Египтомания

Apr 23, 2023 20:05

После лекции египтолога Виктора Солкина о шедеврах и подделках древнего искусства и посещения выставки Египтомания в Эрмитаже, вспомнились "египетские мотивы" в разных городах и музеях.

1. Царица Тия, ок. 1355 г. до н.э. Новый музей, Берлин


Царица Тия была главной женой Аменхотепа III - одного из самых могущественных фараонов эпохи Нового царства, при котором Египет достиг пика своего политического влияния и экономического процветания. Черты лица царицы резки, они демонстрируют ее волю и решимость, но вместе с тем они и притягательны, не дают отвести от скульптуры глаз. Тия была была матерью фараона-еретика Аменхотепа IV (Эхнатона), который запретил почитание традиционных богов и ввел культ единственного бога - Атона, представлявшегося как солнечный диск с протянутыми от него лучами-ладонями.

На голове у Тии золотой убор, указывающий на её божественный статус жены фараона. Он сохранился не полностью - две заколки надо лбом указывают на место, где раньше располагалась корона в виде грифа, которая сейчас утрачена. Возможно, полный убор выглядел так:

Фреска из гробницы Нефертари, супруги Рамзеса II, XIII в. до н.э. Долина царей, Египет (фото - Википедия)


2. Фараон Эхнатон и его супруга Нефертити, ок. 1340 г. до н.э. Новый музей, Берлин


Настоящей музой своего времени была супруга Эхнатона царица Нефертити. Ее прекрасные поэтичные изображения созданные мастером Тутмосом - это вершина всего древнеегипетского искусства.

3. Мастер Тутмос. Голова Нефертити, ок. 1340 г. до н.э. Новый музей, Берлин


4. Нефертити под угрозой, 2003 г., Новый музей, Берлин (фото - www.artmagazin.hu)




В 2003 году самый знаменитый экспонат Музеев Берлина был водружен на уродливое металлическое тело, ничем не напоминающее египетские шедевры - якобы для создания "нового произведения искусства". Научный и художественный мир взорвался гневными откликами: «То, что случилось с бюстом Нефертити в Берлинском музее, - это высмеивание великих цивилизаций и величайшее преступление, когда-либо совершенное против египетской цивилизации и истории». Дошло даже до официальных межгосударственных протестов. К счастью, бюст царицы не пострадал и вскоре был возвращен на свое законное место в специальной охраняемой витрине.

Бюст Нефертити, ок. 1340 г. до н.э. Новый музей, Берлин.


5. Фараон Тутанхамон, ок. 1330 г. до н.э. Выставка "Сокровища гробницы Тутанхамона", Париж


Эхнатон назвал своего наследника Тутанхатоном. Но после смерти Эхнатона юного фараона вынудили отменить все религиозные нововведения его отца и сменить имя на Тутанхамон. Под влиянием жрецов и для восстановления морального настроя древних египтян были возвращены обряды поклонения многочисленным традиционным богам Египта.

6. Тутанхамон с гарпуном, ок. 1320 г. до н.э. Выставка "Сокровища гробницы Тутанхамона", Париж


Фараон в короне Нижнего Египта стоит на лодке, которая украшена цветами лотоса. В руках у него гарпун и веревка, а это значит, что Тутанхамон охотится на гиппопотама. Веревочная петля использовалась для того, чтобы связать пасть животного. По одному из мифов бог зла и разрушения Сет принял форму гиппопотама, поэтому победа фараона (Гора) над гиппопотамом была символом победы добра над злом.

7. Нагрудное украшение Тутанхамона, ок. 1330 г. до н.э. Выставка "Сокровища гробницы Тутанхамона", Париж


Одно из ожерелий фараона, найденных в гробнице. Оно символизирует ночное путешествие луны по небу. В нижней части ожерелья цветы и бутоны лотоса как бы вырастают из небесных вод. Над ними - золотая барка, которая несет луну, изображенную и как полумесяц и как диск. Они сделаны из электрума, смеси серебра и золота, и поэтому светлее по цвету, чем чистое золото или красный сердолик, которые обычно использовались для изображения солнца. Форма барки с загнутыми носом и кормой такая же, как у лодок использовавшихся для перевозки умерших во время погребальных путешествий в святилище Осириса.

8. "Голубая голова Тутанхамона", 1920е. Лувр, Париж (фото - Лувр)


Эта головка - одна из самых знаменитых подделок, обошедшаяся Лувру в огромные деньги. Многие годы она была выставлена в специальной витрине, а ее изображение даже украшало обложку фундаментальной «Истории Древнего Египта». Сомнения в подлинности вызвал нехарактерный для Египта парик и несимметричность лица, которая в древне-египетском искусстве не встречается. Проведенная в 2002 году экспертиза подтвердила худшие опасения: голова оказалась сделанной в начале 20-го века. Последовавшее расследование выявило и автора - парижского антиквара Винсента Диниакопулоса.

9. "Голова Солта", III тыс до н.э. - I тыс. н.э. Лувр, Париж


Генри Солт был английским художником, дипломатом, собирателем древностей. Часть его коллекции была приобретена Лувром в 1826 году. Среди других вещей оказалась и эта мужская голова. Сейчас она выставлена в отдельной витрине в центре зала, посвященного Новому царству. Экспонат этот для меня - как заноза. Голова не похожа ни на один традиционный египетский скульптурный портрет - а традиции в египетском искусстве свято блюлись и сохранялись тысячелетиями. У нее нехарактерный шейный "воротник", а лицо явно асимметрично, особенно в области носа. Пусть я дилетант и скажу глупость, но мне кажется, это такая же подделка под древность, как и "Голубая голова Тутанхамона". К тому же, нет ни одной убедительной датировки этого экспоната, равно как неизвестно, откуда и как он попал к Генри Солту.

Вот для сравнения два других скульптурных мужских портрета:

Голова писца, 2500-2350 гг. до н.э. (фрагмент скульптуры Сидящий писец). Лувр, Париж


Эта статуя времен Древнего Царства - один из признанных шедевров Лувра. Она особенно привлекательна тщательностью исполнения, оригинальными красками, индивидуальным выражением. Лицо детально проработано, необычайно выразительны глаза, обрамленные медью. Особым свойством этих глаз является "неуловимость" их взгляда: с какой стороны ни подойдешь к статуе, писец смотрит мимо или сквозь тебя...

Портрет пожилого человека, 378-341 гг. до н.э. Лувр, Париж


Скорее всего это портрет жреца. Он выполненн в т.н. архаичной манере, подчеркивающей пожилой возраст мужчины. Отметьте полную симметричность лица и всех его деталей, даже морщин.

10. Бог Бес, 664-610 гг. до н.э. Лувр, Париж


Бес был популярным божеством, защитником от злых духов, охранителем дома. Изображался в виде уродливого человека-карлика, чтобы своим страшным видом отпугивать от людей беды. Бес покровительствовал роженицам, заботился о детях, охранял семью, одновременно он был богом, который был связан с танцами, весельем и музыкой. Небольшие статуэтки Беса часто хранились в египетских домах, его изображения наносились на амулеты и предметы обихода.

11. Носильщица, ок. 1950 г. до н.э. Лувр, Париж


Эта статуя представляет безымянную прислужницу, которая призвана помогать умершему. Такие статуи помещали в гробницы, которые для египтян были продолжением земного мира. Служанка будет вечно подавать воду и пищу своему почившему господину. Скульптура отличается особенной красотой: тело девушки стройно, лицо нежно и внимательно, она держит свою ношу легко и элегантно. Обратите внимание на платье, которое подчеркивает фигуру. Мода в Древнем Египте не менялась веками, и одним из вариантов женской одежды были сетчатые облегающие одеяния.

Платье из бисера, 2551-2528 гг до н.э. Музей изящных искусств, Бостон (фото - сайт Бостонского музея)


Это платье - самый ранний из сохранившихся образцов. Оно было собрано из семи тысяч бусин, найденных в гробнице современницы фараона Хеопса. Хотя нити основы распались, некоторые бусины лежали в своем первоначальном положении на мумии и вокруг нее, что позволило провести точную реконструкцию платья. Возможно, такую сетку надевали поверх льняных туник.

12. Луксорский обелиск (Игла Клеопатры), ок. 1250 г. до н.э. Площадь Согласия, Париж


Луксорский обелиск - самый старый памятник Парижа. Когда-то два таких обелиска украшали вход в Луксорский храм в Верхнем Египте. В 1830 году османский правитель Египта Мухаммед Али-паша подарил оба обелиска Франции. Перевозить их решили по отдельности и в 1833 году первый из памятников прибыл в Париж на специально построенном корабле. Второй же так и не перевезли, кто-то говорит - из-за трещин в камне, по другой версии - из-за очень высокой стоимости транспортировки. В 1981 году Франсуа Миттеран официально отказался от прав на владение вторым обелиском, который теперь вновь принадлежит Египту.

У входа в Луксорский храм, 2000е (фото - Википедия).


13. Петербургские сфинксы, XIV век до н.э. Университетская набережная, Санкт-Петербург


А это самые старые памятники Петербурга. Они считаются портретами фараона Аменхотепа III, отца Эхнатона и мужа Тии. Когда-то они оформляли Поминальный храм Аменхотепа в Фивах. В 1830 году сфинксы были проданы во Францию, но очередная французская революция сорвала эту сделку и приобрести сфинксов удалось России. Перевозка скульптур из Александрии в Санкт-Петербург стоила около трети от стоимости самих фигур. Во время погрузки на борт корабля одна из скульптур упала из-за чего повредился платок на голове. Короны сфинксов съемные, их везли отдельно от монолитных фигур. Петербурга сфинксы достигли в 1832 году.



14. Портрет семьи Амененхеба, XIV-XIII вв. до н.э. Эрмитаж, Санкт-Петербург


Прекрасный образец египетской художественной традиции: все спокойно, надежно и сбалансировано. В центре восседает господин фиванский градоначальник Амененхеб, слева от него находится его супруга, а справа - мать, хотя нужно всмотреться в изображения, чтобы понять возрастную разницу этих двух женщин.

15. Египетский зал Музея истории искусств, Вена


Этот зал музея оформлен как внутреннее пространство египетского храма. В архитектурном решении использованы три подлинные колонны из гранита (ок. 1420 г. до н.э.) и храмовые потолочные фрески, а стены зала декорированы росписями, которые повторяют фрески погребальных камер.

16. Мумия мальчика Са-хора в частично сохранившемся саркофаге, III-II вв. до н.э. Музей истории искусств, Вена


Пример результата "работы" грабителей и перекупщиков. Во время расхищения могилы крышка саркофага была разбита, чтобы добраться до мумии. У нее, вероятно, была золотая маска, которую грабители сорвали и похитили. Впоследствии мумии было добавлено позолоченное лицо с раскрашенным париком для ее перепродажи в наше время. Саркофаг вырезан из ствола дерева, но его часть покрывающая лицо мумии, крепилась отдельно.

17. Голова мужчины, 2300-2150 гг. до н.э. Египетский музей, Барселона


Когда я смотрю на эту 4-х тысячелетнюю голову, то сразу вспоминаю "Белое солнце пустыни". Саид, ты как здесь оказался?

18. Фараон Аменемхет III, ок. 1800 гг до н.э. ГМИИ им. Пушкина, Москва


Аменемхет III был фараоном-созидателем. При нем было завершено строительство ирригационных сооружений Фаюмского оазиса, воздвигнуто огромное храмовое сооружение, которое греки называли Лабиринтом, заложены новые города и рудники. Необыкновенна мощь и сила, которой веет от скульптурного портрета Аменхетепа. Фараон изображен атлетом с подчеркнутой мускулатурой, что передает его божественную сущность. Но в то же время в лице видны характерные персональные черты - широко поставленные узкие глаза с крупными веками, нос с широкой ровной переносицей, выступающий подбородок, несоразмерно большие уши.

19. Аменхотеп и Раннаи, жрец и жрица бога Амона. 1479-1458 гг. до н.э. ГМИИ им Пушкина, Москва


Аменхотеп и Раннаи жили в Фивах в XV веке до н.э. и были служителями заупокойного культа фараона Тутмоса I в храме Амона-Ра. Аменхотеп являлся верховным жрецом, а его жена Раннаи была "певицей Амона". Выполненные из черного эбенового дерева фигурки некогда были покрыты слоем истертого в порошок серебра и являлись приношением в храм.

20. Косметическая ложечка, конец XV в. до н.э. ГМИИ им Пушкина, Москва


Это один из самых изящных экспонатов Египетского зала Пушкинского музея. Ложечка выполнена в виде фигурки плывущей девушки с розовым цветком лотоса в руках. Она вырезана из слоновой кости и раскрашена, а парик на голове девушки сделан из кусочка черного дерева. Коробочка в форме цветка служила для хранения благовоний.

21. Не могу не вспомнить прекрасные Фаюмские портреты, сплав египетской, греческой и римской художественных традиций. Они появились в эллинистическом Египте в первых веках нашей эры и использовались вместо погребальных масок - вставлялись в пелены мумии, покрывая лицо умершего. Замечательные коллекции этих портретов имеются в Лувре, музеях Берлина, ГМИИ им Пушкина.

Портрет мужчины, II в. н.э. ГМИИ им Пушкина, Москва


Как и многие фаюмские портреты, этот был написан с натуры при жизни изображенного человека. В нем присутствует глубокий реализм и натуралистичность представления модели, что свойственно для римского искусства. По-видимому и сам портретируемый принадлежал к римской части населения, о чем говорит его внешний вид и выражение лица, характерное для скульптурных римских портретов.

Египетская красавица. Ок. 140 года. Старый музей, Берлин


Эта элегантная молодая женщина украсила себя ожерельем из зеленых цилиндрических изумрудных бусин и еще одним из больших белых жемчужин, которому вторят жемчужные серьги. Ее красивые темные глаза смотрят прямо на зрителя. Волосы разделены пробором посередине и заколоты вверх и назад. Такие прически были в моде в середине 2-го века, что позволило уточнить датировку этого портрета.

Портрет Европейки, II век н.э. Лувр, Париж


По-видимому, эта женщина была достаточно богата. Она одета в фиолетовую тунику и желтый плащ, который крепится круглой брошью с большим изумрудом. Под золотым листом, нанесенным на шею, лабораторный анализ выявил жемчужное ожерелье. Золото было для египтян символом бессмертия. Золотые листки или вставки часто использовали для погребальных портретов, покрывая ими фон вокруг головы, рамку вокруг портрета или, как здесь, часть одежды, причем делалось это не в момент написания портрета, а после смерти изображенного, когда его (и его портрет) готовили к погребению. При этом портрет часто подпиливали, чтобы он лучше вписывался в форму мумии, здесь следы пилы видны над плечами женщины.

22. В Петербургском Эрмитаже проходит выставка под названием "Египтомания", которая представляет памятники различных эпох, созданные в египетском стиле: здесь есть и скульптуры, и живописные работы, и ювелирные изделия, и костюмы. Такой своеобразный мостик от древне-египетского искусства к нынешним временам.

Женщины-сфинксы, XVIII век. Выставка Египтомания, Санкт-Петербург


Сфинкс - это полу человек - полу лев. Древне-египетские сфинксы обычно имели лицо фараона. Греческий Сфинкс изображался с женским лицом и грудью, львиным туловищем и крыльями грифона. А сфинксы галантного века стали, можно сказать, гламурными: они носят модные парики, драгоценности и мантии. Вот только как они справлялись со всем этим своими львиными лапками?

Большой Египетский сервиз, 1804-1808. Выставка Египтомания, Санкт-Петербург


После египетского похода, Наполеон заказал большой сервиз в египетском стиле и с рисунками Доминика Денона, будущего директора Лувра, которые тот сделал во время экспедиции в Египет. Изначально сервиз предназначался для дворца Тюильри (ныне разрушен), но затем Наполеон решил подарить его Александру I по случаю заключения вынужденного союза между Францией и Россией в 1808 году. В России сервиз сначала украшал Зимний дворец, но затем был отослан в Москву, поскольку Александр I его не любил и никогда им не пользовался - сервиз напоминал ему о поражениях в первых анти-наполеоновских кампаниях.

Египетские ночи. Балет Мариинского театра, 1908. Выставка Египтомания, Санкт-Петербург


На фото - сцена из спектакля "Египетские ночи". В роли жрицы Береники - Вера Фокина, в роли Амуна - Михаил Фокин. В витрине представлен костюм Амуна, созданный для Михаила Фокина по эскизу Льва Бакста.

.

museum, history, egypt, art

Previous post Next post
Up