У большинства художников есть свои музы - женщины, вдохновляющие их на творчество, иногда идущие рука об руку по жизни, иногда освещающие путь, как далекие звезды, а бывает, заставляющие страдать от роковых страстей...
Были музы и у Мстислава Добужинского, художника города и театра, элегантного джентльмена с литовской кровью и русской душой, самого петербургского петербуржца, как называли его друзья. Добужинский оставил обширные воспоминания, множество писем, но о его личной жизни известно немного - художник почти ничего не рассказывал о своих чувствах и отношениях. Однако, рука его создавала картины и рисунки, которые не менее красноречивы, чем слова.
Нина Берберова о Добужинском: "Он был одним из самых обворожительных и красивых людей, которых я когда-либо знала. Его фигура, высокая, стройная, его сильные руки, лицо с умными, серьезными глазами, менявшееся улыбкой (у него был громадный юмор), - все было природно одухотворено и прекрасно... Даже голос его - спокойный и музыкальный - был в гармонии со всем его обликом. И как он умел смеяться, как любил смеяться!" [1, c.278]
Константин Сомов. Портрет М.В.Добужинского, 1910
1. Елизавета Осиповна ДОБУЖИНСКАЯ (урожд. Волькенштейн), жена художника
Вот открытка с надписью, которую, если верить дате, Мстислав сделал, когда и ему, и Елизавете было по 10 лет:
Действительно, Добужинский-мальчик побывал летом 1885 года на Кавказе, но встречал ли он там Елизавету, да еще предвидя, что это его будущая спутница жизни? Сильно сомневаюсь. Мстислав подробно рассказал о своих детских влюбленностях, поездках, встречах, но ни словом не упомянул такого знаменательного события. Добужинский любил забавные розыгрыши, веселые мистификации, причем исполнял их зачастую с самым серьезным видом. Думаю, открытка эта есть одна из его шуток.
Вот как пишет он о знакомстве с Елизаветой Осиповной в своих "Воспоминаниях":
"У дяди Феди <Федора Петровича Добужинского> я стал встречать барышню, родственницу одного из его судейских приятелей, одетую со вкусом, молчаливую и застенчивую, с необыкновенно милой улыбкой. От моего дяди я узнал, что она воспитывалась за границей и года два как вернулась в Петербург и теперь серьезно занимается музыкой. Она мало кого знала в Петербурге и бывала часто в семье моего дяди, где ее полюбили и называли Лизой…
Скоро я стал ходить к дяде ради нее, но первые две зимы мы встречались редко. Я долго стеснялся ее, с самого начала у меня к ней был большой респект, мне импонировала ее безукоризненная воспитанность, знание языков и так нравилось, что она выросла в Европе… Я чувствовал, что она особенная, не такая, как другие." [2, с.131]
М.В.Добужинский. Лизуша. 1899
М.В.Добужинский: "Мне было с ней всегда интересно, в наших беседах она на все находила ответ, часто неожиданный и смелый, и могла поставить такой же вопрос. Неужели правда - думалось мне - я найду тут ту чистую женскую дружбу, по которой я так тосковал и которая так была тогда мне нужна?.. И действительно, к моему счастью, это так и случилось. И даже больше: на всю жизнь." [2, с.131].
М.В.Добужинский. За фортепьяно. Портрет жены, 1900. ГРМ
Родители не одобряли ранний брак сына, но Мстислав Валерианович не отступился от своего выбора.
М.В.Добужинский к отцу, В.П.Добужинскому, февраль-март 1901, Мюнхен [3, с.63]:
"...радость и стремления разделяет вместе со мной мой друг Лиза. В этой поддержке и в гармонии понимания великая сила… Всей душой я чувствую - нет чувства святее чувства семьи, Божие благословение тут."
Карл Булла. Семья Добужинских, 1908. Вместе с Мстиславом Валериановичем и Елизаветой Осиповной запечатлены их дети - Вера и Ростислав
М.В.Добужинский к Е.О.Добужинской, 11-13 декабря 1909, Москва [3, с.101]:
"Рыбочка золотая моя… Мне так хочется увидеть тебя, рыбочка…"
М.В.Добужинский. Е. О. Д., 1913.
М.В.Добужинский к Е.О.Добужинской, 10 февраля 1913, Москва [3, с.121]:
"Я все вспоминаю эти хорошие дни, проведенные с тобой, хорошее чувство от них. Эти отъезды и приезды имеют большую прелесть, приезд домой - точно праздник, а приезд в Москву так поднимает силы, обыденность куда-то проваливается от этих смен жизни."
М.В.Добужинский. Портрет Е.О.Добужинской, 1914
М.В.Добужинский к Е.О.Добужинской, 4 апреля 1935, Лондон [3, с.251]:
"Дорогая моя, все равно, хочешь ты мне писать или нет и хочешь ли моих писем, я скучаю без того, чтобы не писать тебе и делиться с тобой, - но все таки каждый день я жду с таким нетерпением и тоской твоего письма. Душенька."
М.В.Добужинский. Портрет жены(?), 1936
Upd 26-06-2023
Искусствовед Ксения Рогожникова указала мне, что последний портрет не похож на Елизавету Осиповну, и, скорее всего, на рисунке изображена другая женщина, которая существенно моложе. У меня и самого были аналогичные сомнения, но я положился на экспертное заключение по этому портрету подписанное В.П.Силаевым:
https://old.artlot24.ru/lots/mstislav-dobuzhinskij-portret-zheny-1562 Для сравнения - вот фотография Елизаветы Осиповны 1947 года (ей тогда было 72 года). Судите сами - она ли изображена на рисунке 1936 года или нет:
2. Лидия Михайловна КОРЕНЕВА, актриса МХТ
Эдгар-Кирилл Дальберг: "Ее называли "бесенком Художественного театра", ее капризы были достоянием всей Москвы, только вот ее удивительный талант и сила драматического переживания не подлежали сомнению... Подлинным триумфом Кореневой стала Верочка, "Месяц в деревне" по произведению Тургенева. На премьере в 1909 году, Мария Николаевна Ермолова восклицала: "Какая же Верочка! Дивная, идеальная". Александр Блок был в восторге, Лев Бакст был сражен ею, в нее влюбился Мстислав Добужинский, который участвовал в создании декораций к спектаклю." [4].
Л.М.Коренева, 1910е
Добужинский был автором не только декораций, но и костюмов для "Месяца в деревне". Все удалось на славу, но образ Верочки был самым лучшим.
М.В.Добужинский. Лидия Коренева в роли Верочки, 1910
Виталий Вульф: "В театре говорили, что он <Добужинский> потерял голову. Он постоянно рисовал ее портреты - всего он создал их около сотни...
М.В.Добужинский. Портрет Лидии Кореневой, 1910
...Каждое утро во время репетиций посылал ей роскошные букеты цветов - они стояли у нее в гримуборной и благоухали на весь театр. Забрасывал ее признаниями в своих чувствах. Но она хранила верность данному ею обету - и своей <безответной> любви к Василию Ивановичу Качалову." [5]
Письмо М.В.Добужинского к Л.М.Кореневой, Петербург, 1910. Музей МХАТа
"Передо мной так ясно стоит бесконечно милое лицо, все в улыбке, веселые глаза... Невыразимый сон. Всю вижу и всю так чувствую близко. Плаваю по кусочкам воспоминаний, берегу их жадно."
М.В.Добужинский. Лидия Коренева в спектакле "Николай Ставрогин" по Достоевскому, 1913
М.В.Добужинский к Е.О.Добужинской, 26 января 1913, Москва [3, с.120]:
"Был у Л.М.Кореневой, как грустно и ужасно складывается у иных людей жизнь, и какие разные судьбы бывают. Я рад, что могу быть чистым и холодным другом, только при спокойной совести это может жить в душе."
Лидия Коренева, 1915
М.В.Добужинский к Е.О.Добужинской, 23 ноября 1920, Москва [3, с.156]:
"Вчера я обедал у Станиславского… Оттуда пошел к Л.М.Кореневой. Я у нее не был 5 лет. О многом говорили, я ей прочел свои стихи, она поплакала, много далекого вспомнили. Я говорю, все это было до потопа… Видел бережно хранящиеся мои картинки. Она очень поседела, и увы, немножко постарела, но прежние прекрасные глаза. Мне было очень хорошо так посидеть и поговорить о своей далекой сказке."
3. Тамара Платоновна КАРСАВИНА, балерина
Тамара Карсавина была настоящей музой Серебряного века, перед которой преклонялся весь художественный мир Петербурга, а позднее и Парижа, и Лондона. Она была звездой Мариинки и Русских сезонов Дягилева, ее рисовали Серов, Бакст, Судейкин, Сорин, Эберлинг, ей посвящали стихи Ахматова, Кузьмин, Гумилев...
Альфред Эберлинг. Тамара Карсавина, 1907
Добужинский познакомился с Карсавиной в 1914 году, когда она попросила его сделать для нее эскизы костюмов. С этого времени началась их дружба, продолжавшаяся многие годы.
Тамара Карсавина: "Эти рисунки у меня и посейчас, и живо напоминают мне об одной из любимых ролей, о любимом друге, о наших обычных ужинах после представлений в моей квартире на Крюковом канале, за углом от театра." [7, c.164]
М.В.Добужинский. Костюмы для Т.П.Карсавиной к балетам "Тщетная предосторожность" и "Мидас", 1914-1915.
Нина Берберова: "Я знала, что между ним и Тамарой Карсавиной когда-то было то, что в просторечии называется романом. Как осторожно обходил он эту тему! Я не смела просить его писать о ней откровеннее, он был наглухо закрыт от всех людей, и в том числе от меня, во всем, что касалось интимных сторон его жизни." [1, c.280].
М.В.Добужинский. Портрет Тамары Карсавиной, 1915.
Борис Носик: "При всяком упоминании о встрече с Карсавиной в личных письмах до крайности сдержанного Добужинского невольно проскальзывает затаенная нежность («Таточка по-прежнему мила и неутомима» (1914 г.) «Провожали Тамару Платоновну и внезапно оказались с ней в поезде…»(1923 г.). «Таточка уехала после блестящих своих выступлений. Она прелестна…» (1923 г.)" [8].
М.В.Добужинский. Путешествующая. Портрет Тамары Карсавиной, 1923
Т.П.Карсавина к М.Д.Добужинскому, 12 августа 1932, Лондон [6, с.320]:
"Не исключайте Вашего побуждения писать воспоминания. То время, которому мы принадлежали, - прекрасное время: и как хорошо Вы могли бы написать, с Вашим восприятием жизни, с Вашим чутьем, чуть грустным... Знаете ли Вы как драгоценна мне была Ваша дружба, с каким изумлением я открывала попутно, что мое, тогда незрелое и исковерканное понимание искусства Вами было принято, и Вы грели меня в лучах Вашего дарования. Я всегда изумлялась, чем я обязана даром Вашей дружбы. Быть может - «движений и одежд приятная небрежность» - быть может, задатки будущего понимания."
М.В.Добужинский. Портрет Тамары Карсавиной, 1923
М.В.Добужинский к А.Н.Бенуа, 31 IX <так в тексте> 1954, Лондон:
"...где же прежняя Таточка, в которую все в моем поколении были больше или меньше влюблены?" [3, с.304]
Карл Булла. Тамара Карсавина, 1910е
4. Княжна Софья Андреевна ГАГАРИНА
В 1920 году имение князя Гагарина Холомки на Псковщине было превращено в колонию, где спасались художники и литераторы из голодного и замерзающего Петрограда. Одним из организаторов этой колонии был Мстислав Добужинский. Здесь он встретил свою бывшую ученицу и бывшую фрейлину императрицы княжну Софью Гагарину.
Софья Андреевна Гагарина с братом Львом Андревичем, ок.1914
Во время пребывания в Холомках в 1920 и 1921 годах Добужинский нарисовал несколько портретов Софьи Андреевны, посвятил ей ряд стихотворений.
М.В.Добужинский. Портрет С.А.Гагариной, 1920
М.В.Добужинский. Из стихотворения Птицы (посвящается S.G.):
Милая принцесса, бедная принцесса,
Кто тебе поможет к сердцу ключ найти,
Чтобы стай крылатых трепетные крылья
Заблистали в вольном полете из тюрьмы...
(Здесь и далее текст стихотворений дается по [8])
М.В.Добужинский. Княжна София Гагарина в Холомках, 1920
М.В.Добужинский. Из стихотворения Забвенье (посвящается S.G.):
Отчего у нея так печален взгляд,
Что таится на дне этих глаз?
Отчего тихий свод этих темных очей
Точно церкви лампады лучи?
Отчего у нея печаль на устах,
Отчего так бледны они,
И о чем тихо шепчут они перед сном
Имя чье поминают в ночи?
Знает сердце мое, отчего та печаль
И о ком, но об этом - молчу,
Тайну эту всегда я в душе сохраню,
Будь спокоен, не бойся, мой друг.
М.В.Добужинский. Княжна Гагарина позирует в Холомках Владимиру Милашевскому, 1921
Корней Чуковский (из дневника, 20 февраля 1921): "Хочу записать о Софье Андреевне Гагариной. В первый раз она не произвела на меня впечатления и даже показалась дурнушкой - но вчера очаровала своей грацией, музыкальностью движения, внутренним тактом. В каждой ее позе - поэзия. Но что она говорит? А говорит она следующее: я давала вашим коровам свою солому - а вы отдаете мне позем, который получился от сена. Позем - это навоз, который не убирался под коровами всю зиму. Практично и демократично. Обожают С.А. мужики очень... Они зовут ее княжна, княгинька и Сонька. Она для них свой человек." [9].
М.В.Добужинский. Княжна Софья Гагарина, 1921
М.В.Добужинский. Из стихотворения Балкон (посвящается S.G.):
"Не в романе это было,
Не во сне я видел это, -
Наяву все это было
На балконе в полдень летом
Было это так недавно,
Но как сон теперь я помню -
Как в луче полудня ярком
Вышла ты из-за колонны.
Вся пронизанная светом
Точно Вера из «Где тонко
Там и рвется» с розой бледной
Ты стояла на балконе…
Утром 13 авг 1921. (вчера это было на балконе в Холомках)"
5. Мария СИМОНСЕН, известная как Mau
В 1912 году Добужинские с детьми приехали на отдых в Данию и поселились в маленькой деревушке на берегу Зунда. Там они познакомились с семейством Симонсенов, глава которого был владельцем велосипедной фабрики. Одна из дочерей Симонсенов, Мария, которую близкие называли Мау, стала моделью Добужинского. Ей было тогда 18 лет.
Через 11 лет, летом 1923-го года Добужинские вновь приехали в Данию и вновь встретились в Симонсенами, они даже жили некоторое время в их доме.
М.В.Добужинский. Мари-Мау, 1912 - 1923
М.В.Добужинский к сыновьям Ростиславу и Всеволоду Добужинским, 1 сентября 1923, Копенгаген [3, с.166-167]:
"Мы снова уже несколько дней в Копенгагене, опять у Симонсенов… Симонсены совершенно очаровательная семья. Я их всех нарисовал. У Мари такая прелестная девочка 3-х лет, что не уступит Татану <прозвище внука А.Н.Бенуа>."
Контакты семей продолжались много лет. В частности, во время войны Добужинские пересылали через Симонсенов весточки сыну Ростиславу, который оставался в оккупированном Париже. В послевоенные годы Добужинский вновь рисовал Мау:
М.В.Добужинский. Портреты Мау, 20 и 28 ноября 1947.
В 2008 году наследники Мау выставили на аукцион картины и рисунки ее собрания - там было более 70 работ Добужинского. Аукционисты позиционировали их так: "совершенно уникальная коллекция произведений всемирно известного русского художника Мстислава Добужинского. Эта частная коллекция принадлежит датчанке, с которой у художника были романтические отношения. Роман продолжался более сорока лет, и двое влюбленных часто встречались за границей" [10].
Оставляю цветистую цитату на совести авторов. Добужинский действительно рисовал Марию в 1912, 1923, 1947 и 1953 годах. Между первым и последним портретом пролег 41 год. И да, он писал ей: "Моя муза и героиня моей жизни..." [11].
М.В.Добужинский. Портрет Мау, 1947 - 1953
Эрих Голлербах: "Существуют два вида сходства - сходство эстетическое и сходство формальное. Последнее может дать и фотография, тогда как эстетическое сходство убеждает само по себе, без сравнения с оригиналом. Художественным портретом можно назвать только такой, который с первого взгляда убеждает нас в своей внутренней правде, дает почувствовать, что он не может быть другим. Добужинский обладает даром выявлять в своих портретах «вечные приметы» человека - в разрезе одного мгновенья. Его линейные и эскизные портреты порою говорят нам больше вполне законченных произведений: в них есть простор для творческой работы нашего собственного воображения. Может быть, на таких портретах человек больше похож на самого себя, чем в действительности." [12, c.45].
Источники:
1. Нина Берберова. Курсив мой. Директ-Медиа, 2017
2. М.В.Добужинский. Воспоминания. Под ред. Г.И.Чугунова. Наука, 1987
3. М.В.Добужинский. Письма. Сост. Г.И.Чугунов. Изд. Дмитрий Буланин, 2001
4.
https://edgarin.livejournal.com/13175.html5.
http://v-vulf.ru/officiel/officiel-36-1.htm6. Воспоминания о Добужинском. Академический проект, 1997
7. Б.М.Носик. С Невского на Монпарнас. Русские художники за рубежом. КОСТА, 2010
8.
https://yablor.ru/blogs/knyajna-sofya-gagarina/26161229.
https://biography.wikireading.ru/hs5QwGn3ON?ysclid=lj5s5l3r3665292181010.
https://bruun-rasmussen.dk/m/news/0424.html11. Некто по имени Добужинский. Фильм Алексея Бурыкина
https://rutube.ru/video/6a31298dca07fbc5e9072355c48c7c2e/?ysclid=lj7g5ylug825511439012. Э.Голлербах. Рисунки М.Добужинского. Госиздат, 1923
.