Княжеский род Юсуповых ведет свою историю от ногайского хана Юсуфа, сыновья которого поступили на службу к царю Ивану Грозному. К началу XX века Юсуповы были, вероятно, самым богатым семейством Российской империи, если не считать Романовых. В Петербурге им принадлежало три прекрасных дворца, об одном из которых, где в 1916 году убили Григория Распутина, мне хочется рассказать.
Дворец Юсуповых на Мойке
Здание это было построено в 1770х годах для графа А.П.Шувалова. После кончины графа дом продали в казну, откуда Екатерина II пожаловала его своей любимой статс-даме графине Браницкой. В 1830 году пожилая графиня, достигшая к тому времени 85-летнего возраста, уступила часто пустовавший дом своей младшей сестре Татьяне, по мужу Юсуповой - так будущий дворец оказался во владении юсуповской семьи. После семилетней реконструкции и расширения бывший дом Шуваловых-Браницких стал роскошным дворцом, многие интерьеры которого сохранились до наших дней.
Парадная лестница дворца
Юсуповы всегда были деятельны, они неоднократно перестраивали свое гнездо, обновляли оформление покоев. Например, показанная выше лестница приобрела декоративную отделку из искусственного мрамора и потолочную лепнину в 1858 году. Также она была украшена двумя мраморными сфинксами, которые бесконечно отражаются в обрамляющих лестницу зеркалах.
На главной лестнице
Вестибюль
Из вестибюля можно попасть в покои князя и княгини - как было принято в то время, они находились в разных частях здания, а так же в анфиладу парадных залов, расположенных вдоль фасада, выходящего на Мойку. Прекрасные портреты хозяев дворца конца XIX начала XX века оставил нам Валентин Серов, ныне эти картины экспонируются в Русском музее, во дворце же можно увидеть их копии.
В.А.Серов. Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой, 1902, ГРМ
Княгиня Зинаида Николаевна была единственной наследницей громадного состояния Юсуповых, самой завидной невестой России. К ней сватались многие, в том числе и августейшие персоны, но в 1882 году она вышла замуж по собственному выбору за графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона. В связи с отсутствием у ее отца сыновей - продолжателей рода Юсуповых по мужской линии, особым императорским указом Феликс Сумароков-Эльстон получил дозволение унаследовать княжеский титул и фамилию своей супруги, но только после кончины своего тестя, Николая Борисовича Юсупова.
В.А.Серов. Портрет Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона, князя Юсупова, 1903, ГРМ
В покоях князя наибольшее впечатление произвела на меня Мавританская гостиная, похожая на хамам в гареме восточного владыки.
Мавританская гостиная
А самым изящным интерьером в комнатах хозяйки представляется Белый кабинет, где Зинаида Николаевна когда-то позировала Серову для своего портрета (он висит сейчас над тем самым диванчиком)
Белый кабинет
Среди парадных покоев есть и спальня хозяйки, предназначенная правда не для ночного сна, а для приемов.
Голубая спальня
Одна из забавных деталей спальни - мраморная скульптура "Девочка на подушке". Хотя, может статься, что это и не девочка, поскольку маленьких детей до 5-6 лет одевали в женское платье независимо от пола.
Следующей идет Красная (или Золотая) гостиная, выдержанная в стилистике ампира.
Красная гостиная
Традиционно на стене здесь висел портрет царствующего императора, но сейчас на его месте находится портрет княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой, первой хозяйки дворца и бабки княгини Зинаиды Николаевны.
Герасим Кадунов. Портрет княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой, 1860е, Эрмитаж
Банкетный (Зеленый) зал - самое большое помещение Юсуповского дворца. Сейчас он используется для концертов и различных мероприятий.
Банкетный зал
Вид на Мойку и Конногвардейский переулок из окна Банкетного зала
За Банкетным залом начиналась самая интересная часть дворца: Галерея искусств, ведущая к Домашнему театру. Художественная коллекция Юсуповых была одним из наиболее значительным частных собраний в Европе, ее основу составляли живописные полотна, но были здесь и собрания скульптуры, фарфора, декоративного искусства. Преддверием галереи служила круглая ротонда, где стояла знаменитая скульптура А.Кановы "Амур и Психея", нынешний шедевр Эрмитажа. Сейчас главным экспонатом ротонды является ангелоподобная фигура - копия надгробного памятника-портрета Татьяны Николаевны Юсуповой, безвременно умершей сестры княгини Зинаиды Николаевны.
Малая ротонда. М.М.Антокольский. Памятник Т.Н.Юсуповой, 1899
Картинная галерея открывается фамильными портретами Юсуповых. Помимо тех, что уже показаны выше, выделяются холсты с образами сыновей княгини Зинаиды Николаевны: Николая и Феликса.
Н.П.Богданов-Бельский. Портрет Николая Феликсовича Юсупова, 1909 (копия, оригинал в ГМИИ им.Пушкина)
Николай был убит на дуэли летом 1908 года в возрасте 25 лет. Приведенный портрет писался Богдановым-Бельским по фотографии.
В.А.Серов. Портрет Феликса Феликсовича Юсупова, 1903, ГРМ.
"Серов - подлинный физиономист", - вспоминал Феликс Юсупов, - "Как никто, схватывал он характер. Отрок на портрете предо мной был горд, тщеславен и бессердечен".
В Галерее искусств и сейчас можно увидеть интересные полотна и скульптуры. Но, читая описания хранившейся здесь коллекции, или смотря на зарисовки современников, понимаешь, что во дворце не осталось практически ничего из былых сокровищ, зато добрая часть коллекции Эрмитажа происходит как раз отсюда.
А.А.Редковский. В Римском зале Юсуповского дворца, 1867.
В конце Римского зала находится вход в Домашний театр Юсуповых. Проход в царскую (точнее, княжескую) ложу обрамлен великолепным порталом с гербами и монограммами рода. А чтобы попасть в партер нужно спуститься по лестнице.
Римский зал. Вход в Домашний театр
Проход к княжеской ложе
Само помещение театра невелико, но весьма гармонично и изысканно. Здесь и поныне проходят спектакли.
Зрительный зал, вид от сцены
Зрительный зал. Вид в сторону сцены
Кстати, выступала на этой сцене и сама княгиня Зинаида Николаевна, которая, по отзывам современников, была прекрасной актрисой - достаточно упомянуть, что ее приглашал в свою труппу Станиславский.
После гибели старшего брата, единственным наследником фамильного состояния остался Феликс Юсупов. В 1914 году он женился на Ирине Александровне Романовой, княжне императорской крови. Молодой чете выделили во дворце отдельные апартаменты, которые так и называются - покои молодых. Их оформили в 1914-1916 годах в модном тогда неоклассическом стиле.
Танцевальных зал в покоях молодых
Молодой князь Феликс Юсупов принимал активное участие в проектировании новых помещений. В частности, он устроил для себя так называемую "гарсоньерку" - небольшую квартиру с отдельным входом и столовой в полуподвальном этаже. Именно здесь в декабре 1916 года произошло убийство Григория Распутина. Сейчас в этих исторических интерьерах развернута отдельная экспозиция, рассказывающая о трагедии, эхо которой до сих пор будоражит умы людей.
Кабинет Феликса Юсупова - комната сбора заговорщиков
В заговоре участвовали несколько человек, они планировали отравить Распутина, когда тот приедет в гости к Феликсу Юсупову. Доктор Станислав Лазоверт (стоит слева) должен был достать яд, которым начинили пирожные. Его привлек к заговору думский депутат монархист Станислав Пуришкевич (сидит у камина). У окна стоит поручик Сергей Сухотин, возможный фактический убийца Распутина, справа сидит великий князь Дмитрий Павлович, друг Феликса Юсупова.
Заговорщики шумят, изображая гостей Ирины, жены Феликса, с которой обещали познакомить Распутина. Они ожидают, когда молодой князь поднимется из подвальной столовой и скажет, что Распутин умер от яда.
Подвальная столовая, Григорий Распутин за столом
Подвальная столовая, Феликс Юсупов и Григорий Распутин
Юсупов угощает Распутина отравленными пирожными и вином, но яд не действует (по одним версиям, он разложился, по другим - вместо цианистого калия заговорщикам достался обычный аспирин). Тогда Юсупов стреляет в Распутина из револьвера и решает, что убил его. Пока участники заговора думают, как им избавиться от тела, раненый Распутин приходит в себя и пытается бежать. Его догоняют во дворе дворца и добивают еще двумя выстрелами. Тело отвозят к Неве и бросают в прорубь.
На следствии Пуришкевич утверждал, что решающие выстрелы совершил он, стреляя в убегающего "старца" с 20 шагов. Однако в материалах первичного осмотра трупа констатировалось, что последние выстрелы были сделаны практически в упор, один в спину, другой в лоб. При этом пули, попавшие в Распутина, были выпущены из разного оружия. Кто стрелял и чей выстрел стал роковым, до сих пор неизвестно. Называют и Пуришкевича, и поручика Сухотина, и англичанина Рейнера, и великого князя Дмитрия Павловича, но доказательств этих версий нет.
Чтобы не заканчивать рассказ о дворце на мрачной ноте, приведу еще две фотографии.
Главный двор Юсуповского дворца. Через него попадают в здание экскурсанты
На окне выходящего во двор кабинета стоит изящная фигурка в "юсуповском" стиле.
"Крепостная актриса"
В заключение об экспозиции - она заслуживает всяческих похвал. Экскурсии интересны, аудиогиды информативны. Вот только маршруты по дворцу организованы так, что нужно оплатить минимум два из них, чтобы посетить все самые интересные покои. Бизнес есть бизнес...
Больше о Юсуповском дворце и его обитателях:
- Н.В.Кукурузнова, О.В.Уточкина. Юсуповский дворец. Галарт, 2019
-
О роде Юсуповых-
О Феликсе Юсупове-
Об убийстве Распутина .