Крупный американский художник, который проявил себя в живописи, дизайне, искусстве плаката, иллюстрировании книг, фотографии. Работы Шана, особенно 1930х годов, отличает острая социальная направленность и реализм. Многие фотографии, которые он сделал, стали прообразами его картин.

Готард Шух. Яванский мальчик, 1938


Готард Шух - швейцарский фотограф, живописец и график. Работал для немецких журналов, путешествовал по заданиям редакций, в частности, по Юго-Восточной Азии. "Яванский мальчик" стал одной из визитных карточек Шуха-фотографа.

Альфред Эйзенштадт. Медсестры в больнице Рузвельта, 1937


Эйзенштадт родился в еврейской семье, начал фотографировать в Германии, в 1935 году эмигрировал в США, где продолжил работу фотографа. Снимал для журналов Harper’s Bazaar, Vogue, долго работал в Life, где его фотографии многократно появлялись на обложках. Известность ему принесли тонкие, полные интересного света и жизни снимки, героями которых были как самые простые люди так и кинозвезды, диктаторы, короли...

Wide World photos (США). Тренировка, середина 1930-х


Изображения массовых мероприятий, в частности, синхронно-физкультурных - одна из популярных тем фотографии 20х-30х годов.

С выставок "Фотография как классовое оружие" и "Тело к телу" в центре Жоржа Помпиду, Париж. Также использованы материалы сайта https://cameralabs.org/

.

photographers, history, photography

Previous post
Up