Продолжение. Начало здесь:
http://nikolai-endegor.livejournal.com/163670.html 3. Любовь и боль
Родена можно назвать певцом женского тела. Скульптор писал: "Какое ослепляющее зрелище: женщина, которая обнажается! Это подобно тому, как солнце пробивается сквозь облака. Первый взгляд на ее тело - это шок, потрясение. Словно при яркой вспышке зритель, на мгновение ослепленный, постепенно приходит в себя. В каждой модели - целый мир, и глаз, умеющий видеть, открывает его и проникает так далеко! Но особенно важно то, чего многие не в силах разглядеть: таинственные глубины внутреннего мира, тончайшие движения души. Но всё это невозможно выразить словами…"
Данаида, 1886-89
Торс Адели, 1882
Моделью для этой скульптуры послужила итальянка Адель Абруцезе, одна из двух сестер, любимых натурщиц Родена. Адель и Анна позировали скульптору для многих работ, в том числе для сюжетов "Врат ада". C Адели скульптор лепил "Крадущуюся женщину", "Ирис - посланницу богов", обеих "Кариатид" (см фото в конце
первой части ).
Густав Макс Стивенс. Адель и кариатида, 1896
Торс Адели послужил прототипом женской фигуры для "Вечной весны" - одной из самых знаменитых и чувственных скульптур Родена
Вечная весна, 1884
Роден в мастерской с одной из своих моделей.
По-моему, на этой фотографии можно узнать Адель Абруцезе - сравните лицо модели и профиль Адели на картине Г.Стивенса, приведенной выше.
Анна Абруцезе была моложе своей сестры, она попала в студию Родена в 1887 году и сразу вдохновила мастера на создание иллюстраций для сборника Шарля Бодлера "Цветы зла".
Из иллюстраций к "Цветам зла", 1887.
Внизу листа написаны строки из стихотворения Бодлера:
"К тебе взываю я,
о та, кого люблю я,
из темной пропасти,
где сердце схоронил"
Еще одна итальянка, Кармен Висконти, была моделью для прекрасного "Туалета Венеры". У меня нет фотографии последней работы в мраморе (а именно в мраморе, мне кажется, ее надо смотреть), поэтому привожу фото из Википедии. Позднее эта фигура была включена в композицию "Поэт и муза", которая находится у нас в Эрмитаже.
Туалет Венеры, 1887-88.
В 1884 году в студии скульптора появляется Камилла Клодель, тогда еще совсем юная двадцатилетняя девушка. Она лепит с тринадцати лет и непременно желает учиться у мастера, слава о котором уже разнеслась по Парижу. С большой неохотой Роден соглашается взять ее в подсобники, но Камилла своим трудолюбием, умением, острым умом быстро завоевывает его внимание и уважение.
Ателье Сезара. Камилла Клодель, 1884
Родена буквально соблазняет огненный темперамент и исключительный талант его новой ученицы, она становится его сотрудником, а затем моделью, музой и любовницей. Она позирует для нескольких бюстов, "Вечного идола", "Данаиды". Последняя скульптура была начата в 1885 для "Врат ада", но не вошла в их итоговую версию.
Данаида, 1886-89
Данаиды, дочери царя Даная, должны были заполнить водой бездонную бочку в наказание за убийство своих мужей в первую брачную ночь. Роден отошел от буквальной трактовки сюжета, он изображает отчаяние женщины, осознающей бессмысленность и абсурдность своей задачи. Измученная, она опирает голову на руку, а ее распростертые "жидкие" волосы сливаются с водой из опрокинутой вазы. Но по сути своей эта скульптура представляет не только и не столько мифологический персонаж, сколько пейзаж конкретного прекрасного тела с подчеркнутыми линиями спины и шеи.
Андромеда, 1886. По легенде, девушка была прикована к скале как жертва для злобного чудовища
Мне кажется, пропорции этого тела узнаваемы - это тоже Камилла. Скульптура была представлена на выставке 1886 года под названием "Фигура сложенная пополам".
И до, и после Камиллы Клодель у Родена было много связей с женщинами, как с натурщицами, так и с заказчицами. Но лишь с Камиллой у него сложились не только любовные, но и творческие отношения, которые взаимно обогатили обоих. Они много работали вместе, делясь студиями и моделями, даже заимствовали друг у друга сюжеты скульптур.
Камилла Клодель.Девушка со снопом, 1887 (слева).
Огюст Роден. Галатея, 1889 (справа)
Камилла Клодель. Огюст Роден, 1886-88. Этот бюст был единственным скульптурным портретом мастера, который нравился ему самому.
Огюст Роден. Маска Камиллы Клодель, 1884-95
Роден всегда арендовал несколько мастерских, некоторые из которых были "секретными" - там он не только лепил, но и встречался с женщинами втайне от своей гражданской жены Розы Бёре. Для встреч с Камиллой он снял старый особняк на Итальянском бульваре, 68 (ныне бульвар Огюста Бланки) и мастерскую для Камиллы напротив (Итальянский бульвар, 113) - там она работала, а потом и жила.
Фоли-Небур, мастерская Родена на Итальянском бульваре
Смущенная нимфа, 1886
Камилла Клодель. Шакунтула, 1886. Девушка встречает своего мужа, который долгое время был заколдован.
Роза догадывалась о связях Родена с другими женщинами, она очень от этого страдала, но терпела, поскольку увлечения Огюста были достаточно кратковременными и поверхностными. Но когда тот влюбился в Камиллу Клодель, Роза почувствовала неладное. Она начала упрекать Родена, а потом и нашла его с Камиллой убежище. Разразился скандал. Камилла в свою очередь категорически не желала делить Родена ни с кем, и требовала, чтобы скульптор женился на ней, расставшись с Розой, брак с которой не был оформлен. Мастер оказался между двух огней. Он упорно отказывался бросать Розу, которая поддерживала его в самые трудные годы, вела дом, воспитывала его сына. В то же время он хотел удержать Камиллу, которую любил, и которая очень помогала ему в работе - по сути, она была чуть ли единственным человеком к чьему мнению он действительно прислушивался.
Нежелание Родена оставить Розу приводило Камиллу в бешенство. Она отдалялась от скульптора, ее самоотверженность и любовь постепенно превращались в подозрительность, ревность, а потом и в ненависть. Она начала считать, что Роден обкрадывает ее, препятствует творческому росту. В 1893 году происходит их первый разрыв, а в 1898 году она уходит окончательно.
Камилла Клодель. Эпоха Зрелости, 1893-1900
Эта скульптура - аллегория личной драмы Камиллы во время расставания с Роденом. Фигура на заднем плане - ее автопортрет. Роден также тяжело переживал прекращение их отношений, но так и не позвал Камиллу вернуться. Правда он не озлобился, продолжал поддерживать ее работы и даже тайком помогал в организации персональной выставки Камиллы в 1905 году.
Огюст Роден. Падение ангела, 1895
Расставание с Роденом стало поворотным моментом в судьбе Камиллы Клодель. Боль от разрыва и раздражение, вызываемое критиками, которые упорно видели в ней не самостоятельного скульптора, а лишь тень учителя, привели к серьезному внутреннему надлому. После 1905 года у нее развилось психическое заболевание и она многие года провела в больнице для душевнобольных...
Продолжение здесь:
https://nikolai-endegor.livejournal.com/166131.html