Дали-ювелир

Jan 14, 2019 23:03

В музее Сальвадора Дали в Фигерасе есть отдельная галерея, где выставлены ювелирные работы художника. Они не менее интересны, чем представленные инсталляции и живописные полотна, а на меня эти вещи произвели даже более сильное впечатление, чем другие экспонаты.

Рубиновые губы, 1949


Вход в ювелирную галерею. Театр-музей Дали.



Возможно, Дали не совсем правомерно называть ювелиром, поскольку он не изготавливал украшения сам, а только создавал эскизы, которые другие воплощали в реальном материале. Но в то же время, Дали нельзя назвать и лишь здизайнером, потому что он не просто отрисовывал каждое изделие, но тщательно прорабатывал технологию его изготовления, сам выбирал и закупал лучшие драгоценные камни, золото и другие необходимые материалы.

Медовое сердце (Сердце с сотами), 1949


Дали говорил о своих ювелирных работах:

"Идеальная вещь для меня та, которая абсолютно не для чего не пригодна. Этим предметом нельзя писать, им не удалишь лишние волосы и не сможешь позвонить. Этот предмет нельзя разместить на шедевре или поставить на комод Людовика XIV. Эту вещь нужно просто носить, и это - ювелирное украшение."

Хореографическое ожерелье, 1964.


"Моя коллекция ювелирных изделий, собранная Ассоциацией Оуэн Чисем, неизбежно приобретет историческое значение. Со временем эти изделия докажут, что просто красивые предметы, не имеющие практического применения, но при этом прекрасно изготовленные были оценены в эпоху, когда основной упор делался, казалось, на все утилитарное и материальное." (эта и остальные цитаты Дали приводятся по тексту каталога выставки его ювелирных украшений, подготовленной ассоциацией Оуэн Чисем в 1959 году. Впоследствии изделия были выкуплены и переданы в театр-музей Дали в Фигерасе).

Взрыв, 1959


"Освобожденные от материализма и во имя филантропических идеалов, ювелирные изделия Дали выступают послами в Америке, России, Европе и остальном мире, символизируя собой космогоническое единство нашего века."

Свет Христа, 1953


"Ювелирно оформленные вещи - украшения, медали, кресты, предметы искусства были задуманы не для того, чтобы храниться мертвым грузом в бронированной камере. Они были созданы, чтобы радовать глаз, поднимать дух, будить воображение и выражать убеждения."

Падший ангел, 1963. В кварцевом массиве скрыт механизм, который заставляет крылья ангела двигаться


"Без публики, без присутствия зрителей эти изделия не выполнили бы той функции, ради которой они были созданы. Значит, сам зритель превращается, в конечном счете, в художника. Его взгляд, сердце, ум, улавливая, в большей или меньшей степени понимая намерение создателя и сливаясь с этим намерением, вдыхают жизнь в эти изделия."

Паук ночи, 1962


Паук ночи, фрагмент


"В эпоху Возрождения великие мастера не ограничивались одним единственным средством выражения. Гениальность Леонардо да Винчи выходит далеко за пределы живописи. Его научный дух постигал в морских глубинах и в воздухе возможность чудес, которые сегодня стали реальностью. Бенвенуто Челлини, Боттичели и да Лука обрабатывали драгоценные камни для украшений, создавали необыкновенной красоты кубки и орнаментальные чаши, отделанные камнями. Паладин нового Возрождения, я тоже отказываюсь быть ограниченным. Мое искусство охватывает, помимо живописи, физику, математику, архитектуру, ядерную науку - психоядерную, ядерную мистику и ювелирное мастерство."

Чаша жизни, 1963. Механизм внутри шара приводит крылья бабочек в движение


"Своими ювелирными изделиями я хотел бы выразить протест против той значимости, которая придается цене материала, используемого ювелирами. Я стремлюсь к тому, чтобы было оценено искусство мастера таким, какое оно есть - дизайн и мастерство изготовления должны быть оценены выше стоимости драгоценных камней, как это было в эпоху возрождения."

Pax Vobiscum (Мир вам), 1968. Внутри миниатюрного "алтаря" скрыт механизм, который периодически поворачивает центральный камень (цитрин), открывая находящуюся за ним миниатюру.


Pax Vobiscum, фрагмент с повернутым камнем и открытым ликом сюрреалистического Христа


"В ювелирных изделиях, так же как и во всей моей творческой деятельности, я воплощаю то, что больше всего люблю. В некоторых из них можно оценить архитектурные оттенки (как и на отдельных моих картинах). Здесь еще раз проявляется логарифмический закон, а так же отношения между духом и материей, между временем и пространством."

Глаз времени, 1949. Часы в виде глаза стали одной из самых известных ювелирных работ Дали


Глаз времени представлен в ювелирной галерее на фоне графической работы Дали


"Антропоморфные темы вновь и вновь проявляются в моих ювелирных изделиях. Я вижу человеческие формы в деревьях, листьях, животных; животное и растительное - в человеческом."

Виноград бессмертия, 1970. На аметисте рисунок Дали "Ангел вечности"


Виноград бессмертия, фрагмент


"Мое искусство живописью, бриллиантами, рубинами, жемчугом, изумрудами, золотом, хризопразом доказывает, каким образом происходит метаморфоза; человеческие существа обладают способностью создавать и преобразовывать. Когда они спят, они абсолютно меняются, превращаясь в цветы, растения, деревья. Следующее преобразование происходит в Раю. Тело вновь становится цельным и достигает совершенства."

Живой цветок, 1959. Лепестки цветка раскрываются скрытым в основании механизмом.


Разница между настоящими драгоценностями и фальшивыми в том, что подделка всегда выглядит более реальной - более сверкающей. Поэтому появляется очень заманчивая идея - сделать настоящие драгоценности настолько обманчивыми, чтобы они могли походить на фальшивые

Дафна, 1967. По легенде, Дафна, преследуемая Апполоном, попросила у богов превратить ее в лавровое дерево.


Дафна, фрагмент. За топазом находится женский портрет работы Дали, видимый только под определенным углом


"Космический слон" - это наверное самый узнаваемый образ в творчестве Сальвадора Дали. Впервые он появился на полотне, затем воплотился в скульптуру и в ювелирное изделие.

Космический слон, 1961


Новаторством и отличительной чертой ювелирных работ Дали являются механизмы, приводящие части изделий в движение. Вот работа, созданная по случаю коронации Елизаветы II, но посвященная главной музе Сальвадора Дали, его несравненной Гала.

Королевское сердце, 1953

image Click to view



В основных залах театра-музея есть еще несколько ювелирных работ Дали.

Десять рецептов бессмертия, 1973 (трехмерный вариант иллюстрации к одноименной книге)


Дракон и яйцо


Павлин Гала Дали. На голове у павлина миниатюрный портрет Гала


Последние две работы находятся в зале, который расположен под сценой театра-музея. Именно здесь покоится прах великого художника: Дали завещал похоронить себя так, чтобы по его могиле ходили люди. На поверхность сцены этот саркофаг выходит гладкой серой плитой без всяких надписей, и многие посетители музея даже не подозревают, что находится у них под ногами...



Еще об искусстве Сальвадора Дали: Дали-скульптор, Дали-театр

museum, dali, exhibition, art

Previous post Next post
Up