Австрийские Габсбурги столетиями управляли многими странами Европы. Графы, герцоги, затем императоры Священной Римской и Австро-Венгерской империй накопили богатейшие коллекции произведений искусства, в особенности западно-европейского. В 1891 году в Вене было построено специальное здание для размещения наиболее значимой части императорского собрания; оно получило название Музея истории искусств (Kunsthistorisches Museum, сокращенно KHM). Эта запись - третья из прогулок по залам KHM (две другие см.
здесь и
здесь)
Густав Климт. Аллегории Античного и Древнеегипетского искусства. Ок. 1890
Главная лестница музея обрамлена двенадцатью арками с фресками, представляющими собой аллегорические изображения различных периодов и видов искусства. Их выполнили братья Климт (Густав и Эрнест) и их друг Франц фон Мач. Центральную арку, которая первой бросается в глаза посетителю, поднявшемуся по лестнице, расписывал Густав Климт - на обеих картинах хорошо видна его подпись.
Кентавр. Ок. 160 года до н.э., Греция
Этот серебряный кентавр представляет из себя часть ритона - древнегреческого воронкообразного сосуда для питья, часто имеющего форму рога. Подобные сосуды использовались в обрядах жертвоприношения или возлияния вина в честь различных богов. Нижняя часть ритона обычно завершалась скульптурой композицией, например, головой животного или, как на снимке, аллегорической фигурой. Некоторые ритоны имели в этой части отверстие, другие нет - и тогда из них пили через край.
Император Веспасиан. Ок. 70 г.н.э, Рим
Практичные австрийцы собрали этот экспонат из двух обломков - голова и туловище принадлежат разным статуям. Впрочем, сам Веспасиан такое решение наверняка бы одобрил - он славился своей экономностью и непритязательностью. Внук крестьянина и сын всадника, он медленно шел по карьерной лестнице, пока в Риме сменялись многочисленные императоры. Когда армия сделала императором его самого, в Риме царили анархия и разруха. Веспасиан много сделал для восстановления страны, при этом он вводил налог за налогом, не гнушался спекуляциями и торговлей должностями, но упорно собирал необходимые средства. Веспасиан строил дороги, заложил знаменитый Колизей, тем не менее, в историю он вошел со своей ставшей крылатой фразой "Деньги не пахнут!", произнесенной по случаю введения сбора за пользование общественными туалетами.
Портрет мужчины. 161-192 гг.н.э., Египет
Это один из первых
фаюмских портретов, приобретенных в Египте венским антикваром Теодором Граафом и показанных затем миру в конце 1880х годов. Такие портреты вкладывались в бинты египетских мумий поверх лиц умерших, но писались они прижизненно и могли долгие годы находится в домах тех, кого изображали. Портреты писались расплавленными восковыми красками, которые наносились на дерево (реже на ткань) жесткими кистями или лопаточками. Исправления при письме практически исключались. В боковом падающем свете хорошо видны мазки, которыми древний художник буквально лепил форму лица портретируемого человека.
Жан Фуке. Придворный шут Гонелла, 1440-45
Атрибуция картины долгое время вызывала сомнения. В качестве авторов называли и Брейгеля, и Яна ван Эйка, пока в глубоких слоях краски не обнаружили слова на французском языке. Существует легенда о том, что шут Гонелла стал жертвой собственного остроумия. Когда его господин, маркиз Феррары, заболел лихорадкой, Гонелла решил вылечить его с помощью внезапного испуга. Во время прогулки маркиза шут внезапно сбросил его в мелководье реки. Маркиз излечился, но решил отплатить шуту той же монетой. По его приказу Гонелла был схвачен и посажен в тюрьму, где ему объявили о предстоящей казни (на самом деле инсценировке). Когда Гонелла положил голову на плаху, палач вылил на него ведро холодной воды. Но Гонелла этого не вынес - он умер от страха.
Франческо Лаурана. Женский бюст ("Идеальный портрет Лауры"), 1490.
Этот мраморный бюст частично раскрашен. Полагают, что он изображает Лауру, возлюбленную поэта Петрарки, которой тот посвящал свои знаменитые сонеты.
"...Благословляю имя из имён
И голос мой, дрожавший от волненья,
Когда к любимой обращался он.
Благословляю все мои творенья
Во славу ей, и каждый вздох, и стон,
И помыслы мои - её владенья."
Иероним Босх. Христос, несущий крест. 1490-1510.
Картина является левым крылом триптиха, две другие части которого утрачены. Специалисты считают, что центральная часть триптиха представляла распятие Христа, а правая - его воскрешение. Здесь Босх не изображает монстров и диковинных тварей, их роль играет злобная, по-звериному возбуждённая толпа. Жаба на щите - символ "войска Сатаны", олицетворяющая всё злое и греховное. Две группы на переднем плане показывают нераскаявшегося разбойника (Гестас) слева и раскаявшегося разбойника (Дисмас) справа. Заметим, что монах, исповедующий Дисмаса, во времена Христа фигура еще невозможная (монашество появилось гораздо позже), но по-видимому она была нужна художнику для раскрытия идеи покаяния. Предполагают, что центральная фигура в красном плаще является автопортретом и изображает самого Босха.
Лукас Кранах. Сибилла, Эмилия и Сидония, принцессы Саксонские. 1535.
Манеру Кранаха-старшего трудно спутать с чьей-либо другой. Независимо от сюжета, его отличает подчеркнутая декоративность, плоскостная композиция, прихотливые округлые контура, особенный красно-черный колорит.
Лукас Кранах. Юдифь с головой Олоферна, 1530.
Библейская Юдифь была символом борьбы иудеев против их угнетателей в древности на Ближнем Востоке. После того, как войска ассирийцев осадили родной город Юдифи, она нарядилась в праздничные одежды и отправилась в лагерь врагов, где привлекла внимание полководца Олоферна. Любуясь красавицей в своем шатре, Олоферн напился и заснул. Когда его слуги удалились, Юдифь обезглавила спящего Олоферна его собственным мечом и принесла его голову в свой город, который после этого оказался спасён. Во времена Кранаха Юдифь была одним из символов протестантского сопротивления католическим армиям Карла V.
Ганс Гольбейн. Портрет Джейн Сеймур, 1536-37
Ганс Гольбейн был придворным художником короля Генриха VIII, "синей бороды" английской истории, имевшего шесть жен. Джейн Сеймур была фрейлиной двух первых жен Генриха, а затем стала его третьей избранницей и королевой Англии, причем произошло это через считанные дни после казни ее предшественницы Анны Болейн. Джейн наконец-то родила королю долгожданного наследника мужского пола - будущего короля Эдуарда VI, но сама после родов скончалась...
Пьетро Перуджино. Мария с младенцем и святыми Розой и Екатериной. 1493-95.
Перуджино, один из самых прославленных живописцев эпохи Возрождения, получил свое художественное имя по названию города Перуджа, где у него была большая мастерская. Он вышел из мастерской Андреа Вероккио, учителя Леонардо и Боттичелли, и сам стал учителем Рафаэля. Пожалуй трудно найти художника, от работ которого исходило бы такое спокойствие и умиротворенность, где чувствовалась бы такая гармония.
Лоренцо Лотто. Портрет молодого человека с белой занавеской, 1508
Один из самых ранних образцов психологического портрета. Практически всё в картине подчинено раскрытию характеру героя: это и черно-белый колорит предполагающий контраст его чувств, и слегка пренебрежительный взгляд, и спрятанная за занавеску лампада, словно говорящая о внутренней энергии, и даже тщательная проработка кожи, подчеркивающая почти фотографическую точность образа. А на белом занавесе из парчи (brocade) есть узор цветов чертополоха (carduus), и вместе эти два слова составляют имя юноши - Brocardus. Броккардо Мальчиостро - секретарь епископа Бернардо де Росси, - это и есть тот, кто изображен на портрете.
Рафаэль Санти. Святая Маргарита, 1518.
Сюжетом картины Рафаэля является вариация христианской легенды о святой Маргарите (в православной традиции - Марине), отданной на съедение дракону и спасенной силой веры. В разных версиях ей помогает крест, распятие или пальмовая ветвь: дьявол в образе дракона глотает ее, но вера спасает ее и она выходит невредимая, дракон же погибает.
Андреа Соларио. Саломея с головой Иоанна Крестителя, 1520-24
По библейской легенде, честолюбивая Иродиада, мать Саломеи, люто ненавидела Иоанна Крестителя, поскольку тот публично обличал ее в прелюбодеянии: Иродиада бросила своего мужа и стала жить с его сводным братом, тетрархом Иродом. Ирод заключил Иоанна Крестителя в темницу, но казнить его не решался, страшась популярности пророка среди народа. Однажды на пиру по случаю дня рождения Ирода Саломея так угодила отчиму своим танцем, что тот пообещал исполнить любую ее просьбу. Саломея обратилась за советом к матери, и Иродиада велела дочери просить у Ирода голову Иоанна. Ирод не был рад выбору своей падчерицы, но данное царское слово заставило его выполнить страшную прихоть Саломеи.
Тициан. Портрет Изабеллы д'Эсте, ок. 1535
Изабелла д’Эсте была маркграфиней Мантуи. Известная красавица, она обладала незаурядными способностями, властными манерами и нервным, не терпящем возражений, характером. В 1535 году Изабелле исполнилось 60 лет и для того, чтобы изобразить герцогиню такой, какой она была в молодости, Тициан воспользовался ее ранним портретом. При этом он сумел передать в своей работе и те черты характера Изабеллы, которыми она была известна. Сама Изабелла, увидев готовый портрет в 1536 году, сказала: "Он настолько хорош, что я сомневаюсь, что в этом возрасте я могла быть такой красивой". Но думается, что это не более чем женское кокетство.
Джузеппе Арчимбольдо. Огонь, 1566
Одна из картин серии "Четыре стихии" (Вода-Земля-Воздух-Огонь). В средние века четыре стихии считались основами мироздания. Антропоморфные портреты Арчимбольдо выглядят как сложные головоломки, сделанные из различных предметов. Некоторые из этих композиций характеризуются оптическим обманом, который заставляет воспринимать произведение по-разному, в зависимости от расстояния, с которого оно наблюдается. Портрет Огня - мощной стихии, которая способна созидать и разрушать - призван показать военную мощь императора Максимилиана II из династии Габсбургов. На шее Огня цепь ордена Золотого руна и щит с двуглавым орлом - символом Священной Римской империи.
Питер Брейгель старший. Вавилонская башня, 1563
Возможно самая знаменитая картина из коллекции Музея истории искусств. В основу картины положен библейский сюжет о строительстве Вавилонской башни, которая должна была, по замыслу людей, достичь своей вершиной неба. Чтобы усмирить их гордыню, Бог смешал языки строителей, так что они больше не могли понимать друг друга, и рассеял их по всей земле; таким образом, реализация задуманного грандиозного плана не была завершена. Брейгель бывал в Риме и видел Колизей. По видимому архитектура этого сооружения и навеяла ему изображение круглой башни с арками. На самом деле вавилонские зиккураты строились квадратными и ступенчатыми.
Фурия. Мастер фурий, ок. 1610 г.
Венский Музей истории искусств располагает прекрасным собранием миниатюрных скульптур из слоновой кости. Один из неизвестных резчиков получил прозвание Мастера фурий, поскольку его необыкновенно экспрессивные и динамичные работы зачастую представляют людей с искаженными лицами и угрожающими жестами. Предполагают что этот мастер работал в Зальцбурге при дворе тамошних князей-архиепископов.
Помпео Леони, Бальтазар Молл. Бюст Филиппа II Габсбурга, короля Испании. 1580, 1753
Этот бюст представляет собой редкое сочетание двух техник и двух эпох. Голова короля Филиппа II Испанского (1527-1598), пожалуй самого ревностного католика из всех католиков, выполнена придворным скульптором испанских Габсбургов Помпео Леони в 1580 году. Она сделана из серебра, а затем раскрашена. В Вену голова попала из коллекции немецкого короля и австрийского эрцгерцога Рудольфа II, который воспитывался при испанском дворе. Нижняя же часть бюста - терракотовая, из красной глины, так же раскрашенной. Но создана эта часть во время правления императрицы Марии-Терезии, т.е. почти двумя веками позднее, чем голова.
Диего Веласкес. Портрет Филиппа IV Габсбурга, короля Испании. 1653-56
Веласкес был придворным художником короля Филиппа IV в течение более 30 лет. Он выполнил много портретов короля в молодые годы, но потом Филипп запретил писать себя, поскольку он постепенно старел, а художник славился правдивостью своих работ. Неизвестно почему, но этот запрет был снят после девятилетнего перерыва, и Веласкесу разрешили сделать еще один портрет монарха, когда королю было уже за 50. Портрет существует в нескольких копиях из которых венская меньше других по размеру: изначально портрет был овальным, но потом его обрезали, сделав прямоугольным. При этом исчез орден Золотого руна на груди короля, оставшийся лишь на полотне из Национальной галереи в Лондоне
Диего Веласкес. Инфанта Мария Терезия. 1652-53
Габсбурги отличались близкими родственными браками, что не лучшим образом сказывалось на здоровье династии. Мария Терезия была дочерью Филиппа IV от первого брака. Она стала французской королевой, выйдя замуж за Людовика XIV - "короля-солнце". Людовик и Мария Терезия были двоюродными братом и сестрой как по материнской, так и по отцовской линиям: отец Людовика XIV и мать Марии Терезии были родными братом и сестрой; в то же время Филипп IV, отец Марии Терезии, был родным братом французской королевы Анны Австрийской - матери Людовика XIV.
Хуан-Батиста дель Мазо. Инфанта Маргарита. 1661
Маргарита была дочерью Филиппа IV от второго брака, в котором он женился на собственной племяннице и бывшей невесте своего умершего сына. Маргариту считают самой красивой принцессой из рода Габсбургов. В 14 лет она стала супругой австрийского императора Леопольда I, тоже конечно же Габсбурга. Умерла в возрасте 22 лет.
Художник Хуан-Батиста Мартинес дель Мазо был учеником Веласкеса, а затем стал и его зятем, женившись на дочери мэтра. После кончины Веласкеса Мазо занял его место, став придворным художником испанского королевского дома. Представленная картина - копия известного портрета Маргариты, хранящегося в музее Прадо. Долгое время считали, что мадридский портрет был начат Веласкесом, а закончен Мазо после смерти своего тестя. Но по последней атрибуции портрет из Прадо считается полностью написанным Мазо.
В заключение - кадр из музейного кафе, одного из самых красивых залов Музея истории искусств.
.