Есть в Париже место, которое позволяет совершить кругосветное путешествие по самым потаенным и нетронутым цивилизацией уголкам нашей планеты всего... хочется сказать, подражая Жюлю Верну, за 80 минут, - но не буду кривить душой, 80-ти минут определенно не хватит, и потратить придется как минимум два часа, а то и все четыре. Называется это место - Музей на набережной Бранли
В центре на снимке выше - малое крыло музея со знаменитым вертикальным садом на стенах. Главное экспозиционное крыло находится левее, в парке за стеклянной стеной, отделяющей территорию музея от оживленной набережной. Оно словно вырастает на сваях из зеленого массива парка, и располагается над ним.
Парк и музей Бранли
Полное название музея совершенно непроизносимо и может разве что отпугнуть потенциального посетителя: "Музей на набережной Бранли - Жак Ширак, традиционного искусства стран Азии, Африки, Америки и Океании". Уф... И пока я туда не попал, даже представить не мог, насколько интересно можно показать такой вот "традиционный" материал. Но к делу.
Театр начинается с вешалки, а музей - с лестницы. В Бранли лестницы нет. Вместо нее внутрь огромного здания, размером с небольшой городской квартал, ведет длинный извилистый пандус, по которому течет поток светящихся слов.
Чарльз Сандисон, Река, 2010
Надписи плывут, сплетаются и расплетаются, возникают и исчезают, создавая иллюзию потока воды, движущегося навстречу входящему в музей. Но это не просто слова, а 16597 названий всех народов и географических мест, которые представлены в коллекциях. "Река" - прекрасный ввод посетителя в атмосферу музея, но особенно очаровывает она детишек.
Входной пандус постепенно превращается в главный маршрут по музею, который проводит посетителя по всей экспозиции, от страны к стране, от континента к континенту. В Бранли почти нет традиционных залов, его здание - это один громадный объем, где условными стенами часто служат сами выставленные предметы.
Как говорил автор проекта музея архитектор Жан Нувель, Бранли - это не дом для экспонатов, а музей, построенный вокруг коллекции. Тут мало не только стен, но и углов, всё здесь изогнутое, плывущее, прозрачное и загадочное, чтобы лучше служить главной цели: перекидывать мосты между разными культурами, подталкивать человека к узнаванию нового.
В какой-то степени экспонатами Бранли являются и его посетители: пожалуй ни в одном другом музее не ощущаешь так присутствия окружающих людей, которых видишь и через прозрачные витрины, и в многочисленных отражениях, и вокруг свободно стоящих предметов. Сначала мне это немного мешало фотографировать, но потом я решил, что присутствие зрителей наоборот оживляет снимки.
1.
2.
Австралия
В австралийском отделе захватывает живопись аборигенов, культуру которых считают самой старой из сохранившихся до наших дней - ей почти 50 тысяч лет. Художники-аборигены рисуют рыб, зверей, птиц, иногда людей, при этом наряду с внешними деталями изображают и внутренние органы - позвоночник, пищевод, сердце, печень. Этот характерный стиль называют "рентгеновским", подобное доскональное отображение "дичи" является одновременно и магическим действием, обеспечивающим успех на охоте.
Традиционные рисунки выполнялись на вычищенной изнанке кусков древесной коры, современные местные художники используют и холсты, и краски
Кэтлин Петиарр, Сон о "колючем дьяволе", 1995 (Колючим дьяволом называют австралийскую пустынную ящерицу)
Рядом с побережьем Австралии находятся острова Тиви, где сохранилась своя древняя культура. Самым знаменитым видом искусством Тиви считаются погребальные столбы, вырезанные из массива железного дерева и украшенные ритуальной резьбой с геометрическими орнаментами.
Погребальные столбы Тиви, XIX-XX век
Юго-Восточная Азия - Индонезия
Маска худока, начало XX века
"Худок" является праздником благодарения у даяков, населяющих остров Борнео. Согласно их верованиям худоки - это тринадцать вредителей, разрушающих урожай (в их число включают и духов, и животных). На празднике худоков символизируют танцоры, которые носят маски, представляющие вредителей. В конце танца два человеческих худока изгоняют все злые силы, спасая урожай.
Памятные статуи, Суматра, XIX век
Памятные и престижные статуи заказывались при жизни человека. Их целью была демонстрации богатства, необходимого для утверждения власти. Хотя политическая власть автоматически передавалась от отца к старшему сыну, детям вождей и начальников необходимо было обладать и силой, и богатством, которые внушают уважение. Для этой цели и служили статуи, они представляли не только главу семьи но и его жену, воинов. Здесь на переднем плане статуя жены главного мага клана Пакпак, проживавшего на севере острова Суматра.
Юго-Восточная Азия - Таиланд
Маски карнавала Пи Та Кхон
Пи Та Кхон - один из ежегодных этнических фестивалей Тайланда, символизирующий призыв дождей на рисовые поля. Однажды Бог Неба, уязвленный популярностью Будды у тайцев, лишил их своей милости - он перестал посылать дождь на их землю 7 лет 7 месяцев и 7дней. Высохшая земля перестала давать урожай. Тогда люди стали умолять небеса о милости, они стали запускать в небо зажженные стрелы, изображая молнию, греметь в барабаны, подобно грому, исполнять неистовый танец дождя, а их рисовые маски просили о плодородии и защите от смерти.
Южная Азия - Индия
Индийский театр теней, Андхра-Прадеш, начало XX века.
Персонажи "Рамаяны" - демон (слева) и обезьяний царь (справа). Последний помогал принцу Раме освободить его жену Ситу, похищенную демонами. Считается, что театр теней возник три тысячи лет назад в Юго-Восточной Азии и оттуда проник в Индостан. Он до сих пор популярен в Андхра-Прадеше, Керале, Ориссе. Традиционно теневые куклы Ориссы и Кералы черно-белые, а в Андхра-Прадеше - цветные. Их изготавливают из тонко выделанной и раскрашенной козьей кожи. Основными сюжетами театра являются истории из "Рамаяны" и "Махабхараты". Обычно спектакли начинаются поздно вечером и длятся до утра, но есть сюжеты, показ которых занимает много ночей подряд.
Подношения Кришне, храмовая завеса, Раджастан, XIX век
Это не тканый ковер, а живопись на холсте. Такие картины вешались в индуистских храмах Раджастана за изображениями богов. Похожие картины получили распространения и в быту, как предметы прикладного искусства, и даже стали предметом экспорта.
Передняя Азия - Иран (Персия)
Женщина за туалетом. Персия, XIX век
В отличие от арабской культуры, персидская никогда не запрещала изображать живых существ и человека. Ко времени арабского завоевания в VII-VIII веках персидская живопись уже представляла собой устойчивую многовековую традицию со своими правилами и принципами, и исламизация Персии не привела к их ограничениям - тем более, что в Коране не было прямых запретов на изображение людей и животных.
Персидская синь. XVIII-XIX век
"Персидская синь" - это особенный оттенок синего цвета, названный по цвету ковров, керамики и плитки, применяемой в отделке дворцов и мечетей в Иране и странах Ближнего Востока. Эта краска получается из лазурита, который добывают в Иране и Афганистане. Обратите внимание на "зайчиков" и "танец маленьких дьяволиц" - считают что эти работы неизвестного персидского художника иллюстрируют древнюю арабскую рукопись XIII века под названием "Чудеса творения".
"Чудеса творения", XIX век
Ближний Восток - Сирия
Паланкин для верблюда, 1933
Во время путешествий арабские женщины и маленькие дети передвигались на верблюдах в паланкинах различных форм, защищавших их от солнца. Этот паланкин принадлежал жене вождя племени кочевников, жившем в пустыне Северной Аравии. На его седле закреплены стойки, поддерживающие крышу. Паланкин покрыт тканью и украшен длинными полосками текстиля, керамикой и раковинами.
Восточная Африка - Эфиопия
Роспись из церкви Св.Антония в , XVII век
Христианство пришло в Эфиопию в IV веке нашей эры, что привело к возникновению церквей и монастырей, посвященных Деве Марии, Христу и святым. Церковь Святого Антония в Гондаре была построена во время правления Йоханнеса I (1667-1682), росписи находились в ее центральной комнате и были перевезены во Францию в 1932 году.
Восточная Африка - Мадагаскар
Погребальные столбы алуалу, XIX век
Алуалу - это резные столбы, увенчанные скульптурами, которые делают люди народа бара, считащиеся искусными резчиками по дереву. В ясную погоду алуалу отбрасывают тени, которые для малгасийцев полны смысла. Определенное чередование фигур и знаков рассказывают о том, кто покоится в этом месте. Например, рога повернутые от могилы наружу украшают могилы любимых матерей. В резьбе алуалу часто присутствуют эротические и праздничные мотивы, поскольку некоторые погребальные церемонии на острове проходят как праздники.
Центральная Африка - Чад
Глиняные статуэтки, VIII-X век
Статуэтки из храма Таго в центральной Африке относятся к земледельческая культуре сао, существовавшей с V в. до н.э. до XVI вв.н.э на территории современного Чада. Носителям сао были известны металлообработка и гончарное дело. Археологи также обнаружили укреплённые поселения этой культуры. Статуэтки сао предположительно использовались в погребальных обрядах.
Центральная Африка - Мали
Деревянные скульптуры вождей племени догонов, XIX век
Догоны имеют богатую мифологию: о боге-творце Амма; о первопредке-герое Номмо, который украл у небесных кузнецов огонь, разделил землю между родами догонов и научил их земледелию; о божествах воды - полу-людях полу-змеях; о вредоносном шакале Юругу. У них существуют космогонические представления о Вселенной и определённый опыт астрономических наблюдений. Своих вождей догоны изображали полу-людьми полу-животными.
Северная Африка - Алжир
Кабильские кувшины, XIX век.
Луиза Кануэ. Девушка из Кабилии, XIX век
Кабилия находится в северной части Алжира, область получила свое название от проживающей здесь берберской народности кабилов. Эти кувшины, как и вся берберская керамика из Северной Африки, лепились вручную и обрабатывались скребками, без применения гончарного круга. Такой способ изготовления оставляет много возможностей для придания изделию различных форм. Берберская керамика производится и украшается исключительно женщинами, в соответствии с племенными традициями и с нанесением родовых декоративных орнаментов. Изготовленная посуда сначала высушивается на открытом воздухе, затем складывается и накрывается топливом (плитами из сухого навоза и травы), где и происходит ее обжиг. Изделия предназначены для домашнего использования - хранения, приготовления и подачи пищи.
Западная Африка - Марокко
Марокканские домотканые ковры, XIX-XX век
Фото на полу - марокканская деревня, вид с высоты
Марокканский сельский стиль - уникальный, хотя и представляет собой смешение традиций и культур финикийцев, берберов, мавританцев и отчасти европейцев. Ковры используются и как подстилки, и как одеяла и для украшения жилища.
Западная Африка - Берег Слоновой Кости
Ритуальные танцевальные маски, XIX век
Дети рисуют маски в музее Бранли
Вторая половина "кругосветки" Бранли (индейцы, вуду, каннибалы...) здесь:
https://nikolai-endegor.livejournal.com/171340.html