Продолжение. Начало здесь:
https://nikolai-endegor.livejournal.com/244363.html 3. Кладбище МОНПАРНАС
Алехин Александр Александрович, 19.10.1892 - 24.03.1946, шахматист
Алехин вошёл в число сильнейших шахматистов мира перед Первой мировой войной, заняв третье место на петербургском турнире 1914 года, а в 1920 году он стал первым чемпионом РСФСР. В 1921 году эмигрировал во Францию, гражданином которой стал в 1925 году. В 1927 году Алехин выиграл матч за звание чемпиона мира у считавшегося непобедимым Капабланки и затем в течение нескольких лет побеждал в крупнейших турнирах своего времени с большим преимуществом над соперниками. В 1935 году он проиграл чемпионский титул Максу Эйве, но через два года победил его в матче-реванше и затем удерживал звание чемпиона мира до самой смерти. Алехин - единственный шахматист, который умер, являясь действующим чемпионом мира.
Александр Алехин, ок. 1940
Памятник на могиле Алехина, созданный его другом, французским гроссмейстером и скульптором Абрамом Барацем, был установлен в 1956 году по инициативе всемирной шахматной ассоциации. Однако, во время урагана 1999 года (помню, утром 27 декабря пол-Парижа было в обломках витрин, крыш, деревьев) надгробие Алехина было разрушено - стела сломана, а барельеф разбит. В 2003 году надгробие восстановили, но новый барельеф, на мой взгляд, явно отличается в худшую сторону от старого. Лично я бы таких "реставраторов" к работе не подпускал...
Старый и новый барельефы на могиле Алехина. Отметьте неверно указанную дату рождения (должно быть 19 октября).
Больше о жизни
Александра Алехина Сутин Хаим Соломонович, 13.01.1893 - 09.08.1943, художник
Эта странная могила напоминает странного человека, который в ней похоронен - она такая же неухоженная и бестолковая. Маленькая серая табличка с еле видимым именем художника никуда не прикреплена и кажется лишней на чужом могильном камне.
Нищий беглец из белорусского еврейского местечка в Париже постепенно превратился в художника. Говорили, что он рисовал еду, прежде чем ее съесть, всегда выглядел неряшливо и жил в беспорядке. Но его друзьями были Модильяни, Пикассо, Шагал, Леже, Маревна. Работы свои Сутин продавал за гроши, а когда стал известен, тут же тратил все, что получал. Частое недоедание спровоцировало язву желудка, а лицо Сутина, по воспоминаниям современников, постоянно выражало боль. В богемной среде он выделялся нескладностью, неловкостью, напряженностью, которые исчезали, лишь когда он с кистью подходил к холсту.
Хаим Сутин, 1927
Однако, с конца 1920х годов за его ни на кого и ни на что не похожими картинами коллекционеры устраивали настоящую охоту, а в наши дни они стоят миллионы. Правда мировая известность не принесла Сутину счастья. Его часто преследовали тяжёлые депрессивные состояния, к тому же его здоровье было сильно подорвано. Во время войны он жил скрытно, опасаясь оказаться в нацистском концлагере. Скончался Сутин от перитонита 9 августа 1943 года. В последний путь на кладбище Монпарнас в оккупированном Париже Сутина провожали Пабло Пикассо, Жан Кокто и Макс Жакоб.
Хаим Сутин. Посыльный, 1925. Центр Помпиду, Париж
Больше о Сутине:
https://artchive.ru/artists/26869~Khaim_Solomonovich_Sutin Рашевская Татьяна Николаевна, 06.04.1887 - 22.11.1910, студентка
Дочь потомственного дворянина, Татьяна Рашевская во время первой русской революции примкнула к анархистам и в 1907 году уехала из Петербурга в Париж, опасаясь ареста. Здесь она продолжала образование в Инстиуте Луи Пастера, где страстно влюбилась в своего руководителя, румынского врача Соломона Марбе. Неизвестно, было ли чувство взаимным, но в какой-то момент доктор Марбе, который был женат, решил прекратить отношения. Когда его сестра пришла к Татьяне, чтобы вернуть девушке ее любовные письма, она обнаружила ее повесившейся...
Доктор Марбе купил у своего друга, никому тогда неизвестного румынского скульптора Константина Бранкузи скульптуру под названием "Поцелуй" и предложил родственникам Татьяны установить ее на могилу девушки. Семье Рашевских скульптура не понравилась, но потом они все же согласились водрузить ее на надгробие.
"Поцелуй" Константина Бранкузи на могиле Татьяны Рашевской. Фото до 2010 года.
Почти целый век скульптура простояла спокойно, пока работы Бранкузи не вошли в моду и не стали стоить миллионы евро. И тогда какая-то гиена -- то ли аукционист, то ли арт-дилер -- почуяла, что на кладбище Монпарнас пахнет большими деньгами. Потомков Рашевской разыскали и уговорили подписать иск о том, что скульптура принадлежит им как наследство, а значит может быть с могилы снята, продана и превращена в звонкую монету, которой хватит и "наследникам", и адвокатам, и дилерам, короче всем, кто готов вгрызться в могильный камень...
Начались долгие судебные тяжбы, которые продолжаются и поныне. А пока, в ожидании денег, наследники заколотили скульптуру в деревянный ящик: мол, нечего бесплатно пялиться на нашу драгоценность, частную собственность и семейную реликвию. Вот как надгробие выглядит сейчас:
О бедной Танюше все забыли. Хилая досочка с ее фотографией почти не видна, надпись на постаменте раскрошилась и еле читаема, могила не ухожена. Но зато она изуродована "кирпичем" с грозной надписью: Абсолютный запрет на приближение и прикосновение к захоронению.
Долго я пытался прочесть надпись на постаменте. Она выбита на старославянском, и даже числа даны в буквенной кириллической нотации. Вот что у меня получилось (сравнивал несколько фотографий, своих и чужих):
ТАНЮША РАШЕВСКАЯ
родилась 6 апреля 1910
скончалась 22 ноября 1887
дорогая любимая
ненаглядная
Числа-месяцы рождения и смерти правильные, а года, очевидно, перепутаны местами (АWПЗ = 1887, АЦАI = 1910).
Еще о страстях по "Поцелую":
https://www.kommersant.ru/doc/4693155 4. Кладбище ПЕР-ЛАШЕЗ
Долгорукова (ур.Шатилова) Зинаида Николаевна, 1817 - 25.04.1883, княгиня
Лобанова-Ростовская (ур.Долгорукова) Вера Николаевна, 1840 - 17.05.1919, княгиня
Поднимаясь по крутой кладбищенской дорожке, я увидел золотую маковку, словно парящую в небе. Оказалось, небесная голубизна отражается в огромных стеклах, которыми окружено надгробие.
Здесь покоятся мать и дочь Долгоруковы, две русские княгини с разными фамилиями, полученными от своих супругов. О Зинаиде Николаевне почти ничего не известно. Писали, что она была одной из самых прекрасных женщин своего времени, которую называли "фиалкой Петербурга", но ее живописного портрета мне найти не удалось. Возможно, ее образ можно представить по скульптурному надгробию.
Даниэль Кампань. Зинаида Николаевна Долгорукова. Фрагмент надгробия, снимок через стекло
Эта скульптура была выполнена Даниэлем Кампанем по заказу Веры Николаевны Лобановой-Ростовской, дочери Зинаиды Николаевны. Скорее всего работа была закончна до 1895 года (в 1900 году писали, что с нее началась известность Д.Кампаня как скульптора). На мой взгляд, этот памятник матери и дочери в числе самых поэтичных на Пер-Лашез.
Вера Николаевна Долгорукова стала женой князя Якова Борисовича Лобанова-Ростовского около 1860 года, но муж ее умер в 1878 году и она осталась богатой вдовой. Вошла в историю как страстная собирательницей драгоценностей. В 1905 году княгиня уехала из России и поселилась во Франции. Скончалась она в мае 1919 года на своей вилле в Веве - швейцарском местечке, расположенном на берегу Женевского озера между Лозанной и Монтрё. В январе 1920 года ее ювелирная коллекция была выставленна на аукцион в Лозанне, считаясь самой крупной из когда-либо продававшихся на аукционах.
Вероятно, Вера Николаевна была почти год похоронена временно, поскольку окончательное ее погребение состоялось 18 апреля 1920 года, когда она упокоилась рядом со своей матерью на кладбище Пер-Лашез. 30 сентября 1922 года на могиле матери и дочери состоялось освящение "только что воздвигнутого памятника" - так писали парижские газеты.
Больше о Вере Лобановой-Ростовской и ее наследии:
http://www.pushkin-book.ru/id=535.html#3 (кроме неверных сведений о захоронении. Могила на фото по ссылке принадлежит кн. Анне Гагариной-Стурдза, урожденной Млодецкой, 1837-1909).
Демидова (ур. Строганова) Елизавета Александровна, 05.02.1779 - 08.04.1818, баронесса
Демидов Анатолий Николаевич, 1813 - 1870, дипломат, меценат
Еще одно русское захоронение - фамильный мавзолей Демидовых, являющийся одной из архитектурных доминант кладбища Пер-Лашез.
Вид из глубины кладбища (мавзолей находится в левой-верхней части снимка)
Баронесса Елизавета Демидова обожала Париж и провела здесь значительную часть жизни. Она предавалась всевозможным увеселениям и празднествам, была необыкновенно грациозна и великолепно танцевала. Но еще больше она любила принимать гостей у себя, ей нравилось быть в центре внимания, окружать себя толпой поклонников. В салоне Демидовой собиралось многолюдное и очень разнообразное общество: артисты, музыканты, поэты, литераторы.
Роберт Лефевр. Портрет Елизаветы Демидовой, ок. 1800-1805. Эрмитаж, Санкт-Петербург
Со своим мужем - заводчиком и меценатом Николаем Никитичем Демидовым - Елизавета почти не общалась, тем не менее, Н.Н.Демидов поставил супруге прекрасный памятник в виде античного мавзолея. Первоначально он был расположен в другом месте, но в 1852 году, стараниями младшего сына Демидовых Анатолия, на крутом склоне холма был сооружен могучий постамент, на который и перенесли мавзолей. Анатолий рассчитывал после смерти быть погребенным рядом с матерью, поэтому постамент строился как родовая усыпальница: внутри него Анатолий повелел сделать склеп, где впоследствии его и похоронили.
Так выглядит мавзолей снизу, со стороны главного входа на Пер-Лашез
Анатолий Демидов был крупным меценатом, щедро жертвовал на дома призрения и больницы, учредил премию за лучшее произведение на русском языке, покровительствовал учёным и художникам - так "Последний день Помпеи" был написан Брюлловым по заказу Демидова. Также он финансировал развитие горного дела в России, разведку запасов каменного угля в Донбассе, снарядил за свой счет большую экспедицию для изучения южной России и Крыма. Однако сам он большую часть жизни провел в Европе, а в Россию приезжал лишь изредка.
К.Брюллов. Портрет Анатолия Демидова, 1831. Галерея Питти, Флоренция
После переноса мавзолея Демидовой на новое место в Париже возникла легенда, что баронесса завещала указать место закопанного сундука с золотом тому, кто проведет ночь в склепе постамента (тогда склеп еще был пустым). Как ни странно, желающих получить эти деньги оказалось достаточно много. Однако каждый, кто пытался остаться ночью в склепе, рассказывал потом о призраке баронессы, который являлся ему и предсказывал будущее. Поскольку именно в этот период Проспер Мериме перевел на французский язык пушкинскую "Пиковую даму", то призрака стали называть этим именем. Продолжение истории о предсказаниях парижской Пиковой дамы можно найти здесь:
https://www.bagira.guru/ghosts/knyaginya-demidova-pikovaya-dama-s-kladbishcha-per-lashez.html Самойлова (ур. Пален) Юлия Павловна, 1803 - 14.03.1875, графиня
Усыпальница А.Перри и Ю.Самойловой
Юлию Самойлову обессмертил своими прекрасными полотнами Карл Брюллов. Любимая муза художника, она вдохновляла его на самые лучшие творения.
К.Брюллов. Портрет графини Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией Паччини, Русский музей, Санкт-Петербург
В знаменитом "Последнем дне Помпеи" Брюллов написал Юлию трижды: рядом с собой с кувшином на голове, лежащей на мостовой около ребёнка и в виде матери с дочерьми в левом углу.
К.Брюллов. Последний день Помпеи, 1833. Русский музей, Санкт-Петербург
Их любовь была велика, хотя они неоднократно расставались и имели разные увлечения. Но... женщина принадлежит не тому, кому отдает тело, а тому, кому дарит сердце и душу. В этом смысле не было более близких людей, чем Брюллов и Самойлова; для художника же Юлия всегда была не только музой, но и главной женщиной в жизни.
В 1845 году Юлия Павловна вышла замуж за молодого итальянского певца Пьера-Антонина Перри, однако семейное счастье ее было недолгим - через год Перри умер от чахотки. Тело его перевезли в Париж и похоронили в склепе на Пер-Лашез. Здесь же через 30 лет нашла свой покой и графиня Самойлова...
Интерьер склепа, где погребены Перри и Самойлова. На стеле выбита надпись "Пьеру Антонину Перри его вдова Жюли, урожденная графиня Пален"
На закате жизни Юлия Павловна обеднела, но даже в годы нужды и разорения она категорически отказалась продавать принадлежащие ей картины кисти Брюллова...
К.Брюллов. Всадница (портрет Джованины и Амалиции - приемных дочерей графини Самойловой), 1832. Третьяковкая галерея, Москва
О Самойловой и Брюллове:
http://www.liveinternet.ru/users/handbalancing/post157140450/ Махно Нестор Иванович, 26.10.1888 - 06.07.1934, революционер, анархист
В ячейке колумбария №6685 покоится прах одной из самых противоречивых фигур нашей истории - батьки Махно.
В советское время Махно называли бандитом, ему часто приписывали гротескно-отрицательные черты. Но он не был ни разбойником, ни антисемитом, ни клоуном. Как убежденный анархист, Махно всегда боролся за свою локальную "народную" правду, противостоя всякой власти, которую он считал поработительной для крестьян. В 1917-м он раздавал землю, в 1918-м воевал против немецких и гетманских войск, бил петлюровцев. В 1919-м вместе с Красной армией сражался против Деникина, но затем порвал с красными и перешел к партизанской войне "против всех". В 1920-м он снова был в союзе с красными, но после победы над Врангелем Красная армия повернулась против махновцев и в конце концов разбила их...
Нестор Махно, 1921
В 1921 году тяжело раненый Махно с остатками своих людей перешел в Румынию, где его заключили в лагерь. Через год он оттуда бежал и оказался в Польше. Там его пытались склонить к сотрудничеству с одной стороны украинские националисты, с другой - польские коммунисты, но он отказал и тем и другим, после чего оказался в тюрьме, а затем на поселении. С помощью эмигрантов-анархистов Махно получил разрешение на выезд в Германию, но там его захватили агенты Коминтерна и повезли в Берлин для передачи в Советское посольство. По дороге Махно выбросился из машины и сдался немецкой полиции, после чего ему помогли перебраться в Париж. Там Махно продолжил политическую деятельность, его даже звали возглавить революцию в Испании, но он был уже физически не в силах это осуществить из-за старых ран и обострившейся болезни. В 1934 году Нестор Махно умер от туберкулеза, а прах его был захоронен на Пер-Лашез.
Русским участникам движения Сопротивления
Это не надгробие, а памятник всем русским участникам движения Сопротивления во Франции, а их было очень и очень много. В Сопротивлении участвовали и эмигранты, покинувшие Россию после Революции, и их дети, и бежавшие из плена солдаты Красной армии - к 1944 году во Франции насчитывалось более 40 советских партизанских отрядов. Монумент был открыт на кладбище Пер-Лашез в честь 60-летнего юбилея Победы во Второй мировой войне. Памятник создан скульптором Владимиром Суровцевым и архитектором Виктором Пасенко. По бокам постамента выбита надпись: "Родина помнит" - по русски, и по-французски, а на передней части прикреплена доска с надписью на двух языках:
Россия и Франция
Русским участникам
французского сопротивления
павшим за свободу во II-ой
Мировой войне
Это не единственный памятник россиянам, воевавшим и погибшим во Франции. В центре Парижа, у моста Инвалидов установлена другая работа Владимира Суровцева, которая увековечивает память российских солдат и офицеров, направленных в помощь французской армии в годы Первой мировой войны.
Памяти воинов Русского экспедиционного корпуса сражавшихся на полях Франции в 1916-1918 годах
О русских во французском Сопротивлении:
https://www.liveinternet.ru/users/5803038/post385813260/О Русском экспедиционном корпусе:
http://maxime-and-co.com/mourmelon/ О русских могилах на Сент-Женевьев-де-Буа читайте здесь:
https://nikolai-endegor.livejournal.com/49999.html (4 части)