Итак все датчики на двигателе были подключены. Выведены на два завинчивающихся с контровкой штекера, на моторной переборке и временно накинуты на приборную панель с целью проверки. Температурные датчики количеством 8 шт проверял в процессе монтажа и это было самое сложное.
Да конечно автомобильный опыт присутствовал, но специфического авиационно электрического не было. Поэтому по незнанию пытался припаяться к проводам датчиков температуры выхлопа. Из за того что они работают при высокой температуре, они не из обычной меди,а из какого то материала, который не припаивается никак. Но весьма правдоподобно изображает что припаялся. То есть подёргав припаянный провод можно подумать что припаялся, а на сам деле это не так. Он то держится, полноценного же контакта фигвам - существует небольшое сопротивление. Из за этого датчики врут о температуре. Тут помог автомобильный опыт работы с универсальными датчиками кислорода. Там тоже такие же жёсткие провода с маленькими токами и напряжениями. Их соединяют специальными обжимками. В бохатых закромах родины отыскались эти обжимки.
В прошлых записях много критиковали, дескать куда ты со своим автомобильным рылом, полез в калашный ряд самолётов. Этожи авиациия! Наибнуцца возможно!
Так вот критиканам замечу.
1. Голова у меня есть.
2. Ответственность тоже присутствует.
3. Инженерное мышление присутствует.
4. В гоночных машинах, к которым я имел некоторое отношение, требования к электрике, раза в два жестче.
Опыта только нет специфического самолётного, поэтому с радостью принимал приглашения помочь, от всех обитателей аэродрома. Да и просто влезал в соседние стоявшие в ангаре самолёты. Разумеется с позволения владельцев. Так что в форсированном режиме набирал опыт.
В ангаре кроме моего Пайпера, стоял ZLIN 42
Злин попробуй добраться до свечей.
и ЯК 18т,в раскраске по мотивам фильма “В бой идут одни старики”
Як 18 слева на заднем плане. На переднем плане мощный аэродромный тягач Тоша.
Кроме того удалось поковыряться в NG 4 и Вильга PZL - 104.
Грузинский пилот Рамаз , шотландский терьер Тоша и чешский самолёт NG4
Результатом наблюдений стал вывод: Лёгкие самолёты можно разделить на условные две категории. Первая абсолютно любительские. Там многое по автомобильному и кажется несколько легкомысленным. Это Piper J4, NG4,
Cessna 172 ,
Аэропракт A-22 а есть более серьёзная категория Zlin, Як 18т и
PZL-104 Wilga. По аналогии с аппаратурой можно сказать полупрофессиональные.
У последних всё по взрослому, нет несерьёзных оппозитников. Радиальный или рядный мотор. Какая то конкретная основательность в креплении всего и в том числе проводов. Хорошо экранированное электрооборудование. Несерьёзного штекера быть не может. Заделка в кольцевые клеммы, а клеммы на винты, а винты на фиксатор. Ну и контровка, контровка, контровка.
Это повышает трудоёмкость и следовательно стоимость обслуживания в несколько раз.
Кстати о Злине. В нем мотор, с точки зрения автомобилиста, стоит верх тормашками. То есть коленвал наверху, а цилиндры внизу. Понятно что мотор не смазывается взбрызгиванием коленвалом , а только давлением. Так как нет полости картера - иначе на заглушенном моторе оно стечёт в цилиндры, то масло находится маслобаке.
Жёлтый это масляный бак
Таким образом я параллельно набирался опыта. Ну и не стеснялся спросить. Очень большую помощь мне оказал инженер аэроклуба “Джонатан Ливингстон” Владимир Ягода. Ну и в конце концов сам я не дурак. Вполне умею впитывать и усваивать новое.
Есть мнение что самолёты это увлечение супербогачей и работа профессионалов. Это не так. Содержать самолёт немногим дороже чем автомобиль и стоит он примерно так же. Поэтому народ на аэродроме разный. Но нет ни одного олигарха.
Первая категория это профи. Точнее люди которые соединили в себе любовь к полётам с профессиональной деятельностью. Пилоты - инструкторы, инженеры ,техники. Они вполне себе смогли сделать так чтобы получать деньги за удовольствие, за хобби. Своих самолётов не имеют.
Вторая категория это действительно зажиточные люди. Но далеко не владельцы газет, пароходов. Мой заказчик был например начальником службы безопасности небольшого банка. У них обычно хорошие экзотические самолёты. Пайпер если не на Аляске, тоже можно отнести к экзотике. У одного была Сессна 1958 г. Вся хромированная , в дизайне тех лет, невероятно красивая и ухоженная. У другого какой то вовсе пилотажный самолёт марки не помню. Который является уже вовсе профессиональной техникой. У третьего летающая двухмоторная лодка Орион. Но их немного.
Третья категория голые энтузиасты. Любят летать. Имеют в собственности самолёт и пытаются совместить любовь к полётам и зарабатывание самолётами. Кто то торгует привезённой из заграниц бушкой, однако большинство пытается заработать катая
желающих. Так себе заработок. Но бензин и запчасти отбить можно. Владеют обычно Аэропрактом, Сессной или ещё чем то дешёвым в весьма плохом состоянии. С понедельника по пятницу работают на основной работе, субботу и воскресенье проводят ремонтируя самолёт и иногда катают желающих за деньги. Очень напоминают автолюбителей, которыми когда то были заполненный гаражные кооперативы.
Четвёртая категория это старый хрен. Это обычно бывший профессиональный пилот или техник, забавляющиеся на пенсии.
В общем если вспомните гаражный кооператив эдак 80х-90х, примерно то помёте этих типажей.
В общем народ разный.В основном приветливый и дружелюбный. Снобизма нет.
В числе прочего помогал Рамазу настраивать воздушный винт. Интересная технология скажу я вам. Снимается винт. И на специальной линейке выставляется угол атаки лопастей. Для того чтобы попробовать тягу переставленного винта, я был приглашён в полёт. Собственно Рамазу был нужен тяжёлый пассажир. Я согласился лететь с Тошей, для полного вхождения в антураж фильма Мимино. Полетали в общем.
Тоша полёта сначала испугался и пытался засунуть голову под мышку Рамазу. Потом осмелел , выглянул , пришёл в совершеннейший восторг. Позже увидев Рамаза направляющегося к самолёту, бежал к нему вперёд него и пытался улететь. Однако был опиздюляем мной.
Click to view
Грузинский лётчик,греческий балласт и шотландский терьер
Продолжение следует.