В Лувре открылась выставка, посвященная Яну ван Эйку, титану Северного Возрождения, одному из самых значимых новаторов искусства, творившему на переломе эпох готики и ренессанса. Выставка приурочена к окончанию реставрации луврского шедевра художника, картине "Мадонна канцлера Ролена" и как бы разворачивается вокруг нее, охватывая творчество не только самого ван Эйка, но и его предшественников, современников, последователей.
Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена. Ок. 1430, Лувр (кликабельно, 7.5Мб)
Картина была написана около 1430 года по заказу Никола Ролена, канцлера могущественного бургунского герцога Филиппа Доброго (1396-1467), чьи владения простирались от Дижона на юге до Гааги на севере, и включали в себя Фландрию, где жил и работал ван Эйк. Кстати, прозвание "Добрый" в те времена означало отнюдь не добродушие, а силу и смелость (по смыслу приближаясь к "доброму молодцу").
Ван Эйк поступил на службу к Филиппу Доброму в 1425 году и провел на ней 16 лет. А канцлер Никола Ролен начинал служить еще отцу герцога, а при Филиппе стал его первым министром. Он был богатейшим человеком, много строил, поддерживал художников как меценат и заказчик.
Рогир ван дер Вейден. Молящийся канцлер Никола Ролен, 1443-1451. Бон, Франция
Этот портрет является левой панелью алтаря, который находится в Госпитале бургундского Бона (Hôtel-Dieu de Beaune), который основал Никола Ролен. Пациенты госпиталя могли видеть алтарь и портрет молящегося канцлера из своих кроватей.
Рогир ван дер Вейден. Жан Воклен преподносит свою книгу герцогу Филиппу Доброму, 1447-1448. Миниатюра из книги Жана Воклена "Хроники Хайнаута", Королевская библиотека, Брюссель
Филипп Добрый здесь конечно узнаваем - он в центре, но на этой же миниатюре изображен и канцлер Никола Ролен, который стоит ближе всех к герцогу в фиолетовом облачении.
На всех трех приведенных работах можно уловить сходство черт канцлера Ролена. Во многом это и заслуга ван Эйка, он одним из первых начал писать портреты в реалистичном стиле, стараясь передать характер своих героев и не стесняясь показывать их шрамы и морщины.
Ян ван Эйк. Портрет Бодуэна де Ланнуа, после 1431. Берлинская картинная галерея.
Бодуэн был послом герцога Филиппа Доброго при английском дворе.
Конечно, искусство ван Эйка возникло не на пустом месте. В те времена практически каждый художник проходил долгую школу от подмастерья до члена гильдии мастеров. Яну ван Эйку в какой-то мере повезло - его учителем был его старший брат Хуберт. Но впитал он и опыт работ современников.
Мастер часослова Бусико. Жанна Бессонель молится перед мадонной. Ок. 1415. Национальная библиотека Франции, Париж
Мастер Бусико был самым искусным парижским иллюстратором книг в начале XV столетия, новатором изображения пространственных фонов. На этой миниатюре сцена открывается в сад через колоннаду, так же потом сделает ван Эйк в "Мадонне Ролена".
Мастер часослова Бусико. Бегство в Египет. Ок. 1415. «Часослов маршала Бусико», Музей Жакмар-Андре, Париж
В этой миниатюре Мастер Бусико использовал прозрачность зданий и фигур для создания глубины пространства. Схожую технику стал использовать в своих работах и ван Эйк.
Робер Кампен. Портрет мужчины, ок. 1440. Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид
(Интересно, что в Мадриде портрет значится написанным в 1425 году, а в Лувре его датировали 1440 годом. Спор музеев?)
Робер Кампен был современника Яна ван Эйка, но начал работать на несколько лет раньше. Именно его имя связывают с началом Северного Возрождения. У Кампена была большая мастерская, он был учителем Рогира ван дер Вейдена и Жака Даре.
Жак Даре. Сретение. 1434-1435. Малый дворец, Париж
Работа Даре написана почти одновременно с "Мадонной Ролена". Взгляните на капители колонн - на них разворачиваются сцены из Ветхого завета. Аналогичную деталь можно увидеть и на картине ван Эйка. Кто был автором этой идеи теперь уже не узнать.
Ян ван Эйк. Благовещение. ок. 1435. Национальная галерея, Вашингтон
Здесь сцены Ветхого завета изображены на плитах пола. Композиция же помещена в интерьер воображаемой церкви - один из мотивов ван Эйка, который затем будет использоваться многими художниками.
"Благовещение" - это наша боль. Когда-то картина была приобретена царем Николаем I и до 1929 года находилась в Эрмитаже. А потом (как, увы, многие и многие первоклассные экспонаты) была продана за рубеж...
Обратная сторона "Мадонны Ролена" зашита доской и расписана под мрамор. Это означает, что картина, скорее всего, не должна была висеть на стене. Вероятно, канцлер Ролен возил ее с собой, и она исполняла для него роль своеобразного алтаря, перед которым он размышлял и молился. На выставке показаны и другие примеры переносных алтарей того времени. Вот два из них.
Ян ван Эйк и ателье. Мадонна с младенцем, Иоанн Креститель. Ок. 1440, Лувр.
Небольшой раскладной алтарь, имитирующий резьбу по камню
Молитвенный орех, резьба по дереву, ок. 1500, Лувр. Он также мог использоваться как миниатюрный переносной алтарь
И вновь работа ван дер Вейдена, современника, а возможно и конкурента ван Эйка.
Рогир ван дер Вейден. Святой Лука рисует Мадонну с младенцем. Копия 1500 года, музей Грюниге, Брюгге. (Оригинал - музей изящных искусств Бостона, 1435; авторская копия - Эрмитаж, 1440)
Эту картину рассматривают как своеобразный "ответ" ван дер Вейдена на "Мадонну канцлера Ролена" ван Эйка. Композиции с трехчастными арками и пейзажем за ними очевидно перекликаются. Имеются две фигурки на заднем плане, которые наблюдают пейзаж, словно приглашаю зрителя к ним присоединится. А место канцлера занял Святой Лука, покровитель художников. Если знать, что картина была написана, когда ван дер Вейден стал главой художественной гильдии Св.Луки и главным художником Брюсселя, то напрашивается очевидный вывод, что образу Св.Луки он придал свои собственные черты. Есть ли это отклик на автопортрет ван Эйка? Вполне возможно. Полагают, что на "Мадонне Ролена" две маленькие мужские фигуры на мосту изображают братьев ван Эйк. В черном головном уборе смотрит на что-то невидимое зрителю Хуберт, старший брат и учитель Яна, рано ушедший из жизни (1426). В красном тюрбане, полуобернувшись к нам, стоит сам Ян ван Эйк.
Ян ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена. Ок. 1430. Деталь
Иероним Босх. Esse Homo. 1485-1500. Музей Штедель, Франкфурт
Художники эпохи следили за работами друг друга, не стеснялись заимствовать у коллег по цеху интересные находки, сюжеты, детали, иногда даже не задумываясь об их первоначальном смысле. После реставрации на картине Босха проступили контуры фигур донаторов, позднее записанные. Присутствуют у него и два наблюдателя на мосту, которые в контексте сюжета могут олицетворять тех, кто отворачивается от Христа.
Жан Хенселин (мастер Дюнуа). Св. Варавара, Св. Иоанн на Патмосе. 1442-1444. Библиотека Честера Битти, Дублин
Автор миниатюр заимствовал у Яна ван Эйка детали пейзажа: остров с замком, лодки у причала, далекие горы, колонны с капителями. Он работал в Париже, но явно был знаком с "Мадонной Ролена". Это подтверждает мысль, что картина была переносной и канцлер, много разъезжавший по стране, возил ее с собой.
Группа Флемаль (Робер Кампен и его ателье). Рождество. Ок. 1430, Музей изящных искусств, Дижон.
Группой Флемаль называют художников, обучавшихся в мастерской Робера Кампена. Они делились моделями, копировали технику и стиль мэтра, поэтому их нелегко различить, тем не менее работы школы узнаваемы. В ландшафте здесь использованы те же принципы, что и в работе ван Эйка: путь ведет к отражающемуся в воде городу и далеким горам.
Группа Флемаль (Робер Кампен и его ателье). Мадонна с младенцем, аббатом, Св.Петром и Св.Августином. Ок. 1430, Музей Гране, Экс-ан-Прованс.
И вновь пейзаж с полями и городом перекликается с работой ван Эйка. Считают, что Кампен и ван Эйк были знакомы лично и взаимно влияли друг на друга, хотя ван Эйк и был примерно на 10 лет моложе. Кампен, в частности, использовал составы красок близкие к тем, что разработал ван Эйк. Жаль только, что он не перенял у ван Эйка манеру подписывать свои работы...
Ян ван Эйк и ателье. Святой Франциск получает стигматы. 1430-1440. Художественный музей Филадельфии (имеется вариант в галерее Сабауда, Турин)
Эта работа нарисована на пергаменте, как книжная миниатюра, а затем наклеена на доску. Очень интересны проработка художником фона, на котором геологи различают до пяти узнаваемых пород, внимание ван Эйка к мельчайшим деталям далекого пейзажа, а ведь размер этой работы всего 15 сантиметров.
Ян ван Эйк. Рождение Иоанна Крестителя. Крещение Христа. 1422-1424. Турино-Миланский часослов. Гражданский музей античного искусства, Турин
А это уже настоящая книжная миниатюра работы молодого ван Эйка (и единственная из известных). Опять хочется обратить внимание на проработку деталей, особенно в сцене крещения. Ван Эйк первым открыл многие визуальные эффекты освещения и отражений, в частности отражения на воде.
Ян ван Эйк. Крещение Христа. 1422-1424 (фрагмент).
Неизвестный мастер. Св.Андрей и Иоанн Креститель представляют герцога Беррийского Деве и Младенцу. Изящный часослов герцога Беррийского. Королевская библиотека, Брюссель
Герцог Беррийский был братом короля Франции Карла V. На миниатюре он изображен в том же масштабе, что и фигуры святых. Он находится в одном помещении с Мадонной, но их разделяет линия переплета, - идея барьера между реальным и божественным мирами была традиционной для средневекового искусства.
Ян ван Эйк эту традицию нарушил: в "Мадонне Ролена" ничто не отделяет канцлера от Девы. Более того, младенец Христос напрямую обращается к Ролену, благословляя его. Исследования картины показали, что в первоначальном эскизе этого жеста не было, скорее всего на нем настоял сам заказчик в процессе работы над картиной.
Но ван Эйк пошел и дальше. В своей работе "Мадонна Лукка" он напрямую вовлекает зрителя в сцену, ставя его на место донатора и показывая Мадонну с уровня зрения коленопреклоненной фигуры.
Ян ван Эйк. Мадонна Лукка. Ок. 1437, музей Штедель, Франкфурт.
А вот две картины Петруса Кристуса, одного из последователей ван Эйка в Брюгге.
Петрус Кристус. Святая Варвара представляет Яна Воса Мадонне. Ок. 1450. Берлинская картинная галерея
Петрус не обучался в мастерской ван Эйка, он поселился в Брюгге через 2 года после смерти художника. Но в своих работах он продолжил его изобразительные традиции, по-видимому знал и его моделей.
Петрус Кристус. Мадонна с младенцем. Ок. 1460. Прадо, Мадрид
Здесь комбинируются мотивы "Мадонны Ролена" (архитектура, пейзаж, коронация Мадонны ангелом) и "Мадонны Лукки" (фронтальная композиция, угол зрения).
Следует сказать, что работы, подобные "Мадонне канцлера Ролена", не были предназначены для быстрого восприятия. Предполагалось, что зритель (или владелец) будет рассматривать их долго и тщательно, на протяжении даже не дней, а возможно месяцев и лет, шаг за шагом проникая в подробности, открывая скрытые смыслы, размышляя над тем, что на картине показано и тем, какие истории остались "за кадром".
Поэтому мне понравилась заключительная сцена выставки, где на большом экране медленно проплывает полотно ван Эйка в очень крупном разрешении, позволяя увидеть самые тонкие его штрихи и нюансы. (Контраст и цветность проекции, к сожалению, зашкаливают, но все равно спасибо за нее устроителям).
Этими деталями я и хочу завершить рассказ о луврской экспозиции "Revoir Van Eyk".
1.
2.
3.
Атрибуции и датировки всех работ даны по выставочным табличкам Лувра. По ряду произведений существуют отличающиеся мнения.
...Единственное, чего мне не хватило на выставке, это хотя бы одной картины Ханса Мемлинга. Но я помню его работы последних десятилетий XV века - золотого века Брюгге. Если захотите их посмотреть, загляните сюда:
Мемлинг. Брюгге:
https://nikolai-endegor.livejournal.com/226229.html Брюгге. Мемлинг:
https://nikolai-endegor.livejournal.com/226318.html .