В парижском Малом дворце открылась не совсем обычная выставка под названием "Fantastique!". Она состоит из двух частей - персональной экспозиции крупнейшего японского художника-графика Утагава Куниёси (1798-1861) и коллекции "готично-фантастических" гравюр и офортов французских мастеров. Несмотря на огромную стилистическую разницу японской и европейской школ, показанные работы роднит не только их техника и (в значительной части) время исполнения, но и внутренний посыл - широта воображения их авторов, фантазийные и мифические сюжеты.
Утагава Куниёси. Очищение у водопада Начи. 1860
Эжен Делатр. Смерть в мехах. 1897
Утагава Куниёси родился в Токио, в семье красильщика. Знакомый отца научил его рисовать и мальчик поступил в художественную школу Утагава, которая стала впоследствие одной из самых знаменитых в Японии. После окончания учебы Куниёси довольно долго не находил признания, пока не стал иллюстрировать сюжеты героико-фантастических преданий. После первого успеха тематика его работ значительно расширилась, он стал работать над портретами актеров и гейш, пейзажами, жанровыми сценками, карикатурой. Куниёси имел проблемы с властями, особенно за свои карикатуры, его доски даже конфисковывались и уничтожались, но художник перешел к иносказательным сюжетам. В последнее десятилетие жизни он работал преимущественно в жанре литературной иллюстрации.
Тенган Исобиоэ - из серии "Ночь ста героев". 1831
Монстр Сютен Додзи на горе Оэ, 1861
Принцесса Такияша вызывает чудовищного скелета в заколдованном замке, 1844-1848
Женщины под дождем, 1850
"Забавные монстры отдыхают в сумерки". 1842
"Он кажется страшным, но в действительности он прекрасный человек". 1848
(неизвестно, знал ли Куниёси работы Арчимболдо, но, похоже, он первым "слепил" портрет из человеческих тел)
Из серии "Теневые картинки", 1852
Отдыхающие гейши-кошки, 1842
Коты, одетые актерами Кабуки, 1842
Как пишут устроители выставки, во второй части они хотят продемонстрировать, как «готическое» вдохновение преображалось в работах трех последовательных поколений французских художников. Вначале Делакруа находился в центре романтического поколения 1830х, чьи гравюры были черно-белым манифестом романтизма и продолжали путь Дюрера и Гойи. Фигура дьявола была одной из самых популярных в печатных изданях той поры. Второй раздел представляет нео-романтиков, группировавшихся вокруг Гюстава Доре; он был знаковым художником этого движения со своими иллюстрациями к Данте. Накоец, эстафета перешла к Редону, особенно после его работы "В мечте", которая заложила путь к символизму.
Альбрехт Дюрер. Меланхолия. 1514.
Франсиско Гойя. Сон разума порождает чудовищ. 1797
Эжен Делакруа. Явление Фаусту тени Маргариты. 1827
Луи Буланже. Ночной шабаш - иллюстрация к стихотворению В.Гюго.1828
Луи-Леопольд Буайи. Сон Тартини
(итальянский композитор Дж.Тартини говорил, что услышал свою "Дьвольскую сонату" во сне)
Эжен Жазе. Ленора - иллюстрация к балладе Г.Бюргера. 1840
Гюстав Доре. Аллегория на смерть Жерара де Нерваля, 1855
(находясь в нужде и страдая психическим недугом, поэт Ж.де Нерваль повесился в одном из парижских переулков)
Гюстав Доре. Вечный жид. 1856
(по легенде, старик Агасфер обречен скитаться по земле до второго пришествия Христа)
Гюстав Доре. В гнезде Гарпий - иллюстрация к "Божественной комедии" Данте.1861
Франсуа Шифлар. Холера в Париже, 1865
Макс Клингер. Перчатка. 1881
Одилон Редон. В мечте. 1879
Одилон Редон. Эдгару По. 1882
Одилон Редон. Бесформенный полип, покачивающийся у берега, сын отвратительного улыбающегося циклопа. 1883
Эжен Виала. Искушение Св.Антония или Под оком Господним. 1898?
Поль Гоген. Портрет Стефана Малларме, 1891
Снимки я делал прямо со стендов, приношу извинения за посредственное качество некоторых изображений.
.